История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам

Есть на складе
74 руб.
-10%
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 341г
Авторы-составители Стыденко Н. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1589-3
Страниц 166
УДК 371.3
Штрихкод 9785705715893
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 118 г
Художественно-исторический образ действует не только на мысль, но и на чувства учащихся. В сочетании со средствами наглядности и словом учителя поэтические тексты открывают широкие возможности для эмоционально-образного восприятия изучаемых явлений или событий. Многие из них можно использовать как эпиграфы к урокам и внеклассным мероприятиям.
В сборнике представлен литературно-художественный материал по курсам "История России с древнейших времен до XVIII века" и "История Отечества ХХ века". Он поможет учителю вовлечь учащихся 6-11 классов в процесс активного познания.
Пособие предназначено учителям истории для творческого использования на уроках и во внеурочной деятельности.

Подробное описание

введение

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Н. П. Кончаловская

Замечено, что художественно-исторический образ действует не только на мысль, но и на чувства учащихся, а стихотворные тексты являются прекрасным средством эстетического воспитания молодежи. В сочетании со средствами наглядности и словом учителя тексты открывают широкие возможности для эмоционально-образного восприятия изучаемых явлений или событий. Многие тексты можно использовать как эпиграфы к урокам и внеклассным мероприятиям.

В предлагаемом пособии, предназначенном для учителей истории 6–11 классов, собран литературно-художественный материал, который поможет увлечь учащихся учебным процессом. В соответствии с программой Министерства просвещения по «Истории России с древнейших времен до конца ХХ века» отобраны фрагменты из историко-художественных произведений по истории России: «История России с древнейших времен до ХVIII века» и «История Отечества ХХ века». В творчестве К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. Заболоцкого, В. Брюсова, А. Блока, М. Цветаевой, М. Волошина и др. можно найти много ярких страниц об истории Отечества.

Так, например, при изучении темы на уроке истории России «Поход русских войск под командованием А. В. Суворова в Италию и в Швейцарию» можно использовать фрагменты из поэмы К. Симонова «Суворов». Урок проходит в игровой форме. Карточки с текстами раздаются игрокам поровну. Все рассматривают схему похода, определяют, к чему относится тот или иной текст. Так, зачитывая тексты в соответствующем порядке, учащиеся «совершают» поход вслед за Суворовым и его армией.

Используем карточки с текстами:

1. 31 августа 1799 г. двадцатитысячная армия Суворова выступила в поход. За шесть суток она прошла более 150 километров и достигла городка Таверно.

В швейцарском городке Таверно

Суворов дал привал войскам.

Ночь выдалась дождливой, скверной,

Туман сползал по ледникам;

Ветра с предгорий, как в мешок,

В тавернскую долину дули;

Как будто в Пскове или в Туле,

Холодный сыпался снежок.

2. В Таверно Суворов должен был получить от австрийцев запасы продовольствия и мулов для перевозки грузов. Ни того, ни другого не оказалось.

Австрийский генерал-бездельник

Опять недодал лошадей,

А из России ни вестей,

Ни пушек, ни полков, ни денег,

Ну что же, ладно! Только жаль,

Никак солдатам не втолкуешь,

Зачем зашел в такую даль,

За что с французами воюешь.

А тут как об стену горохом,

Тут говоришь, не говоришь –

Рязанцы понимают плохо,

На кой им шут сдался Париж.

3. 10 сентября главные силы Суворова тронулись из Таверно к Белинционе. Впереди преграждал дорогу центральный горный массив Сен-Готард.

Уже в горах ему сказали,

Что путь на Сен-Готард закрыт.

Он огляделся – грозный вид!

По скалам в пропасти сползали

И пропадали облака,

Внизу орел парил устало

И узкая, как нож, река,

С камней срываясь, клокотала.

4. Приняв решение атаковать Сен-Готард, Суворов от местечка Биаско направил свои силы двумя потоками, чтобы осуществить обход противника. Во время штурма командование правой колонной было возложено на Багратиона.

По черным скалам стлался дым.

Уж третий час, как батальоны

Вслед за фельдмаршалом своим

Карабкались по горным склонам.

Скользили ноги лошадей.

Вьюки и люди вниз летели.

Француз на выбор бил.

Потери – давно за тысячу людей.

Темнело... А Багратион

Еще не обошел французов.

5. Вот что писал сам Суворов об этих местах:

Дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах с каменьями, с вершин низвергавшихся, увеличивали... трепет. Там является зрению нашему гора Сен-Готард, сей величающийся колосс гор, ниже хребтов которого громоносные тучи и облака плавают.

6. Три атаки в течение дня (13 сентября) провели войска средней колонны. Наконец подоспел и Багратион. Неприступный Сен-Готард был взят!

Они ползли, Суворов ждал.

А время шло, тумана клочья

Спускались на горы. Беда!

Фельдмаршал приказал хоть ночью

Быть в Сен-Готарде. Но когда

Последний заходящий луч

Уже сверкнул за облаками,

Все увидали: выше туч,

Край солнца зацепив штыками,

Там, где ни тропок, ни следов

От ветра, как орлы крылаты,

Стоят на гребне синих льдов

Багратионовы солдаты.

7. Сам Суворов так описал отступление французов:

Скорость, с каковою войска на неприятеля спустилися, была невероятно поспешна и никак неприятелем неожидаема, а залп, по нем произведенный, и удары штыками совсем смешали все его колонны, и он, оставя нам местечко Урзерн, обратился в бег к Тейфельсбрюку по вышинам гор. Густой туман, покрывавший долину, и наступившая темнота ночи пресекли сражение.

8. Чудеса героизма показали русские войска при взятии знаменитого Чертова моста:

Войска... проходят через темную пещеру... занимают мост, удивительною игрою природы из двух гор сооруженный и поименованный Тейфельсбрюке (Чертов мост). Оный разрушен неприятелем, но сие не остановляет победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его всюду (из донесения А. В. Суворова).

9. Исключительным по трудности был переход через высокий снеговой хребет Росшток на соединение с союзными войсками. Всего 16 километров составлял путь от Альторфа до Муттена, а ушло на этот переход более 12 часов! И вот:

Прорвавшись в Муттен, он узнал

От муттентальского шпиона,

Что Римский-Корсаков бежал,

Оставив пушки и знамена,

Что все союзники ушли, –

Кругом австрийская измена,

И в сердце вражеской земли

Ему едва ль уйти от плена.

10. Гибель войска Суворова казалась неизбежной.

Все генералы крепко спали,

Когда фельдмаршал, встав чуть свет,

Пошел бродить по Муттенталю.

В отряде больше нет, хоть плачь,

Ни фуража, ни дров, ни хлеба.

Суворов смерил долгим взором

Отроги, пики, ледники.

На сотни верст тянулись горы;

Чтоб через них пробиться грудью,

Придется многим лечь. Жесток

Путь через Альпы на Восток.

11. Впереди был еще один горный переход – через Панике, который превзошел по трудности все, что было до этого.

Последний горный перевал...

На Рингенкопфе пела вьюга:

Холодный ветер завывал,

Гуськом, хватаясь друг за друга,

Ползли солдаты. Ни кирки,

Ни альпенштока. Ветер в спину.

Перевернувши карабины,

Шли, опираясь на штыки,

Подряд, как волны в океане.

У ног катились облака.

Протянешь руку – и рука

Сейчас же пропадет в тумане.

По сторонам тропы лежали

Обледенелые тела...

Последний ледяной ночлег,

Вповалку с ружьями, с конями,

Друг друга прикрутив ремнями,

Плашмя ложились прямо в снег.

Где не улечься – долго щели

Искали в каменной стене

И, штык всадивши, на ремне,

Всю ночь над пропастью висели.

12. Не менее мучительным был спуск с Паникса. Мороз и ветер превратили снег в сплошную ледяную корку... Но природная смекалка русского солдата и здесь нашла выход. Солдаты садились на край хребта и катились по ледяному склону (к этому тексту на карточке демонстрируется репродукция с картины В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»).

13. Армия Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября собралась в городке Иланц. Их было теперь 15 тысяч человек, перенесших беспримерный двухнедельный горный поход.

14. Швейцарский поход Суворова приковал к себе всеобщее внимание.

Ни разу ни одни войска

Еще не шли по этим тропам.

На них взирает вся Европа.

Во всех углах материка

Гадают, спорят и судачат:

Пройдут они иль не пройдут,

Что ждет их – гибель или сдача?

Пусть их гадают! Только тут,

Среди лишений и страданий,

Среди камней и снежных груд,

Солдаты знали без гаданий,

Что русские всегда пройдут.

15. В результате альпийского перехода, по образному выражению А. В. Суворова, «...русский штык прорвался через Альпы».

Содержание

Введение    3

Материалы к урокам по курсу «История России с древнейших времен до конца XХ века»    9

Материалы к урокам по курсу  «История Отечества XX века»    95

Приложения    134

Литература    148

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос