Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. Программа. Конспекты

Есть на складе
181 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4000
Авторы Орлова Т.Э., Сабаева О. Г.
Издательство Учитель, 2016
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-4333-9
Страниц 243
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705743339
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 163 г
Пособие раскрывает систему педагогической работы, направленную на развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. Описаны механизм проектирования деятельности специалистов с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложены модульная программа с перспективным планированием, конспекты с играми и упражнениями для организации разных видов деятельности детей.
Адресовано воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики.

Подробное описание

Введение

Возрастание разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем, так как именно они определяют прогресс человечества. Дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Они представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. За рубежом давно подсчитали: материальные средства, вложенные в развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, через 15‒20 лет дают экономике 7-кратную прибыль.

Сегодня, более чем когда-либо, фактором времени являются перемены. В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. Детский сад с учебно-дисциплинарной схемой взаимодействия взрослого и ребенка уходит в прошлое, а на смену ему идет гуманистическая направленность дошкольного образования, проявляющаяся в организации личностно ориентированной модели развития ребенка, его творческого потенциала.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти дошкольника, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Развивая у ребенка творческий подход к решению любой поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью. Работа по повышению уровня творческого воображения является еще одним важнейшим условием формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Воображение и мышление ‒ процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их «чрезвычайно родственными», отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует и мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Подлинное усвоение образовательного материала невозможно без активной деятельности воображения, без умения пред-ставить, вообразить то, о чем говорит педагог, без умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в старшем дошкольном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. Именно развитие творческого мышления и воображения создает базу для развития интеллекта ребенка.

Исследования влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе дошкольного образования такие занятия представлены мало, творческое мышление и воображение детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается. На-правленная систематическая работа с детьми дошкольного, а затем школьного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей детей чрезвычайно востребованы.

Таким образом, актуальность данной проблемы на современном этапе дошкольного образования очевидна, и назрела необходимость ее решения:

  • изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, ориентированного на «завтрашний день развития»;
  • социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь;
  • интенсивно ведутся поиски новых механизмов развития творческой личности;
  • исследуются, апробируются и внедряются в образовательный процесс ДОО новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии;
  • определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

Новизна представленного опыта заключается в том, что авторы попыталась создать технологию развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников с помощью эффективного сочетания традиционных методов и приемов с нетрадиционными.

Программа «Маленький гений» предназначена для работы с детьми подготовительной группы, так как наиболее сензитивным для развития творческого мышления и воображения является старший дошкольный возраст (6‒7 лет).

Содержание

Введение    3

Комплексно-тематическое планирование    22

Непосредственная образовательная деятельность    39

Мы путешественники    39

Тема: Путешествие по комнате    39

Тема: В гостях у гнома-часовщика    43

Тема: Путешествие в страну математических загадок    49

Тема: Линия жизни    53

Тема: Линия жизни. Мужчина и женщина    57

Тема: В гостях у Осени    62

Тема: Как раньше жили на Руси    67

мы изобретатели    71

Тема: Путешествие в страну Сообразилию    71

Тема: Умники и умницы    74

Тема: Бывает – не бывает    78

Тема: Бином фантазии    83

Тема: Вместе играем, изобретаем    86

Тема: Волшебная страна света    90

Тема: Волшебница вода    96

Тема: Детективное агентство    103

Тема: Если бы я был    106

Тема: Значение воды и воздуха на Земле    109

Тема: Подарок Прометея    113

Тема: Волшебное электричество    119

Дошкольники на каникулах    124

Тема: Космический полет на Луну    124

Тема: Невероятные приключения в сказочной стране    128

Тема: Пернатые друзья    131

Тема: Приключения Умки на каникулах    135

Тема: Я и мои друзья    137

Тема: По морям, по волнам    145

Мы идем в первый класс    151

Тема: Страна Математика    151

Тема: Загадки Арифметики    156

Тема: Лесная школа    160

Тема: Золотая рыбка    163

Тема: Лаборатория Весны    167

Тема: Азбука поведения в природе    170

Тема: Знайка и Незнайка в гостях у ребят    176

Тема: Завтра в школу    184

Опытно-исследовательская деятельность    187

Тема: Как листья становятся питанием для растений    187

Тема: В погоне за светом    187

Тема: Как дышит растение    188

Тема: Три агрегатных состояния воды    189

Тема: Снег защищает растения от холода    189

Тема: Необходимость влаги для роста растений    190

Тема: Необходимость света для роста растений    190

Тема: Песочные часы    191

Тема: Подкормка растений    192

Тема: Где будут первые проталины (у рябины или у берёзы)    192

Тема: Живой кусочек    193

Тема: Причины выхода червей во время дождя на поверхность земли    193

Работа с родителями    194

Консультации для родителей    194

Сценарии заседаний родительского клуба «Первый раз в первый класс»    216

Литература    239

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос