Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию

Снято с продажи
Код 48е
Составители Фадеева Г. А., Попова В. А.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-0463-7
Страниц 73
УДК 373
Штрихкод 9785705704637
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 57 г
В пособии представлены различные формы и методы организации учебной и внеурочной работы с учащимися по вопросам экологического образования.
Подбор качественных, экспериментальных задач, практических работ, дидактических игр, анкет для учащихся помогут учителю физики организовать учебный процесс интересно и творчески и воспитать экологически грамотного гражданина.
Предназначено учителям физики средней школы, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

Подробное описание

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИКИ


Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением.

Н. И. Лобачевский

Одним из условий реализации экологического образования школьников является информация и пути решения проблем окружающей среды.

Данное пособие является приложением ко всем учебникам физики. В ней предлагаются формы и методы организации учебной, внеурочной работы с учащимися по вопросам экологического образования. Подбор качественных, экспериментальных задач, практических работ, дидактических игр, анкет для учащихся дают возможность учителю организовать с учащимися учебный процесс, а ученикам узнать много полезного и интересного в плане экологически грамотного потребителя.

Человечество издавна волновали такие проблемы, как мир и война, отношения с далекими и близкими соседями, открытия в медицине, науке и технике и т. д. Эти проблемы волнуют и сейчас. Но как-то исподволь, незаметно, вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и вот уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как сохранить нашу Землю голубой и зеленой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то сейчас выжить – значит не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать самих себя горами мусора.

Основоположник учения о биосфере академик Вернадский в свое время писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка планеты, все ее природные воды…» В последние десятилетия деятельность человека оказывает огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду. Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем. К ним можно отнести:

– истощение природных ресурсов,

– глобальное потепление климата («парниковый эффект»),

– истончение озонового экрана в стратосфере,

– проблема чистой пресной воды,

– проблема мелиоративно неблагополучных земель,

– кислотные осадки,

– сокращение видового разнообразия живой природы,

– экологическая катастрофа мирового океана,

– проблема утилизации отходов,

– экологическая безграмотность россиян

  и т. д.

У нас, по мнению ученых, существует не менее чем 15-летнее отставание экологического образования от мирового уровня. Мы плохо воспитываем рачительного хозяина богатств Родины, и наши выпускники становятся бездумными природопользователями.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в экологическом воспитании не только детей, но и родителей. Красота и труд должны быть непременными спутниками экологического образования и воспитания.

Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «экос» (дом, жилище) и «логос» (учение).

В буквальном смысле экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних видов «дом» – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, а для других – широкое пространство материков или океанов. «Дом» современного человечества – вся планета Земля, теперь уже вместе с прилегающим космическим пространством.

Начав с рассмотрения связей и событий организменного уровня как «естественная история» видов, экологическая наука постепенно расширяла сферу своих интересов, и сейчас экология изучает весь окружающий человека мир.

Цель экологического воспитания на уроках – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.

Бытует мнение, что вопросами экологии и охраны природы в школе должны заниматься учителя биологии и географии. Наверное поэтому в процессе становления школьного экологического образования физика оказалась далеко не в первых рядах.

Но опыт показывает, что большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На первый взгляд кажется, что интересы физики и экологии антагонистичны: экология наука о взаимосвязях в природе, физика наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внес нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, однако, что в переводе с греческого слово «физика» означает «природа».

Может быть теперь, пережив ряд экологических катастроф и ощутив на себе последствия неконтролируемых научных исследований, ученые почувствуют вину за развитие своей науки и вернут физике первоначальный смысл. Пришла пора использовать физику как инструмент сохранения окружающей среды.

Определение объема экологической информации в любом предмете сложный вопрос. Его конкретное решение зависит от опыта преподавателя, его способностей, а также от времени, которое можно отвести на изучение элементов экологии.

Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, можно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:

1) вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала;

2) они должны излагаться в информативном плане;

3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;

4) при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные на других уроках.

Но есть уроки, которые можно целиком посвятить изучению проблем экологии:

– использование энергетических ресурсов;

– применение изотопов в народном хозяйстве;

– тепловые двигатели и охрана окружающей среды;

– воздушная оболочка

  и т. д.

Для построения экологической системы образования прежде всего нужно определить, какие же виды знаний экологического характера должны войти в содержание курса физики.

В монографии «Экологическое образование школьников» (под ред. И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной) содержание экологических знаний в курсе физики предлагается сгруппировать в три раздела:

I. Методы освоения и использования чистых источников энергии и принципы организации чистых производств.

К чистым источникам энергии относятся реки, ветер, солнце и др. А для чистых производств характерно отсутствие отрицательного влияния на природные системы, для этого они должны использовать чистые источники энергии и иметь замкнутые производственные циклы.

II. Рациональное использование природных ресурсов, или уменьшение затрат энергии и материалов на каждую единицу полезного эффекта.

Это предполагает развитие знаний:

а) о методах повышения КПД механического устройства и технологических процессов,

б) о путях осуществления безотходной технологии,

в) о методах использования вторичных ресурсов,

г) о способах уменьшения потерь энергии и материалов

   и т. д.

III. Принципы действия защитных сооружений.

В разных типах производств используются различные защитные сооружения (бетонные, стальные оболочки; специальные резервуары), консервирующие сооружения (контейнеры, закрытые природные резервуары), к очищающим относятся пылегазоулавливающие и водоочистные сооружения, они улавливают загрязнения из отходящих газов или воды.

Содержание

Экологические аспекты физики    3

Экологические проблемы    7

Истощение природных ресурсов    8

Парниковый эффект    8

Истончение озонового слоя    9

Кислотные дожди    10

Проблема чистой пресной воды     11

Почва    11

Проблема мусора    12

Проблема мирового океана    12

Элементы экологии в курсе физики    13

Качественные задачи    24

Количественные задачи    28

Экспериментальные задачи    30

«У светофора» (методическая разработка практической работы по физике с экологическим содержанием)    31

Практическая работа «Изучение шумового загрязнения»    33

Урок: «Транспорт мира. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»    35

Урок-деловая игра на тему: «Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы»    37

Тематическая неделя «Физика и экология»     38

Ролевая игра «Суд над ядерной энергией»    48

Научно-практическая конференция «Радиационное загрязнение окружающей среды»     59

Ролевая игра «Суд над автомобилем»    64

Анкетирование учащихся при контроле за формированием экологической воспитанности    71

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.