Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы

Есть на складе
137 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2918
Авторы Данченко С.П.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-4645-3
Страниц 151
УДК 372.016:614*05/11
Штрихкод 9785705746453
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 109 г
В пособии представлены практические работы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-11 классов, целью которых является обобщение и систематизация теоретических знаний, формирование предметных УУД у обучающихся по изученным темам в соответствии с требованиями ФГОС.
Практические работы предусматривают измерения, моделирование, вычисления, анализ ситуаций, физические действия обучающихся, проектирование; включают справочные материалы, оборудование, методические рекомендации, порядок выполнения, выводы и предложения, которые должны сделать обучающиеся по результатам выполненной работы.
Адресовано учителям и преподавателям ОБЖ, педагогам дополнительного образования, чья деятельность связана с вопросами обучения безопасности жизнедеятельности.

Подробное описание

Введение

На результаты обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности, в отличие от других предметов, оказывает влияние то обстоятельство, что приобретенные знания, умения и навыки, свою компетентность в вопросах безопасности обучающиеся должны будут применять не в обычных, а в экстремальных условиях. Причем экстремальность условий, а следовательно, величина стресса для каждого будет различной, что объясняется индивидуальными особенностями психики. Так, например, один человек чрезвычайно волнуется, выступая перед аудиторией, но уверенно может перейти по зыбкой переправе через глубокий ров. Другой – безошибочно действует на тренировках по десмургии, но при виде кровоточащей раны не в силах оказать помощь пострадавшему. Таким образом, индивидуальные особенности человека влияют на адекватность действий по обеспечению безопасности в различных экстремальных ситуациях. Основываясь на этих положениях, можно считать практические умения и навыки защитных действий необходимым условием обеспечения безопасности человека, но недостаточным, так как на их адекватность оказывает влияние психика, определяющая своеобразие поведения каждого человека.

Но как сформировать у обучающихся психическую устойчивость педагогическими средствами?

Из психологии известно, что люди, имеющие опыт преодоления экстремальной ситуации, в дальнейшем не относятся к ней как к непреодолимой случайности, а рассматривают ее как неприятную неизбежность. Практика преодоления опасностей способствует повышению устойчивости психики.

Поэтому одной из основных задач в преподавании ОБЖ можно считать формирование практических умений и навыков, опыта практических действий, личностного развития в плане развития способности противостоять различным опасностям. Решить эту задачу возможно, используя деятельностный подход в обучении, при ориентации курса на практическую деятельность обучающихся. Для этого все виды практической деятельности обучающихся в образовательном процессе по ОБЖ объединены в практикум.

Представленные практические работы являются составной частью практикума в курсе ОБЖ. Другой его составной частью в разработанной автором концепции является процесс решения ситуационных, учебных задач.

Практикум в свете требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) предоставляет возможность обучающимся осваивать универсальные учебные действия:

– личностные, подразумевающие формирование внутренней позиции обучающихся по отношению к собственной безопасности и безопасности окружающих;

– регулятивные, обеспечивающие планирование, контроль своих действий для успешного усвоения задач, поставленных в практической работе;

– познавательные, включающие освоение способов исследования, моделирования, решения поставленных задач по проблемам безопасности;

– коммуникативные, достигаемые взаимодействием в ходе совместной деятельности.

Для этого нужно применять современные инновационные педагогические технологии. В качестве примера реализации практикума в соответствии с ФГОС в приложении представлены две практические работы: 1) «Расчет времени пребывания в защитном сооружении» (выполнен в технологии организации проектной деятельности); 2) урок-практикум «Измерение естественного радиоактивного излучения». Процессы деятельности учителя и обучающихся на уроках поэтапно описаны в технологических картах уроков.

ФГОС предполагают интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Данные практические работы могут использоваться как в обязательном, так и в дополнительном компонентах учебной программы основного и среднего общего образования по ОБЖ. Практические работы можно также использовать во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.

Конечно, предлагаемые практические работы далеко не исчерпывают многообразие содержания курса ОБЖ. Но они, по мнению автора, могут представлять интерес для преподавателей ОБЖ и обучающихся.

Автор благодарен всем, чьи идеи и разработки нашли понимание и были использованы в содержании практических работ.

Содержание

Введение    3

Практические работы    6

Безопасность пешехода при переходе дороги (5–7 классы)    6

Применение веревочных узлов (6 класс)    11

Ориентирование на площадке (6 класс)    18

Сопоставление топографической карты с местностью (6,10 классы)    24

Определение времени по Луне и компасу (10 класс)    29

Использование природных лекарственных средств (6 класс)    41

Пыльные и песчаные бури и опасности от них (7 класс)    51

Измерение естественного радиоактивного излучения (8 класс)    60

Мероприятия защиты при аварии с выбросом радиоактивных веществ (8 класс)    66

Расчет времени пребывания в защитном сооружении (8 класс)    74

Измерение содержания нитратов в овощах (8 класс)    80

Велосипедист участник дорожного движения (78 классы)    91

Безопасность и управление природными ресурсами (8 класс)    97

Способы оценки состояния физического здоровья (9 класс)    102

Диагностика внимания (9–11 классы)    109

Исследование влияния курения на легкие человека (9–11 классы)    118

Игра-соревнование «Стихия» (7 класс)    121

практические работы в соответствии с требованиями ФГОС    130

Расчет времени пребывания в защитном сооружении (проект)    130

Измерение естественного радиоактивного излучения (урок-практикум)    142

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос