Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках

Снято с продажи
Код 50д
Составители Кривоплясова М. Е.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-0942-0
Страниц 78
УДК 371.3
Штрихкод 9785705709420
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 57 г
Предлагаемое пособие содержит дополнительные материалы к урокам для учителей-словесников.
Включение в уроки русского языка и литературы изучение элементов риторики и стилистики становится все более актуальным.
Данное пособие поможет учителю при организации занятий по изучению и правильному употреблению выразительно-художественных средств русского языка - тропов и стилистических фигур. Соответственно подобранный теоретический материал подскажет, как правильно составить тренировочные задания для работы с учащимися, сформировать у них художественное мышление, приемы выразительной речи.
Предназначено учителям русского языка и литературы в средней школе; может быть полезно учащимся для самостоятельного изучения предмета.

Подробное описание

Введение

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Ведется много споров о том, надо ли изучать художественные тропы и в какой степени уделять им внимание в учебном процессе, при том, что программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что все чаще в качестве итоговых контрольных работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание. Для того чтобы старшеклассники могли свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств, необходимо начать их изучение уже в средних классах (это определяется общеобразовательными программами). И здесь каждый учитель-словесник находит свои пути изучения тропов: кто-то на каждом уроке организует «Стилистические пятиминутки», кто-то планирует периодические уроки-практикумы по обучению анализу языка произведения; кто-то проводит факультативные или групповые занятия по изучению изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур. Цель этого пособия – помочь учителю при подготовке к подобным видам работ по изучению тропов и стилистических фигур. Здесь собран теоретический материал для учителя, необходимый, чтобы правильно объяснить учащимся сущность каждого тропа, и тренировочные задания для индивидуальной работы учащихся. Теоретический материал поделен на два уровня сложности:

А: общие, основные сведения о тропе;

В: сведения, необходимые для более глубокого осознания сущности тропа, дополнительные сведения для сильных учащихся, для подготовки к олимпиадам и т. д.

Практические задания пособия могут применяться учителем при организации работы в группах или проведении факультативов, в качестве настольной книги каждого учащегося. Выполнение заданий проводится по методике работы с упражнениями (индивидуально, у доски, устно и т. д.). Практические задания распределены по темам. В заключение даются обобщенные задания, в которых встречаются различные виды тропов одновременно; их целесообразно использовать либо в конце изучения целого блока тропов, либо после изучения 2–3 тропов (в этом случае учитель подбирает задание сам).

Содержание

Введение    3

I. Эпитет как разновидность тропа    4

Задания для тренинга по определению эпитетов    6

II. Сравнение – простейший вид тропа    13

Задания для тренинга по определению сравнения    16

III. Олицетворение – один из распространенных художественных тропов    21

Задания для тренинга по определению олицетворения    23

IV. Метафора… «Скрытое сравнение»    28

Задания для тренинга по определению метафор    34

V. Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста    38

VI. Метонимия и синекдоха    40

VII. Перифраза. Разновидности перифразы и особенности ее функционирования    42

Задания для тренинга по определению гиперболы, метонимии, перифраз    45

VIII. Стилистические фигуры    48

Риторические вопросы и обращения    48

Словесные повторы. Градация    51

Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры    53

Задания для тренинга по определению стилистических фигур    54

Тексты с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств (для общего анализа)    57

Литература    75

Художественная литература    77

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.