В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Поликультурное образование. Программа для установки через Интернет

  • Поликультурное образование. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-912
Авторы: Седова Н. Е.
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 23 Мб.

Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В данном диске автором представлена рабочая программа дисциплины "Поликультурное образование", дана карта обеспеченности учебной и научной литературой, предложен комплект оценочных средств для проведения контроля знаний обучающихся, включены методические рекомендации по изучению дисциплины и ее разделов, а также конспекты (тезисы) лекций.
Автор освещает проблему развития поликультурного образования в современных условиях глобального мира, выделяет философские основания идей поликультурализма и раскрывает значимость взаимосвязи и взаимозависимости культуры и образования. Предлагаемый курс нацелен на комплексное изучение этнической культуры; раскрывается общая картина особых этнокультурных средств воспитания и обучения. В данном курсе прослеживается взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике межкультурного общения, поликультурное образование рассматривается как фактор формирования толерантных отношений. В курсе раскрываются понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь; выявляются особенности культурной и гражданской идентичности в условиях поликультурализма; анализируются культурные дистанции и межкультурные конфликты, сущность культурного плюрализма.
Целостное рассмотрение проблем подается в тесной связи с процессом освоения аналитического аппарата и системы познавательных установок, практических методов и технологий действия, которыми должен овладеть специалист высшей квалификации.
Предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов.
Автором предлагаемой работы является Наталья Ефимовна Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет", академик Международной академии наук педагогического образования, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет более 150 печатных работ.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Linux, Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Тест

Тест

1. Культурные универсалии – это…

а) такие нормы, правила, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества;

б) аспект воспитательного процесса в современной школе;

в) миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

2. В каком году была создана Декларация принципов толерантности?

а) 1987 г.;

б) 1991 г.;

в) 1995 г.

3. Свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения, – это…

4. Что является первым проводником национальной культуры?

а) Поведение;

б) уважение;

в) язык.

5. Дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие, – это…

а) национализм;

б) расизм;

в) фашизм.

6. Что не относится к педагогическим задачам классного руководителя?

а) Приобщать обучающихся к культурам и традициям различных национальностей;

б) формировать у детей чувство и сознание граждан мира;

в) настраивать детей против какой-либо этнической группы.

7. Культурный плюрализм – наличие и признание ___________ существования и развития различных ___________ культур в составе единой национальной общности.

8. В современном мире различными субкультурами выступают…

9. Поликультурное образование – это...

а) познание человеком поликультуры, возможность его самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой;

б) целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;

в) человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений;

г) наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

10. Гражданская идентичность – осознание ___________ к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида ___________ смысл.

11. Формирование у детей норм поведения, адекватных поликультурному обществу, предусматривает работу в таких направлениях:

а) обеспечение восприятия детьми окружающей действительности через призму национальной и иных мировых культур;

б) воспитание чувства патриотизма;

в) воспитание национализма;

г) обучение с гуманитарным уклоном.

12. Культуру какой цивилизации можно считать традиционной?

13. Что относится к народным средствам педагогики?

а) Загадки;

б) учебники;

в) компьютерные классы;

г) дидактическая техника.

14. Что относится к формам межкультурной коммуникации?

а) Закрытая форма;

б) косвенная;

в) типичная;

г) доминирующая.

15. Этноцентризм – это предпочтение...

а) тех или иных групп населения объясняться на двух языках;

б) собственного образа жизни всем остальным.

16. В каком случае формируется негативная этническая идентичность?

Титул

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_________ В. А. Дегтяренко

«____» ___________ 20___ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины


Поликультурное образование

(наименование дисциплины)


Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки

Дошкольное образование


Квалификация (степень)

Бакалавр


г. Комсомольск-на-Амуре, 2014


Разработчик(и) УМКД:

Ведущий преподаватель по дисциплине

д-р пед. наук, профессор Седова Н. Е.

(степень, звание, Ф. И. О.)


СОГЛАСОВАНО:

Проректор по учебной работе _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 201__ г.


Начальник учебно-методического

управления _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 201__ г.


Декан (директор) факультета _____________ ________________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 201__ г.


Зав. кафедрой разработчика УМКД __________ _______________

(подпись) (Ф. И. О.)

«___» ______________ 201__ г.


Учебно-методический комплекс дисциплины «Поликультурное образование» _ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Российской Федерации _______________ и учебного плана подготовки бакалавров

(дата утверждения, №) (бакалавров, магистров, специалистов)

по направлению «Педагогическое образование»

___________________________________________________________


«___» ______________ 201__ г.

Тема 1. Теоретические основы поликультурного образования

Тема 1
Теоретические основы
поликультурного образования

План:

1. Понятие поликультурного образования.

2. Задачи поликультурного образования.

3. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении.

4. Методы, используемые для формирования сознания личности.

5. Культурологический подход в образовании.

6. Структура поликультурной компетентности педагога.

Содержание

1. Понятие поликультурного образования.

При определении ц е л и поликультурного образования российские ученые акцентируют внимание на разных аспектах вопроса, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Заметим, что в отличие от своих российских коллег американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении.

Итак, В. В. Макаев, З. А. Малькова и Л. Л. Супрунова определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [16].

А. Н. Джуринский считает, что поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем – о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [8].

Г. Д. Дмитриев демонстрирует более развернутый подход к определению цели поликультурного образования, которую он видит в том, чтобы способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей [9].

Г. В. Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [19].

2. Задачи поликультурного образования.

Из целей вытекает ряд конкретных з а д а ч поликультурного образования:

глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности;

создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

формирование и развитие умения критически мыслить;

развитие этнотолерантности;

формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

Тема 2. Этническая культура: понятия, особенности, влияние на образовательный процесс

Тема 2
Этническая культура: понятия, особенности,
влияние на образовательный процесс

План:

1. Понятие этнической культуры. Влияние этнической культуры на образовательный и воспитательный процессы.

2. Народные средства педагогики.

3. Детский фольклор и устное народное творчество.

4. Понятие межкультурной коммуникации. Типичные ошибки в межкультурной коммуникации.

5. Этнические стереотипы. Этноцентризм. Национализм.

6. Феномен билингвизма. Негативная этническая идентичность.

Содержание

1. Понятие этнической культуры. Влияние этнической культуры на образовательный и воспитательный процессы.

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

Этническая культура охватывает преимущественно сферу обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилища, знания, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает в себя наиболее устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры.

Этническая культура указывает прежде всего на социокультурные особенности людей.

Этническая культура в виде конкретных ее составляющих и элементов может как осознаваться, так и не осознаваться самими ее носителями, может представляться ими более или менее адекватно, она может отражаться – причем иногда более реалистично – в сознании других этносов, при взгляде «со стороны», наконец, этническая культура в какой-то своей части может быть выявлена с помощью специальных методов анализа форм и результатов деятельности этноса и его представителей, причем в этом последнем случае она способна отличаться от того образа, который возникает при взгляде на нее «изнутри» (собственные представления этноса о себе) и «со стороны» (мнения иных, «чужих» этносов) (Козлов В. И. Проблемы этнического самосознания и его место в истории этноса // Социологические исследования. 1974. № 2. С. 80).

С одной стороны, воспитательная работа среди представителей различных наций и народов имеет свою специфику. Национально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей, национально-своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти факторы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить наиболее весомые аргументы, способствующие повышению качества воспитательной деятельности.

С другой стороны, обучение людей различной этнической принадлежности требует учета закономерностей проявления их национальной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т. д.

Педагоги на основе учета национально-психологических особенностей выработали ряд этнопедагогических п р и н ц и п о в : принцип этнопедагогического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влияние на этот процесс национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития; принцип единства национального сознания и национально-своеобразной педагогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей данной этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития; принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующий осуществление всего комплекса воспитательных мероприятий в процессе национально-специфической жизни и труда в соответствии с национальн

Тема 3. Поликультурное социальное и образовательное пространство

Тема 3
Поликультурное социальное
и образовательное пространство

План:

1. Современная этническая картина мира.

2. Международное сотрудничество в области образования.

3. Основные программы и проекты.

4. Болонское соглашение.

Содержание

1. Современная этническая картина мира.

Уникальность России, уникальность любого модернизирующегося общества не отменяет базовые парадигмы перемен. Каждое общество меняется, но флуктуации этих перемен не отменяют общей векторности развития. Россия не станет копией Франции или Германии, но станет более технологичным, информационным, открытым обществом. Основная, черная, модернизационная работа выполнена в России в рамках «консервативной советской модернизации». Ушла в прошлое Россия крестьянская, православная, общинная.

В рамках российского модернизационного проекта необходимы институциональные и ценностные трансформации. Такая большая страна, как Россия, не может делать ставку на эксплуатацию сохранившихся с домодернизационных времен природных и культурных объектов (например, на развитие туризма как локомотив национальной экономики), что, однако, возможно для менее обширных стран.

Позитивным, адаптационным выходом для российской социокультурной системы является снятие всех препятствий, ограничений на путях межкультурного взаимодействия между цивилизацией-донором, т. е. Западом, и цивилизацией-реципиентом, т. е. Россией, во всяком случае, в отношении институциональных форм организации социума, части ценностно-нормативной системы, технологий производства и потребления, моделей образа жизни. Минимум контроля над информационными потоками как внутри, так и на границах российской социокультурной системы, работа над созданием на всей территории России однородной, унифицированной с Единой Европой правовой среды – одна из актуальных задач нашей модернизации.

Естественными ограничителями на этом направлении являются национальная культура, язык и уровень экономического развития, уровень совокупной платежеспособности, способность оплатить инокультурные инновации.

Второй тип модернизации часто отождествляют с вестернизацией, редуцируя ее к колонизации, что неизбежно придает явлению оценочный, негативный смысл. Второй тип модернизации представляет собой максимальное раскрытие коммуникационных связей социокультурной системы с окружающим миром. Полноту его использования в последнее десятилетие российских реформ нельзя сравнить с модернизационной практикой в Западной Германии после Второй мировой войны или в послевоенной Японии, но уровень открытости социокультурной системы беспрецедентен в российской истории.

Российская социокультурная традиция дихотомична начиная с момента монголо-татарского нашествия, до этого Киевская Русь развивалась как европейское государство. Исторически прослеживается противоборство демократической и авторитарной традиции, взгляд на Россию как на часть Европы и интерпретация ее конфессиональных, политических, географических особенностей в терминах авторитаризма, этатизма, автаркии, характерных, скорее, для социокультурной традиции восточных деспотий. Отражением, квинтэссенцией второго подхода стала знаменитая триада министра народного просвещения николаевской эпохи графа С. Уварова: православие, самодержавие, народность. В самом общем виде эта триада отражает основные исторические препятствия на пути российской модернизации.

Известный российский ученый, доктор философских наук Л. Поляков к этой сдерживающей социокультурную динамику триаде добавил фактор колонизации, характерной переносом традиционных форм организации социума на вновь осваиваемые территории, т. е. экстенсивное развитие .

Рассмотрим указанные базисные элементы торможения социокультурной динамики в России.

Христианство с момента своего возникновения несло в себе громадный творческий потенциал, именно с его возникновением начался долгий процесс освобождения личности от кровных, семейных, племенных, территориальных, языковых локальностей. Универсальный образ единого мира, которым впоследствии стал мир модерна, проистекает именно отсюда.

Родовые особенности Византийской империи, подчиненное (в отношении государственной власти) положение православной церкви оказали самое серьезное влияние на российскую государственность, религиозную традицию, все сферы социума и культуры.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос