Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников: программа, занятия предметного кружка

Есть на складе
104 руб.
-20%
83,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5427
Авторы-составители Елизарова Е.М.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
ISBN 978-5-7057-4434-3
Страниц 147
УДК 373.1
Штрихкод 9785705744343
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 102 г
В пособии представлены программа, календарно-тематическое планирование, занятия по внеурочной деятельности для 3 класса, направленные на общеинтеллектуальное развитие младших школьников. Программа отвечает требованиям ФГОС НОО и предусматривает осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, способствует расширению и углублению знаний по предметным курсам русского языка и математики. Занятия содержат игровые задания и упражнения, направленные на развитие познавательных операций - восприятие, запоминание, припоминание, осмысление, логическое и творческое мышление, умелое использование знаково-символических средств предоставления информации, правильное применение математической и лингвистической терминологии, умений делать выводы и обобщения, аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Предназначено учителям начальных классов, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования, родителям для занятий с детьми.

Подробное описание

Программа разработана в соответствии с основными по-ложениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) для 3 класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одаренными детьми, которые проявляют интерес к изучению математики, русского языка на более высоком уровне.

Актуальность программы.

Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углублённое изучение математики, русского языка в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, умело использовать символику, прогнозировать пути решения задачи, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.

Цели и задачи программы.

Школьное образование наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Цель: воспитание интереса к математике, к русскому языку как наукам, обобщающим существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач; содействовать приучению обучающихся к умственному труду.

Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.

Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении экскурсий, мероприятий к праздникам. Занятия в кружке оказывают серьезное влияние на повышение интереса к математике, русскому языку.

Кружок «Познавайка» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики, русского языка. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической и лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Организация кружковой работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.

Весь материал представлен в игровой, доступной форме с учетом возрастных особенностей младшего школьника.

Курс рассчитан на 24 часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Занятия могут проводиться 1 или 2 раза в неделю в течение учебного года. Программа представлена календарно-тематическим планированием и разработкой каждого занятия.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся получит возможность научиться:

• применять способы решения нестандартных задач по математике и русскому языку;

• использовать основные приёмы решения задач логического содержания: решение при помощи таблицы, решение иллюстративным методом и т. д.;

• отгадывать ребусы, загадки, шарады, решать логические
задачи, соответствующие возрасту;

• находить и преобразовывать фигуры, выполнять несложные задания на сравнение, выделение «лишнего» и др.

Личностные: у обучающегося будет сформировано: положительное отношение к изучению родного языка и математики; могут быть сформированы: умения признавать собственные ошибки, слушать и слышать друг друга.

Метапредметные результаты:

познавательные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу;

• осуществлять элементарный поиск информации, необходимой для проведения занятий;

• понимать полученную информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осмысливать цель чтения необходимых текстов;

• получать информацию из разных источников;

• участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочного занятия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• понимать цель учебной деятельности;

• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала;

• адекватно воспринимать указания на ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

• оценивать собственные успехи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• строить речевое высказывание в устной форме;

• аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

• осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

• проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять инициативу в поиске информации для выполнения коллективной работы;

• уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Содержание

программа внеурочной деятельности «Познавайка»    3

Пояснительная записка    3

Календарно-тематическое планирование    8

Сценарии занятий    15

Занятие 1. Лексическое значение слова    15

Занятие 2. Происхождение письменности и системы исчисления. Решение логических задач по математике    21

Занятие 3. Прямое и переносное значение слова    25

Занятие 4. Из истории математики. Первые цифры. Решение логических задач по математике    29

Занятие 5. Ударение меняет значение    34

Занятие 6. Из истории математики. Римские цифры. Решение логических задач по математике    45

Занятия 7. Пёстрое семейство синонимов    47

Занятие 8. Возникновение мер длины. Старинные русские меры длины. Задачи на старинные меры длины    55

Занятие 9. Шарада    60

Занятие 10. Древние инструменты измерения    64

Занятия 11, 13. Великое противостояние антонимов    67

Занятие 12. Великий математик древности – Пифагор    79

Занятие 14. История математических знаков    87

Занятие 15. Слова-двойники. Омонимы    90

Занятие 16. Как зарождалась геометрия?  Решение задач-головоломок геометрического содержания    98

Занятие 17. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов    103

Занятие 18. Великий математик Архимед. Решение задач    109

Занятие 19. Похожи, но не одинаковые. Паронимы    113

Занятие 20. Абак – первая «счётная машина». Решение логических задач    116

Занятие 21. Из глубины веков. Архаизмы    120

Занятие 22. Интересные факты о математике. Математические «фокусы». Решение логических задач    125

Занятие 23. Красна речь пословицей    129

Занятие 24. Интеллектуальный турнир    137

Литература    145

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос