Этнопедагогика. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-918
Авторы Седова Н. Е.
Издательство Учитель, 2022
Серия Для студентов и преподавателей
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В данном диске автором представлена рабочая программа дисциплины "Этнопедагогика", дана карта обеспеченности учебной и научной литературой, предложен комплект оценочных средств для проведения контроля знаний обучающихся, включены методические рекомендации по изучению дисциплины и ее разделов, а также конспекты (тезисы) лекций.
Основой культуры любого общества является созданная в нем педагогика семейного воспитания. Прогрессивные традиции этнопедагогики имеют все основания служить мощным средством воспитания современных детей.
Автор представляет характеристику процесса воспитания в доклассовую эпоху с целью выяснения генетической стороны воспитательных средств народной педагогики, ее гуманистических традиций.
В курсе на основе использования достигнутых результатов исследований в области философии, фольклористики, этнографии, исторической психологии, социологии рассматривается воспитание детей в доклассовую эпоху, его универсальный характер. При этом автор учитывает особенности и уровень сознания общества во всех общественно-экономических формациях, зависящие от соответствующего уровня материального производства, принимает во внимание своеобразие первоначальных в истории человечества форм общественных отношений.
Автор проводит анализ воспитательных средств народной педагогики с использованием фольклорного материала, определяет его основные признаки, выявляет место и роль этнопедагогики как явления духовной жизни в общественном процессе воспитания.
В курсе освещаются различные точки зрения на проблемы народной педагогики, автором используются методы приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности, анализу литературных источников, обобщению педагогического опыта на основе развития творческих способностей, самостоятельности, инициативы, гибкости мышления в овладении теорией и практикой народной педагогики.
Предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов.
Автором предлагаемой работы является Наталья Ефимовна Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет", академик Международной академии наук педагогического образования, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет более 150 печатных работ.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Тест

Тест

1. Этнопедагогика – это...

2. Этнопедагогика изучает:

а) процесс социального взаимодействия;

б) процесс общественного воздействия;

в) процесс социального взаимодействия и общественного воздействия на личность.

3. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика:

а) служит опорой и основой науки о воспитании;

б) обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой;

в) обобщает опыт домашнего воспитания.

4. Идею «материнской школы» выдвинул и разработал:

а) К. Д. Ушинский;

б) Я. А. Коменский;

в) В. А. Сухомлинский.

5. В народной педагогике господствует:

а) педагогическая культура;

б) живой опыт воспитания;

в) система воспитания.

6. Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы:

а) сплоченность людей;

б) общность педагогических культур разных народов;

в) сравнительный анализ педагогических достижений.

7. Он трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии:

а) А. С. Макаренко;

б) К. Д. Ушинский;

в) Я. А. Коменский;

г) В. А. Сухомлинский.

8. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Дистервега, Януша Корчака:

а) К. Д. Ушинский;

б) Я. А. Коменский;

в) А. С. Макаренко;

г) В. А. Сухомлинский.

9. В истории педагогики он является лучшим личностью-символом:

а) Я. А. Коменский;

б) А. С. Макаренко;

в) В. А. Сухомлинский;

г) К. Д. Ушинский.

10. Он учил педагогов других народов любви к своим корням, родному языку:

а) А. С. Макаренко;

б) К. Д. Ушинский;

в) В. А. Сухомлинский;

г) Я. А. Коменский.

11. Для него в образах важнее всего – педагогический смысл:

а) Я. А. Коменский;

б) В. А. Сухомлинский;

в) К. Д. Ушинский;

г) А. С. Макаренко.

12. Принцип народности в воспитании у него глубоко гуманистичен и интернационален:

а) В. А. Сухомлинский;

б) К. Д. Ушинский;

в) Я. А. Коменский;

г) А. С. Макаренко.

13. В последних книгах его, последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу:

а) А. С. Макаренко;

б) К. Д. Ушинский;

в) В. А. Сухомлинский;

г) Я. А. Коменский.

14. Педагогическая культура народа – это...

15. В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала:

а) матери;

б) общине;

в) отцу;

г) старейшине.


Титул

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_________ В. А. Дегтяренко

«____» ___________ 20___ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины


Этнопедагогика

(наименование дисциплины)


Специальности

050104 Безопасность жизнедеятельности

050102 Биология с дополнительной специализацией «Экологический
туризм» и с дополнительной специализацией «Химия»


г. Комсомольск-на-Амуре, 2014


Разработчик(и) УМКД:

Ведущий преподаватель по дисциплине

д-р пед. наук, профессор Седова Н. Е.

(степень, звание, Ф. И. О.)


СОГЛАСОВАНО:

Проректор по учебной работе _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Начальник учебно-методического

управления _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Декан (директор) факультета _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Зав. кафедрой разработчика УМКД __________ _______________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 20__ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины Этнопедагогика составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Российской Федерации _______________ и учебного плана подготовки специалистов

(дата утверждения, №) (бакалавров, магистров, специалистов)

по направлениям 050104 Безопасность жизнедеятельности, 050102 Биология с дополнительной специализацией «Экологический туризм» и с дополнительной специализацией «Химия»


«___» ______________ 20__ г.


Тема 1. Предмет этнопедагогики

Тема 1
Предмет этнопедагогики

План:

1. Наука «Этнопедагогика».

2. Что изучает этнопедагогика.

3. Общность педагогических культур.

Содержание

1. Наука «Этнопедагогика».

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

2. Что изучает этнопедагогика.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем – как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы – основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт людей, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

3. Общность педагогических культур.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.


Тема 4. Методы и источники изучения процесса воспитания на ранних ступенях развития человеческого общества

Тема 4
Методы и источники изучения
процесса воспитания на ранних ступенях
развития человеческого общества

План:

1. Методы и источники изучения процесса воспитания на ранних ступенях развития человеческого общества.

2. Место этнографической науки в реконструкции социальных отношений и духовной культуры первобытности.

3. Сбор фольклора, запись бытовавших в народной среде рассказов, сказаний, легенд и т. п. Место фольклора в различных его жанрах в народной педагогике.

4. Значение изучения народной сказки для этнопедагогики. Анализ изучения детского фольклора в трудах Г. С. Виноградова.

Содержание

1. Методы и источники изучения процесса воспитания на ранних ступенях развития человеческого общества.

Воспитание является едва ли не самой древней сферой человеческой деятельности. Оно возникло на заре человеческой истории вместе с появлением человеческого общества. Во все времена педагоги искали лучший путь помощи людям в использовании данных им природой возможностей, в формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания о воспитании, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, из них оставались самые жизнестойкие, самые полезные. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, а её предпосылками, истоками служили первоначальные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта, закреплённого в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике.

На заре возникновения человеческого общества люди пользовались готовыми продуктами природы. Процесс присвоения готовых произведений природы требовал большей затраты сил первобытного человека. Опыт взрослых был настолько ещё ничтожен, что легко перенимался детьми путём подражания. Побуждаемый голодом ребёнок руками или палкой вырывает коренья, собирает плоды, как и другие, более старшие, дети и взрослые. В начале этой стадии – собирания продуктов природы (что имело место и у животных) – воспитания в собственном смысле ещё нет, как нет его и у животных.

Французский социолог Шарль Летурно в своей книге «Эволюция воспитания» пытался доказать, что процесс воспитания (и даже обучения) имеет место уже у животных – не только позвоночных, но даже у беспозвоночных. У всех этих животных Ш. Летурно находит сознательное воспитание, наставление и обучение. Он считает возможным даже говорить об «учителях» и «учениках» у животных. Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, Ш. Летурно отождествляет инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходит к неверному выводу о том, что в основе воспитания лежит инстинктивное стремление людей к продолжению рода, действует закон естественного отбора.

Шарль Летурно приводит свидетельство английского путешественника, наблюдавшего воспитание у жителей Мелане́зии: «Когда дети несколько подрастут, мужчины учат их (мальчиков) метать копьё, обращаться с каменным топором, со щитом из древесной коры, с дубиной, учат влезать на деревья, разрывать землю, чтобы ловить двуутробок, или, если есть сети, то обращению с ними. Это практическое воспитание заканчивается рано, и так как оно очень просто, то дети скоро не уступают в ловкости своим родителям».

Другую теорию, которая получила название психологической теории происхождения воспитания, предложил Пол Монро (американский педагог). Он объяснял происхождение воспитания у первобытного человека бессознательным подражанием детей старшим членам общества исходя из того, что в первобытном обществе еще не сложились обязательные для усвоения комплексы знаний и наставлений, что нет еще установившихся форм и методов воспитания, несколько раз подчеркивая, что первобытное воспитание – это «бессознательное подражание».

Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда. Выделение человека из животного мира началось, как об этом свидетельствуют новейшие археологические открытия, 2–3 млн лет назад. К этому же времени следует отнести и начало возникновения и становления воспитания как важнейшего вида человеческой деятельности.


Тема 5. Фольклор как стихийный носитель народных педагогических знаний и его идейно-воспитательная направленность в классовом обществе

Тема 5
Фольклор как стихийный носитель
народных педагогических знаний
и его идейно-воспитательная направленность
в классовом обществе

План:

1. Фольклор как стихийный носитель народных педагогических знаний и его идейно-воспитательная направленность в классовом обществе.

1.1. Понятие и сущность фольклора.

1.2. Специфические черты фольклора.

2. Фольклор как способ передачи жизненного опыта и коллективной мудрости людей.

2.1. Функции и воспитательный потенциал фольклора.

3. Фольклор Руси.

3.1. Жанры фольклора.

3.2. Древнерусский фольклор.

Содержание

1. Фольклор как стихийный носитель народных педагогических знаний и его идейно-воспитательная направленность в классовом обществе.

1.1. Понятие и сущность фольклора.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый Вильям Томс в 1846 г. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала XX в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б. Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1) фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2) фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3) фольклор как явления художественного творчества народа;

4) фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5) фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науки о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т. д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом». Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос