Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения

Снято с продажи
Код 83я
Авторы-составители Зубарева Л. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Коррекционное обучение
ISBN 978-5-7057-0726-3
Страниц 86
УДК 372.22
Штрихкод 9785705707263
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 62 г
Данное пособие представляет собой сборник практических и тренировочных заданий и упражнений для коррекции письма на уроках в 1-2 классах.
Специально подобранный автором разнообразный материал для коррекции типичных ошибок учащихся способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширяет и активизирует словарный запас, развивает мышление.
Пособие предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ; может быть полезно учителям-логопедам, родителям, занимающимся со своими детьми.

Подробное описание

Введение

Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеянны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. У детей с речевыми нарушениями зачастую плохо развиты слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, наблюдаются затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Это не вина ребенка, а его беда.

Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.

Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков, нарушением фонематического восприятия речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

В пособии дается материал по коррекции ошибок на замену гласных а – я, ё – о, ю – у, ю – ё. Эти ошибки могут быть вызваны двумя причинами. Во-первых, дети не чувствуют твердости и мягкости согласных звуков перед гласными. Во-вторых, на месте гласных я, ё, ю они  слышат гласные а, о, у и пишут их. Например: [вол’а]. Основной задачей работы является формирование у детей умения слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными II ряда – я, ё, ю, е, и и твердое звучание согласных перед гласными I ряда – а, о, у, э, ы. Таким образом, ученики смешивают не графический образ гласных I и II ряда (графемы), а их фонетическое звучание в слове. Поэтому целью упражнений является формирование у учеников умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного. Нет смягчающих гласных! Буквы – я, ё, ю, е, и не смягчают впереди стоящие согласные, а указывают на их мягкость, т. е. обозначают мягкость согласных.

Также даны упражнения на дифференциацию гласных ёю, которые дети часто смешивают на письме. Ученики учатся слышать и выделять эти гласные из слогов разного типа и слов различной структуры, ощущать движения органов артикуляции в момент их произнесения, видеть соответствующие буквы в составе слова и в дальнейшем не путать их при письме.

В I части пособия также даны упражнения на практическое усвоение второго способа обозначения мягкости согласных на письме: с помощью мягкого знака. Дети закрепляют умение писать букву ь в конце и середине слова.

Поскольку у детей с дисграфией в недостаточной степени сформировано слуховое восприятие, и они не чувствуют присутствия маленькой паузы перед гласными II ряда, то в пособии предлагаются упражнения на формирование навыка правильного написания слов с разделительным мягким знаком. Без опоры на правила, то есть практически, ученики приобретают умение слышать и различать звуковые сочетания без разделительного «ь». Например: дя дья, сюсью, рярья и др.

Во II части пособия даны упражнения на дифференциацию свистящих и шипящих согласных, сходных в произношении или в написании: шщ, цс, чш, чщ, чцщ.

Материал пособия предусматривает устное и письменное выполнение заданий. Параллельно учащимся делаются напоминания о грамматических правилах.

Задания пособия способствуют совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.

Речевой материал подобран для учащихся 1 классов (послебукварный период) и 2 классов. Но в практике нередки случаи, когда учитель вынужден работать над одним и тем же материалом с детьми разного возраста.

Материал пособия адресован учителям начальных классов общеобразовательных школ, учителям-логопедам, а также родителям, занимающимся со своими детьми.

Содержание

Введение    3

I. Обозначение мягкости согласных    5

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, ю, е, и    5

Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака    19

Обозначение мягкости согласных в середине слова при помощи мягкого знака    24

Разделительный мягкий знак    28

Закрепление пройденного материала    35

Диктанты    46

II. Дифференциация свистящих, шипящих согласных    47

Дифференциация ш–щ    47

Дифференциация ц–с    54

Дифференциация ч–ш    58

Дифференциация ч–щ    64

Дифференциация ч–ц–щ    70

Литература    85

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Елена Буракова
23 января 2018 (07:44)
Очень хорошее издание. Востребованное.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос