Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространcтвенной среды в ДОО по программе "От рождения до школы". Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Есть на складе
91 руб.
-10%
81,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 4722
Авторы-составители Небыкова О.Н.
Издательство Учитель, 2020
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-4393-3
Страниц 31
УДК 373.2
Штрихкод 9785705743933
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 1 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 60 г
Одной из функций управленческой деятельности методической службы дошкольной организации является контроль и оценка развивающей предметно-пространственной среды, что позволяет выявить состояние и составить план ее оптимизации в соответствии с ФГОС ДО.
На что при этом обратить внимание? Какие критерии выбрать в качестве основных для изучения состояния развивающей предметно-пространственной среды? Как обеспечить эффективность фиксации результатов контроля?
Данный журнал не только отвечает на эти вопросы, но и предлагает в помощь примерные развернутые схемы анализа и оценки реализации требований ФГОС ДО по образовательным областям и к обеспечению условий вариативности, доступности, безопасности, эстетики помещения, полифункциональности, трансформируемости в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ) для подготовительной группы ДОО.
Пособие имеет рекомендательный характер и предназначено руководителям, методистам, старшим воспитателям и экспертам ДО; полезно педагогам дошкольных организаций и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации (ФГОС ДО) определяет развивающую предметно-пространственную среду (РППС) как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретения обновляемых образовательных ресурсов.

в перечне целевых комплектов игровых средств для оснащения дошкольных образовательных организаций на 2013–2020 годы РППС рассматривается как совокупность материальных объектов, способов и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной. Рассмотрим, как все эти требования раскрываются в ФГОС ДО. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также сменяемость разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор и стимулирующих активность детей. Доступность должна обеспечивать свободный доступ к дидактическим развивающим игровым средствам, оборудованию и всем элементам РППС. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Трансформируемость обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, возможностей детей и пр. Полифункциональность предусматривает возможность разнообразного использования компонентов РППС.

Не менее важно обеспечить эстетику помещений дошкольной образовательной организации. В толковом словаре С. И. Ожегова эстетика рассматривается как «философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии». Исходя из этого, дизайн помещений должен способствовать художественно-эстетическому и познавательному развитию каждого ребенка, а также созданию максимально комфортных условий для пребывания детей.

Все эти требования должны учитывать руководители, методисты, старшие воспитатели и эксперты при анализе и оценке РППС по направлениям развития и образования детей, образовательным областям, а также воспитатели и узкие специалисты для создания в группах эффективных условий реализации ФГОС и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В данном пособии представлены примерная схема анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям), а также примерные образцы схем анализа и оценки реализации требований ФГОС ДО к обеспечению всех вышеперечисленных условий в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014).

Цель анализа и оценки РППС – изучить ориентированность РППС на активизацию различных видов детской активности (игровой, двигательной, познавательной и исследовательской)  и ее влияние на формирование личности каждого ребенка, развитие его индивидуальных способностей и овладение умениями, соответствующими конкретной (данной) возрастной категории детей. В ходе анализа определяется, насколько РППС подготовительной группы соответствует предъявляемым к ней требованиям.

Каждое требование включает в себя ряд критериев, выполняющих функцию ориентиров. Критерий (с греческого – «средство для суждения») – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова).

Совокупность критериев, отраженных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, создает примерный вариант построения РППС. Необходимо отметить, что примерные намеченные показатели не всегда реализуются в группах и дошкольных организациях в полной мере. Небольшое расхождение результатов оценки РППС с примерными нормативами, как правило, требует комплексного анализа качества условий, приводящих к полученным результатам. Таким образом, оценка РППС становится средством выявления слабых мест в обеспечении условий реализации требований ФГОС дошкольной организации. В соответствии с выявленными нарушениями построения РППС в планирование содержательной работы с детьми вносятся изменения и дополнения, а также рекомендации по обогащению среды недостающими материалами и по ее оптимизации.

Для того чтобы оценка РППС стала инструментом управления качеством образования в дошкольной организации, необходимо проводить такой анализ не чаще 2–3 раза в год. Подобная периодичность не затрудняет ход педагогического процесса и позволяет отследить динамику развития предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Для фиксации результатов наблюдения и подведения итогов оценки в количественном соотношении с примерными намеченными показателями предлагаем использовать представленные в данном пособии таблицы.

Таблица 1 позволяет провести качественный анализ содержательного насыщения РППС дидактическими развивающими игровыми средствами и оборудованием.

На основе таблицы 2 (сводной) дается качественная оценка содержательной наполняемости РППС по всем направлениям образования детей. Примерные формулировки заключения могут звучать так: данный вид материала отсутствует; оборудование имеется, но в недостаточном количестве; количество соответствует норме; имеется в избыточном количестве. Советуем также обратить внимание на разнообразие дидактических средств и оборудования и количество элементов, представленных в РППС. В соответствии с выявленными нарушениями следует составить рекомендации по обогащению РППС недостающими дидактическими пособиями и установить сроки исправления нарушений. Ответственным за контролем по устранению нарушений назначается старший воспитатель.

В таблицах 3–8 с целью унификации показателей для оценки всех критериев используется одинаковая балльная система (0–1–2–3), где каждый балл выражает степень соответствия компонентов и условий, реализованных в РППС группы, критериям требований ФГОС ДО к обеспечению вышеперечисленных условий РППС.

Количественная оценка критериев требований ФГОС ДО к обеспечению условий РППС (заключение):

0 баллов – большинство компонентов РППС не соответствуют требованиям ФГОС ДО;

1 балл – отдельные компоненты РППС не соответствуют требованиям ФГОС ДО;

2 балла – большинство компонентов РППС соответствует требованиям ФГОС ДО;

3 балла – РППС отвечает всем требованиям ФГОС ДО.

Коэффициент соответствия предметно-пространственной среды (КС) требованиям ФГОС ДО определяется (в баллах и в процентном соотношении) следующим образом: итоговую сумму баллов, полученных в результате оценки и анализа, необходимо разделить на максимально возможное количество баллов. Для сравнения количественных результатов анализа и оценки с примерными количественными показателями и выявления процентного соотношения с примерными нормативами необходимо умножить полученный результат на 100 %:

.

Количественное соотношение для определения уровня соответствия:

– РППС не соответствует требованиям ФГОС ДО – 0–0,25 балла (25 %);

– большинство компонентов РППС не соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,26–0,5 балла (26–50 %);

– большинство компонентов РППС соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,51–0,75 балла (51–75 %);

– РППС в целом соответствует требованиям ФГОС ДО – 0,76–1 балл (76–100 %).

Качественный и количественный анализ результатов отражается в аналитической справке – таблице 9 (сводной) – и помогает сделать вывод об эффективности внешних условий развития детей.


Автор-составитель журнала выражает благодарность авторам программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Содержание

Введение    3

Таблица 1. Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям)    6

Таблица 2. Сводная таблица оценки развивающей предметно-пространственной среды по направлениям развития и образования детей (образовательным областям)    24

Таблица 3. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «вариативность» рппс    25

Таблица 4. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «доступность» рппс    26

Таблица 5. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «эстетика помещения» рппс    26

Таблица 6. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «безопасность» рппс    27

Таблица 7. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «трансформируемость» рппс    29

Таблица 8. Реализация требования фгос до к обеспечению условия «полифункциональность» рппс    30

Таблица 9. Сводная таблица оценки рппс по реализации требований фгос до    30

Литература    31

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос