В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Профессионально-этические основы социальной работы. Программа для установки через Интернет NEW

  • Профессионально-этические основы социальной работы. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены В корзину Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-942 5153050
Авторы: Седова Н. Е.
Издательство: Учитель, 2018
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 23 Мб.

Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В данном пособии автором представлена рабочая программа дисциплины "Профессионально-этические основы социальной работы", дана карта обеспеченности учебной и научной литературой, предложен комплект оценочных средств для проведения контроля знаний обучающихся, включены методические рекомендации по изучению дисциплины и ее разделов, а также конспекты (тезисы) лекций.
Предлагаемый курс включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, и рассматривает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы.
Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.
Представленный автором учебный курс является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.
Предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов.
Автором предлагаемой работы является Наталья Ефимовна Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет", академик Международной академии наук педагогического образования, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет более 150 печатных работ.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Тема 11. Этические проблемы исследований в социальной работе

Тема 11
Этические проблемы исследований
в социальной работе

План:

1. Культурный релятивизм в социальных исследованиях.

2. Основные этические требования к условиям проведения исследования.

3. Этика экспериментального социального исследования.

4. Этический кодекс российского социолога.

5. Проблемы манипулирования массовым сознанием с помощью результатов социальных исследований.

Содержание

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.

Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.

Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако в силу различных внешних обстоятельств оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам – их весомый вклад в дело морального оздоровления нашего общества.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника – всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовывать основные права человека, что отвечает интересам как самого клиента, так и всего общества.

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта точка зрения считается более предпочтительной, поскольку «человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя» (Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987), даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду – «обществом без стариков» и «обществом сильных людей» (Крживинский Л. Люди. Очерки этнической антропологии. Варшава, 1996). Происходил действующий в животном мире естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.

Тема 12. Деонтологические вопросы социальной работы

Тема 12
Деонтологические вопросы
социальной работы

План:

1. Понятие деонтологии. Бентам как основоположник деонтологии. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

2. Медицинская деонтология.

3. Долг и ответственность врача перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его близкими.

4. Врачебная тайна, её виды.

Содержание

Важнейшей категорией профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личной активности специалиста. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть:

1) социальным: патриотический, воинский, долг врача, социального работника, судьи и т. п.;

2) личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т. п.

Успешно выполнять свои функции специалисты могут лишь тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям его выполнять.

Например, в профессиональной деятельности специалист не может избежать контакта с людьми, вызывающими антипатию, нежели это происходит в обыденной жизни. Решающее влияние на общение с ними будет определяться необходимостью выполнения профессиональных функций. Внутренние переживания специалиста становятся фактором самопринуждения поступать в соответствии с этическими ценностями социальной работы.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos – нужное, должное; logos – слово, учение) был введен в научный оборот в XVIII в. английским философом-утилитаристом Иеремией Бентаном (1748–1832). Это понятие ученый использовал для обозначения морали в целом. В процессе исторического развития общества понятие приобрело иной смысл. Деонтологию стали понимать как раздел этики, в котором рассматривались учения о должном поведении, образе действий. Разделы о долге занимают место не только в общей этике, но и имеют значение в любой профессиональной этике.

Поэтому деонтологию можно выделить как относительно самостоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы.

Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполнению профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом, профессионал в социальной работе должен выполнять их по внутреннему убеждению. В этой связи очень важно, чтобы личность специалиста была высоконравственной, так как качества конкретной личности существенно влияют на ее готовность к должному поведению и поступкам. Для достижения социально и индивидуально значимого результата личность должна приложить усилия для преодоления собственных ситуативных интересов, что требует не только высокого морального сознания, но и волевых усилий.

Долг и совесть – личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг – это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга:

осознание необходимости;

Тема 15. Профессиональный отбор специалистов социальной работы: этапы, принципы и методы

Тема 15
Профессиональный отбор специалистов
социальной работы: этапы, принципы и методы

План:

1. Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника.

2. Проблемы развития и становления личности социального работника.

3. Факторы, влияющие на формирование профессионального этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности.

4. Роль профессиональной этико-аксиологической подготовки в становлении личности социального работника и профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений.

5. Роль этико-аксиологической компетентности социального работника в развитии личности клиента и достижении им блага

Содержание

1. Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника.

Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам недостаточно эффективно выполняет эти свои функции. Невысокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводят к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную неблагоприятной социально-экономической ситуацией в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах эти люди из сферы социальной работы уйдут, но в настоящий момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, и это влияние не всегда может быть расценено как позитивное.

Социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части – системы гуманистических ценностей.

Формирование личности специалиста должно иметь место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико-аксиологической компетентности и зрелости.

Основными целями этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:

реализация ценности человека – клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;

содействие формированию социально и профессионально значимых черт личности, повышению субъектности специалиста и его клиента;

обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;

достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;

формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;

формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов специалиста;

усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;

формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста;

обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;

формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;

Титул

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_________ В. А. Дегтяренко

«____» ___________ 20___ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины


Профессионально-этические основы социальной работы

(наименование дисциплины)


Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки

Дошкольное образование


Квалификация (степень)

Бакалавр


г. Комсомольск-на-Амуре, 2014


Разработчик(и) УМКД:

Ведущий преподаватель по дисциплине

д-р пед. наук, профессор Седова Н. Е.

(степень, звание, Ф. И. О.)


СОГЛАСОВАНО:

Проректор по учебной работе _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Начальник учебно-методического

управления _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Декан (директор) факультета _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Зав. кафедрой разработчика УМКД __________ _______________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Российской Федерации _______________ и учебного плана подготовки бакалавров

(дата утверждения, №) (бакалавров, магистров, специалистов)

по направлению Педагогическое образование

___________________________________________________________


«___» ______________ 20__ г.

Темы 4–5

Темы 4–5
МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИХ СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ

1. Место и значение профессионально-этического компонента в структуре базовых оснований социальной работы.

2. Этические императивы и ценности социальной работы.

3. Этическая подготовка в структуре формирования личности специалиста по социальной работе.

4. Этические и профессиональные ценности в социальной работе.

5. Соотношение научных и этических начал в социальной работе.

6. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника.

Библиографический список

1. Солодянкина, А. С. Этические и профессиональные ценности в социальной работе / А. С. Солодянкина // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 30–42.

2. Холостова, Е. И. Этические императивы и ценности социальной работы / Е. И. Холостова // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 23–29.

3. Шеляг, Т. В. Этическая подготовка в структуре формирования личности специалиста по социальной работе / Т. В. Шеляг // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 103–105.

4. Шмелева, Н. Б. Место и значение профессионально-этического компонента в структуре базовых оснований социальной работы / Н. Б. Шмелева // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 53–57.

5. Шмелева, Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. – 1997. – № 1. – С. 115–124.

6. Щукина, Н. П. Соотношение научных и этических начал в социальной работе / Н. П. Щукина // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 48–52.

Вопросы для дискуссии

1. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы.

2. Признание человека высшей ценностью как важнейшее условие институциализации современной профессиональной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.

QR-code

Скрыть
https://www.uchmag.ru/estore/e432892/?utm_source=www.uchmag.ru&utm_medium=qr&utm_campaign=qrcode

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru