Черчение. 9 класс: Поурочные планы по учебнику И. А. Ройтмана, Я. В. Владимирова

Снято с продажи
Код 102к
Авторы-составители Титов С. В.
Издательство Учитель, 2005
Серия Для преподавателей
ISBN 5-7057-0563-8
Страниц 190
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705705634
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 138 г
Черчение в 9 классе общеобразовательной школы изучается сжато и кратко. Поэтому преподавателям по данному предмету приходится решать сразу несколько задач: доступное и простое изложение довольно сложного и комплексного материала в условиях ограниченного количества учебных часов, формирование практических навыков построения правильного и аккуратного чертежа, формирование и поддержание интереса к предмету. Для упрощения работы преподавателя было разработано данное методическое пособие, в котором представлены поурочные планы, адаптированные для наиболее традиционных учебников по черчению, варианты проверочных и контрольных работ, задания и упражнения на закрепление знаний и навыков. В пособии максимально полно раскрывается материал учебника Я.В. Владимирова и И.А. Ройтмана "Черчение. 9 класс".

Подробное описание

от автора

Современное образование требует совершенствования теоретической и практической подготовки будущих педагогов. Сегодня в условиях модернизации российского образования, интеграции учебных заведений учителя имеют возможности для реализации своих идей, проведения исследовательской и научной работы. Представленное пособие может помочь будущим учителям при подготовке пробных уроков черчения на практике, а начинающим учителям быстро и грамотно адаптироваться к выбранной профессии (понять, чему учить, для чего учить и как учить).

В основу разработок положен аналитический материал из учебников, пособий, учебных программ, статей, которые посвящены методике изучения отдельных тем черчения. Использовались мною исследования в этой области различных ученых, но наряду с этим выдвинуты собственные методические предположения.

В данном пособии отражен опыт работы по новой программе и учебно-методическим источникам второго поколения. Здесь не повторяется материал школьного учебника, а раскрывается его содержание и на отдельных примерах показывается, как применять известные положения методики преподавания черчения на практике. Следует иметь в виду, что пособие не заменяет книгу для учителя «Черчение в средней школе» [20]*, а лишь дополняет ее в вопросах конкретной организации уроков.

Как правило, содержание материала к каждому уроку распределено по  рубрикам:

1. Тема урока.

2. Образовательные, развивающие, воспитательные цели урока.

3. Тип урока.

4. Методы и приемы преподавания.

5. Материальное обеспечение урока.

6. Используемая и рекомендуемая литература.

7. Рекомендации по изложению нового материала.

8. Ход урока с указанием этапов и хронологии.

Обучение черчению в 9 классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся чрезмерная сжатость курса, возрастные особенности учащихся, их трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний. Поэтому учитель черчения, анализируя стоящие перед ним задачи, должен для каждого планируемого урока продумывать его оптимальную структуру, наиболее полноценно отвечающую задачам и целям урока. При этом учитель должен опираться на достаточно широкий кругозор своих учащихся, на возможности самостоятельного приобретения ими знаний по учебнику или научно-популярной и технической литературе.

Познавательная активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер. Жизненный и трудовой опыт в определенной степени влияет на глубину усвоения, их отношение к учебе. Современная молодежь склонна относиться практически к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к знаниям: насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности. В этом отношении предмет черчение находится в более выгодных условиях: сообщаемые в нем сведения имеют непосредственное отношение к будущим трудовым профессиям многих технически ориентированных учащихся. Это может вызвать большой интерес школьников. Поощряя активность учеников, учитель должен постоянно заботиться о развитии у них этой активности, поскольку только при этом условии обучение окажется наиболее плодотворным. Способам развития активности учащихся на уроках черчения в предлагаемом пособии уделено особое внимание.

При планировании уроков мною учитывались установленные дидактикой принципы: политехническая направленность курса, научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся, наглядность, прочность усвоения знаний, доступность, единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

В пособии приведены различные типы уроков: уроки изучения нового материала (освоения новых знаний), закрепления знаний, формирования умений и навыков; повторительно-обобщающие; контрольные и комбинированные.

Черчение как учебный предмет значительно отличается от других школьных дисциплин, поэтому помимо традиционных методов преподавания (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение) используются и такие, как моделирование и конструирование, выполнение графических работ.

В целях активного участия учеников в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов учащихся запланированы проблемные ситуации. Большое место отводится и самостоятельной работе учащихся: изучение нового материала по учебнику, поиск ответов на вопросы, работа с иллюстрациями учебника, работа со справочным материалом. Представлены экспресс-опросы, фронтальные графические опросы, графические диктанты, графические работы творческого характера, отгадывание кроссвордов, введение игровых и занимательных элементов.

Говоря о материальном оснащении уроков, можно указать модели, детали, таблицы, чертежи, необходимые для проведения урока. Здесь не перечислены линейка, карандаш, готовальня и другие учебные инструменты и принадлежности, которые должны иметь учащиеся к каждому уроку черчения.

Рекомендации пособия не следует считать окончательными, они являются примерными и необязательными для учителя. Автор также понимает, что далеко не все рассматриваемые в разработках положения решены полностью. Некоторые из них требуют дальнейших исследований, постановки новых проблем, практических обобщений и т. д.

Я с признательностью приму все замечания и пожелания методистов и учителей-практиков, направленные на улучшение содержания пособия, и учту их при дальнейшей работе над пособием.

Желаю вам успехов!


* Здесь и далее литературу см. на с. 183–188.

Содержание

от автора    3

предисловие    5

содержание курса черчения и его задачи    5

проблемы развития графического образования учащихся    7

Поурочное планирование учебного материала    9

Введение    16

Урок 1. История графической документации    16

Основные правила оформления чертежей    25

Урок 2. Стандарты ЕСКД. Форматы, их оформление. Линии чертежа. Масштабы    25

Урок 3. Чертежный стандартный шрифт    35

Урок 4. Нанесение размеров. Чертеж плоской детали    40

Геометрические построения    46

Урок 5. Геометрические построения: деление угла, окружности на равные части    46

Урок 6. Сопряжение сторон углов дугами    56

Проецирование и чтение чертежей    60

Урок 7. Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование на одну (фронтальную) плоскость проекций    60

Урок 8. Проецирование предмета  на две плоскости проекций    68

Урок 9. Проецирование на три плоскости проекций. Виды, их расположение    72

Урок 10. Главный вид. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже    76

Урок 11. Чертежи и развертки геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей    82

Урок 12. Порядок построения видов на чертежах. Построение третьего вида по двум заданным    93

Урок 13. Графическая работа № 1 «Выполнение комплексного чертежа детали»    99

Аксонометрические проекции    100

Урок 14. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции    100

Урок 15. Построение аксонометрических  проекций предметов    106

Урок 16. Технический рисунок    111

Урок 17. Графическая работа № 2. «Выполнение эскиза  и наглядного изображения детали»    114

Сечения и разрезы    114

Урок 18. Сечения    114

Урок 19. Выполнение сечений    123

Урок 20. Простые разрезы. Отличие разрезов от сечений    126

Урок 21. Выполнение простых разрезов    132

Урок 22. Соединение вида с разрезом    133

Урок 23. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Разрезы в аксонометрической проекции    138

Урок 24. Чтение и составление чертежей с разрезами и сечениями    146

Урок 25. Творческие задачи с сечениями и разрезами    149

Чертежи соединений и сборочные чертежи    152

Урок 26. Изображение и обозначение резьбы    152

Урок 27. Чертеж болтового соединения    158

Урок 28. чертеж шпоночного соединения    162

Урок 29. Сборочные чертежи    166

Урок 30. Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах    172

Урок 31. Деталирование сборочного чертежа    177

Урок 32. Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью пропорционального масштаба    180

Урок 33. Контрольная работа    183

Урок 34. Решение задач на конструирование и преобразование    183

Литература    183

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос