От истоков к современности. 5-9 классы. Программа духовно-нравственного воспитания. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
60 руб.
-10%
54 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5421
Авторы-составители Гетманская Т. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлена программа духовно-нравственного воспитания "От истоков к современности" для обучающихся основной школы, разработанная в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом ФГОС ООО, на основе многолетнего педагогического, теоретического и практического опыта автора, реализуемая в течение двух лет.
Программа с иллюстрированным сопровождением, мастер-классы по изготовлению поделок, направленные на достижение планируемых воспитательных результатов, способствующие духовно-нравственному, эстетическому, творческому развитию обучающихся, позволят педагогу содержательно подготовиться к занятиям, заинтересовать обучающихся и сформировать у них основные понятия народной художественной культуры, раскрыть перед ними красоту и логику ценностных ориентаций.
Предназначено заместителям директора по внеурочной деятельности, учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

История возникновения народной куклы

История возникновения народной куклы

Рассказ о куклах должен сопровождаться показом самих кукол или иллюстраций.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом из этой массы скатывался шарик, к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба, то есть женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо, для того, чтобы на новом месте снова был очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она собирала их в небольшой мешочек и делала из него куклу. Считалось, что если человек заболевает, то его надо обложить такими куклами и он выздоровеет.

А самой распространенной детской игровой куклой была Стригушка. Делалась она из срезанной травы. Когда женщина уходила в поле, она брала с собой ребенка, и чтобы он мог играть чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали целебные травы, и когда ребенок играл с ней, то запах трав оказывал лечебное действие на него.

Но наиболее известны на Руси тряпичные куклы.

В русской деревне до начала ХХ века тряпичная кукла – наиболее распространенная игрушка, она была в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни. Тряпичных кукол девочки начинали «вертеть» (то есть изготавливать) с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Куклу наряжали, но лицо ей не рисовали, куклы оставались безликими.

Безликой кукла долгое время была потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считалось, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос и рот.

Традиционно тряпичные куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

Обрядовая кукла не являлась игрушкой. Такими куклами не играли. Лицо ей, как правило, не рисовали. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Одна из таких кукол, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть не рвалась, портилась, – это вепсская (вепская) кукла. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Так делалось для того, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша ему в колыбельку, чтобы «согреть» ее, клали эту куклу, а после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла Десятиручка помогала девушке в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, все у нее ладилось.

Обереги.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался 12 лихорадок. Делали его в виде 12 фигурок, связанных одной красной нитью. Его подвешивали над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Купавки с ленточками на руках «жили» всего один день. Делали их в летние дни начала купания на праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купалы (6 и 7 июля по новому стилю), чтобы сплавить по воде. Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей их недуги и несчастья.

А еще история хранит память об оригинальной кукле-каше, которую дарили девочке вместе с глиняным горшочком и пожеланием успехов в освоении азов кулинарного мастерства. Когда девочка собиралась варить кашу, она ставила куклу в горшочек. Особый секрет этой куклы состоит в неукоснительном соблюдении пропорций. Чтобы сварить не только вкусную, но и «правильную» кашу, нужно было следовать неписаной инструкции: по ножку куклы – крупа, по пояс – вода, по шейку – каша. Кукла прекрасно справлялась с отведенной ей ролью.

Для того чтобы в доме всегда было сытно и богато, хозяйка дома делала куклу Зерновушку (или Крупеничку). Изготавливали ее после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зернами или крупой, собранными с поля. Куклу обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Если урожай был отменным, это объясняли положительной детской энергетикой.

В разных областях этих кукол делали по-разному и использовали в традиционных обрядах.

Костюм обрядовой куклы состоит из рубашки, сарафана, передника, пояса, косынки или платка. Образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста, и коса непременно, и уряжена хоть куда».


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к творческому труду, к максимальному раскрытию своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа духовно-нрав-ственного воспитания «От истоков к современности» – это багаж теоретических и практических знаний и умений, накопленных за долгие годы педагогической деятельности автора, его увлечений народной педагогикой и философией, фольклором, народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой и куклой, народным костюмом. Программа фокусирует время, историю культуры, историю страны и народов, отражая их движение и развитие, являясь источником духовности и патриотизма, и направлена на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности каждого воспитанника.

Программа «От истоков к современности» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Программа разработана с учетом Примерных требований к образовательным программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 2006 года, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.).

Программа «От истоков к современности» составлена на основе многолетнего педагогического, теоретического и практического опыта автора, знаний по народному костюму, вышивке, украшениям, народным обычаям и традициям, полученных в «Сарафанном клубе» при МОУ ГОУ «Центр дополнительного образования "Славянка"», знаний по народной игрушке и кукле, полученных в городском клубе народной куклы «Крупеничка» при МУК «Городской музей изобразительных искусств», знаний, полученных на мастер-классах ведущих мастеров России: И. Агаевой, Н. Осиповой, Е. Вернидубовой и др., на международных, всероссийских, региональных, областных, городских конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках.

Новизна программы состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Содержание программного материала включает в себя изучение традиционной народной культуры, декоративно-прикладного искусства. Впервые осуществляется комплексный подход к духовно-нравственному развитию личности обучающихся, что обусловлено введением в программу разделов «Народная философия» и «Народная педагогика», «Народный календарь» и «Народное искусство». Экскурсии в школьный музей «Народные традиции», разнообразие творческих занятий помогают поддерживать у детей высокий уровень интереса к народной культуре. Овладев теоретическими и практическими знаниями и умениями, обучающиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Обучающиеся принимают участие в изготовлении экспонатов для музейного уголка «Народные традиции», приобщаясь к культуре, традициям и обычаям своего народа. Изготавливают поделки для выставок, конкурсов, фестивалей, подарки для ветеранов, пожилых людей Дома милосердия, для своих друзей и близких.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Программа «От истоков к современности» направлена:

– на создание условий для всестороннего развития ребенка;

– развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности обучающихся;

– укрепление психического и физического здоровья детей;

– взаимодействие педагога с семьей обучающихся.

Педагогическая целесообразность


Литература

литература

Основная литература

1. Детям о традициях народного мастерства : учебно-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Владос, 2001.

2. Дом – семь «Я». Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5–11 классы / под ред. Е. Д. Волоховой. – СПб. : Русский издательский дом, 1997.

3. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров / О. С. Молотобарова. – М. : Просвещение, 1990.

4. Обучение мастерству рукоделия : конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5–8 классы / авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград : Учитель, 2008.

5. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н. К. Беспятова. – М. : Айрис-Пресс, 2003.

6. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ. – М. : Просвещение, 1991.

7. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме : программа, разработки занятий. 1–4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. – Волгоград : Учитель, 2011.

Дополнительная литература

1. Абашкин, А. А. Предки русских в Древнем мире / А. А. Абашкин. – М. : Вече, 2001.

2. Артамонова, Е. Украшения из бисера / Е. Артамонова. – М. : Культура и традиции, 1999.

3. Безруких, М. М. Сказка как источник творчества детей / М. М. Безруких. – М. : Владос, 2001.

4. Бергина, Н. А. Игрушечки / Н. А. Бергина. – М. : Культура и традиции, 2000.

5. Берстнева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками / Е. В. Берстнева, Н. В. Догаева. – М. : Белый город, 2011.

6. Бобыкина, Н. Ю. Орнаменты, мифы, сказки / Н. Ю. Бобыкина. – М. : ИПЦ «Маска», 2008.

7. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла : культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. – М. : Культура и традиции, 2007, 2008.

8. Еременко, Т. И. Рукоделие / Т. И. Еременко. – М. : Легпромбытиздат, 1990.

9. Жуланова, Л. Бабушкин клубок / Л. Жуланова. – Ижевск : Акцент, 1993.

10. Зайцева, Н. Бисер: украшения. Кулоны / Н. Зайцева. – М. : АСТ-Пресс, 2000.

11. Кемппинен, Л. Вязание кружев / Л. Кемппинен. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1983.

12. Кнаке, Ж. Мягкие картины своими руками / Ж. Кнаке ; пер. с нем. Ю. А. Молокова. – М. : Ниола-Пресс, 2007.

13. Котова, И. Н. Бисер: волшебная игла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : МиМ : Респекс, 1999.

14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : Паритет, 2003.

15. Лындина, Ю. Фигурки из бисера / Ю. Лындина. – М. : Культура и традиции, 2001.

16. Ляукина, М. В. Бисер: сувениры / М. В. Ляукина. – М. : АСТ-Пресс, 1999.

17. Маковцева, Л. В. Русский народный костюм XVIII–XX вв. : иллюстрированный каталог / Л. В. Маковцева. – Саратов : КИЦ «Саратовтелефильм» – «Добродея», 2006.

18. Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д. Короткова. – М. : Сфера, 1999.

19. Петрунькина, А. И снова фенечки / А. Петрунькина, Е. Данкевич. – СПб. : Кристалл, 1999.

20. Побединская, Л. А. Праздник для друзей : сб. сценариев / Л. А. Побединская. – М. : Сфера, 1999.

21. Семенова, М. Мы – славяне! : популярная энциклопедия / М. Семенова. – СПб. : Азбука-Терра, 1999.

22. Столярова, А. Вязаные игрушки / А. Столярова. – М. : Культура и традиции, 2000.

23. Федотов, Г. Я. Большая энциклопедия ремесел / Г. Я. Федотов. – М. : Эксмо, 2008.

24. Чудесные мгновения : журн. – 2004–2007.


Литература, рекомендуемая детям

1. Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней : для среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. – М. : Белый город, 2009.

2. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы : для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. – М. : Белый город, 2009.

3. Максимова, М. Веселый лоскутик / М. Максимова. – М. : ПК «Алтай», 1994.

4. Максимова, М. Клубок, крючок и спицы / М. Максимова. – М. : ПК «Алтай», 1994.

5. Максимова, М.


Плетение пояса

Плетение пояса на дощечке

На занятиях обучающиеся знакомятся с различными вариантами плетения поясов.

Пояс был обязательным элементом народного костюма и частью приданого невесты.

Необходимые материалы и инструменты: нити, ножницы, картон.

Из картона вырезать квадрат, срезать 4 угла, получится восьмиугольник. На каждой его стороне вырезать насечку. «Дощечка для плетения» готова:


В «дощечке» сделать в центре отверстие. Нарезать 7 нитей, длина которых должна быть в четыре раза длиннее будущего пояса. Связать нити узлом, продеть узел в отверстие:

Нити распределить в насечки. Так как нитей семь, а насечек – восемь, то одна насечка остается свободной. Третья нить справа от нее перекладывается в эту свободную насечку:

«Дощечку» переворачивают свободной насечкой вниз и каждый раз третья нить справа перекладывается в нее:

Таким путем снизу «дощечки» выплетается пояс, за счет перекладывания нитей. На концах пояса сделать кисточки, завязав все нити узлом:

ПлетениЕ двухрядного пояса

Необходимы нити разного цвета.

Нити связать узлом, правую нить набросить сверху на левую, провести под левой нитью и затянуть правую нить, держа левую нить под натяжением:

Затем левую нить набросить на правую, провести под правой нитью и завязать узел левой нитью, держа под натяжением правую нить. На концах пояса выполнить кисти:


Плетение многорядного пояса

Необходимы нити разного цвета.

Нити связать узлом, крайнюю левую нить положить сверху на оставшиеся вертикальные нити и следующей нитью завязать узел, держа крайнюю левую нить под натяжением:


На левой нити поочередно завязываются узлы каждой вертикальной нитью в ряду. Повторить процесс плетения с начала следующего ряда. На концах пояса выполнить кисти:


Изготовление валенок из шерсти

Изготовление валенок из шерсти

На занятиях обучающиеся знакомятся с видами старинной обуви, способом изготовления валенок. Валенки изготавливались вручную, были дорогими и носили их только богатые люди.

Необходимые материалы и приспособления: шерсть овечья, жидкое мыло, вода, пластиковый шаблон в форме валенка.

Этапы работы:

1. Шерсть отщипывается небольшими кусочками от большого куска:


2. Каждый кусочек шерсти намачивается в мыльном растворе:


3. Затем каждый кусочек шерсти накладывается на шаблон
и растирающими движениями уваливается на пластиковой форме:

Процесс уваливания продолжается 40–60 минут. Выступающие за шаблон края шерсти заворачиваются и тоже уваливаются. Следует добавлять кусочки шерсти на более тонкие участки валенка, продолжая уваливать.


4. Когда валенок будет сформирован, вытащить шаблон, смыть мыло и продолжать уваливать валенок со всех сторон еще 40–60 минут. После этого валенок высушить. Если края неровные - обрезать.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос