Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности

Есть на складе
243 руб.
-10%
218,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4005
Авторы Миронов А. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-4652-1
Страниц 260
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705746521
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 179 г
Экологическое образование - важное направление в системе образования подрастающего поколения в свете требований ФГОС и ФЗ "Об образовании в РФ".
Пособие раскрывает теоретические основы для реализации экологического
подхода в образовании дошкольников, преемственности экологического образования между ДОО и начальной школой; характеризует самостоятельную и совместную с педагогом деятельность детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследователь-
ская) на экологических занятиях и праздниках, в работе над проектами. Предложены ресурсы, способствующие развитию у педагогов профессиональных компетенций, необходимых в организации деятельности по формированию экологической культуры у детей.
Предназначено воспитателям, старшим воспитателям, руководителям ДОО и их заме-
стителям, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берет начало формирование экологической культуры человека. Неслучайно термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в лексиконе педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО).

Экологическое образование можно рассматривать как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Цель экологического образования дошкольников формирование положительного отношения к природе. Экологическое образование осуществляется с учетом особенностей детского восприятия природы.

ФГОС ДО формально не нацеливает педагогов на экологическое образование дошкольников, но в то же время предусматривает развитие у детей эмоционально-ценностного восприятия мира природы, ознакомление их с природным окружением, что имеет непосредственное отношение к экологическому образованию детей.

Формирование эмоционально-ценностных отношений детей к природным объектам (экологическое воспитание) осуществляется с самого раннего возраста, с начала общения детей с природой. Присущее детям очеловечивание, олицетворение природы представляет возможность интеграции нравственного и экологического воспитания. Формирование эстетического отношения детей к объектам и явлениям природы одновременно является и формированием экологических отношений, поскольку объектом данных отношений выступает природа.

Подготовка дошкольника к последующему (в общеобразовательной школе) полноценному освоению экологии (экологическому обучению) включает:

– формирование представлений детей об объектах экологического взаимодействия: о человеке, биологических объектах, в первую очередь о растениях, животных, об объектах неживой природы;

 формирование представлений о связях между ними, пока не подразделяя их на связи природные, экологические или иные;

 формирование элементарных представлений в области охраны природы.

Эффективным экологическое образование детей будет при условии реализации деятельностного и экологического подходов в образовании. Деятельностный подход заключается во включении детей в присущие их возрасту виды деятельности, реализуемые на экологическом материале. Экологический подход осуществляется путем включения элементов экологических знаний в рассматриваемые естествоведческие, географические, обществоведческие вопросы, соотнесения изучаемых объектов с человеком, его поведением, деятельностью.

Преемственность экологического образования между дошкольным и начальным образованием реализуется по следующим направлениям:

 преемственность естествоведческого и экологического обучения (трансформация осваиваемых детьми естествоведческих знаний в знания экологические);

 преемственность формирования экологических эмоционально-ценностных отношений (трансформация эмоциональных отношений к природе в отношения эмоционально-ценностные);

 преемственность видов деятельности детей, реализуемых на экологическом материале (трансформация игровой деятельности в учебную, познавательно-исследовательской – в исследовательскую, продуктивной – в проектную деятельность и др.);

– преемственность форм образования (преемственность экологических «занятий» и «уроков», прогулок и экскурсий, эпизодических наблюдений за природными объектами и систематическими наблюдениями);

– преемственность используемых средств и методов образования.

Настоящее пособие призвано помочь педагогам ДОО в формировании готовности осуществлять экологическое образование детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение    3

Естествознание и экология    6

Экологическое образование детей    9

Возрастные особенности отношений дошкольников с природой    18

Экология и естествознание во ФГОС ДО и в образовательных программах    22

Деятельностный и экологический подходы в экологическом образовании    25

Экологическое образование в различных видах деятельности детей    30

Игровая деятельность    30

Познавательно-исследовательская деятельность    48

Восприятие художественной литературы    65

Продуктивная деятельность    74

Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка (формы экологического образования)    81

Экологические занятия    82

Экскурсии в природу и занятия на экологической тропе    96

Систематические наблюдения в природе    107

Экологические праздники    113

Экологические проекты    122

Как составить конспект занятия    126

Диагностика экологической образованности детей    132

Варианты диагностики    132

Диагностика экологических представлений    145

Диагностика экологических отношений    150

Материалы для реализации экологического подхода в образовании дошкольников    154

Экология при изучении растительного и животного мира    155

Природные сообщества, пищевые цепи, экологические пира-

миды    175

Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе    190

Экология при изучении природных зон    199

Преемственность экологического образования между ДОО и начальной школой    225

От знаний естествоведческих к знаниям экологическим    225

Преемственность формирования и развития экологических отношений    228

Трансформация игровой деятельности в учебную    237

Преемственность познавательно-исследовательской деятельности    245

Преемственность проектной деятельности    250

Литература    254

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос