Интегрированные уроки по общеобраз. дисциплинам и природоведению в нач. классах

Снято с продажи
Код 83п
Авторы-составители Руднянская Е. И.
Издательство Учитель, 2007
Серия Интегрированные уроки
ISBN 5-7057-0249-3
Страниц 69
УДК 372.4
Штрихкод 9785705702497
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 52 г
В пособии представлены интегрированные уроки по русскому языку, чтению, математике, изобразительному искусству и природоведению в начальных классах. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, тщатель подобраны для решения новых вопросов и задач в обучении младших школьников. Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Цель пособия - оказать помощь учителям начальной школы в подготовке к урокам, создании творческой атмосферы на уроках.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Прогрессивные педагоги разных эпох – Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие – подчёркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественнонаучным фундаментом диалектико–материалистического мировоззрения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т. д.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий имеют определённые функциональные назначения. Подобный урок требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает активный поиск эффективных методов его проведения. Развитие способностей педагога в построении учебного процесса выражается в умении находить точки соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.

Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состояний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и на уроках чтения, русского языка, математики. Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в сознании младших школьников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами.

Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.

Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, как указывает В. Н. Максимова (Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение, 1987. С. 21), благодаря комплексному подходу к обучению, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников начальных классов.

Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а должны способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений. Учитель может использовать такие методические пути активизации познавательной деятельности детей, как создание проблемных ситуаций, повторительные беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин, домашние, индивидуальные и групповые задания, разрешение вопросов природоведческого характера, возникших при чтении литературы или просмотра телепередачи.

Важное место в качественном проведении урока играет, по А. И. Уман (Дидактические основы конструирования учителем сценария урока. Сборник: Педагогические системы… Волгоград: Перемена. 1993. С. 227) «постановка» сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения.

Первый этап, целевой, включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.

Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которая осуществляется путём соотнесения каждого фрагмента содержания с определёнными методами обучения, дающих возможность учителю выразить деятельность обучающего различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.

Процессуальный этап завершает построенный сценарий, он является конкретным наполнением и включает три составляющие:

– деятельность учителя;

– форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем;

– деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

Таким образом, урок должен иметь чётко сформулированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо использование знаний других предметов. Он должен обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Однако межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности изучаемых понятий и явлений. Цель интегрированных уроков с применением знаний природоведческого содержания – обучение учащихся умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий и правильного отношения к окружающей природной среде.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ    3

1 КЛАСС

1. Написание с большой буквы кличек диких и домашних животных    6

2. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах    10

3. Числа 1, 2    14

2 КЛАСС

1. С. Есенин «Черёмуха»    18

2. З. Александрова «Капель»    22

3. Изменение имён существительных по числам и родам        26

4. Деление    30

3 КЛАСС

5. Словообразование    34

6. Склонение имён существительных    39

7. Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне    44

8. Расстояние, время, скорость    48

9. Склонение имён прилагательных    57

10. Внеклассное занятие на тему: «Весёлая палитра экологии»    62

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.