Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение
Код | 5314 |
Авторы-составители | Ляпина Е. Ю. и др. |
Издательство | Учитель, 2015 |
Серия | ФГОС. Управление образовательным процессом |
ISBN | 978-5-7057-4284-4 |
Страниц | 237 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705742844 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 166 г |
Предназначено руководителям, заместителям директора, преподавателям ОБЖ, учителям, классным руководителям, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования; рекомендовано инспекторам ГИБДД, контролирующим работу ОО по профилактике ДДТТ.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях интенсивного и стремительного движения транспорта на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей и подростков. Трагическая статистика свидетельствует, что в России в ДТП каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. К сожалению, дети – частые участники происшествий на дорогах. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами. Во многом это происходит из-за того, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Многие не умеют применять правила дорожного движения (ПДД) на практике, грамотно использовать свои знания для сохранения своего здоровья и жизни. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Решающая роль в предупреждении детского дорожно-транс-портного травматизма, связанного с нарушением ПДД детьми, принадлежит образовательным организациям (ОО). Именно в них обучающиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного и безопасного поведения на улицах и дорогах.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), как часть работы по охране жизни и здоровья детей, должна стать важной и необходимой составляющей деятельности каждой образовательной организации. Данная работа должна быть организована таким образом, чтобы у родителей и учащихся сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении и соблюдении ПДД, но и в распространении полученных знаний среди окружающих.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны стать единой системой. Только в этом случае качественно решается главная задача профилактики – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, сознательно относиться к выполнению ПДД.
Результативная работа по предупреждению ДДТТ возможна только при выстраивании целостной непрерывной системы обучения и воспитания обучающихся, включающей занятия по изучению ПДД на уроках ОБЖ, в ходе профилактических классных часов, бесед, занятий на транспортной площадке и тренажерах, лекций, бесед с детьми и их родителями, различных внеклассных мероприятий: конкурсов, викторин, театрализованных представлений, соревнований, экскурсий и других форм профилактической работы. При этом эффективность профилактики ДДТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой, – требует внедрения в практику этой работы инновационных подходов, научных достижений и новых педагогических технологий.
Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы со школьниками, имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
В пособии, направленном на оказание помощи в организации работы по предупреждению детского дорожно-транспорт-ного травматизма в образовательном учреждении, представлен опыт работы МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда по данному направлению.
Вся деятельность по профилактике ДДТТ в образовательной организации направлена на создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания у них культуры грамотного пешехода и строится на дифференцированной основе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и ведется по трем основным направлениям: работа с обучающимися; работа с родителями; работа с педагогами.
В профилактической работе образовательной организации решается ряд задач:
– повышение уровня знаний обучающихся в области безопасности дорожного движения;
– формирование умения использовать знания ПДД для принятия правильного решения в реальных условиях дороги;
– развитие форм сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными структурами с целью профилактики ДДТТ;
– формирование практических навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в транспорте.
В целях нормативно-правового регулирования работы по профилактике ДДТТ разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации по предупреждению ДДТТ. Координации деятельности всех субъектов профилактики ДДТТ способствует работа межведомственной комиссии по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Планирование работы по данному направлению проводится с учетом выявленных в ходе аналитической деятельности проблем. Планы по предупреждению ДДТТ конкретны и реальны для воплощения. В них определены исполнители, сроки, формы реализации мероприятий, направленных на решение конкретных задач. Планы утверждаются по согласованию с субъектами и службами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. В течение года проводятся декадники, месячники, дни безопасности. Вся работа в ходе проведения профилактических мероприятий анализируется и представляется для оценки членам педагогической и родительской общественности.
Обучая – учимся сами! Этот принцип используется в работе педагогов образовательной организации. Невозможно организовать качественную работу с обучающимися без целенаправленного обучения педагогов, повышения уровня их профессио-нального мастерства в данном направлении. Поэтому большое внимание уделяется методической поддержке работы по профилактике ДДТТ.
Одним из основных средств формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах является работа классного руководителя. В основе работы с детьми по изучению ПДД каждого классного руководителя лежит педагогика сотрудничества. Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах являются урочные занятия по изучению ПДД и воспитательная работа, организуемая вне урока. Во время классных часов, дней профилактики, декадников безопасности, в ходе организации игровой деятельности, творческих конкурсов, профилактических бесед, при совместной работе над сценариями, буклетами, видеороликами учитываются возможности и индивидуальные особенности обучающихся и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили в образовательной организации.
Работа по профилактике дорожного травматизма, изучению правил дорожного движения проводится на протяжении всего периода обучения в образовательной организации. При этом важно сохранять преемственность в обучении и учитывать возрастные особенности обучающихся.
При работе с учениками начальной школы важно помнить, что от детей младшего школьного возраста нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной им информацией. Кроме увеличения объема знаний, необходимо обращать внимание на точность образов и понятий, которыми пользуются дети. Дорожную лексику из ПДД необходимо вводить постепенно. Следует иметь в виду, что знания у младших школьников всегда связаны с речью, ведь они знают только то, что могут объяснить своими словами. В процессе обучения ПДД младшими школьниками усваиваются стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка часто вынуждает детей отступать от предполагаемых конкретных действий, что связано с изменчивостью дорожных условий и индивидуальностью личности ребенка. Поэтому при выстраивании работы с данной возрастной категорией необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку.
С 5 класса рекомендуется изучать ПДД с обучающимися с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов. Традиционные формы работы необходимо сочетать с практическими занятиями и методами ситуативного обучения. В процессе обучения можно использовать видеотренинг: просмотр клипов, отрывков из короткометражных, документальных и учебных фильмов с последующей отработкой умений и навыков безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.
В старших классах в работе по формированию устойчивых знаний ПДД и умений и навыков их применения целесообразно проведение профилактических мероприятий с повторением основных положений ПДД для пешеходов, водителей, пассажиров. Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.
В пособии представлены разнообразные материалы для использования классным руководителем в работе по предупреждению ДДТТ, в том числе различные варианты тестирования по данному направлению работы.
Важным условием достижения положительного результата в работе по предупреждению ДДТТ является наличие современного материально-технического оснащения: современные кабинеты ОБЖ и ПДД, автогородок или обязательные его элементы, наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), уголки безопасности, технические средства обучения и медиатека, разнообразный дидактический материал, учебно-методическая литература, макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д. Большая часть учебно-дидактических, наглядных пособий и материалов может быть создана педагогами, родителями и обучающимися.
Изучать ПДД целесообразно и в системе дополнительного образования. Долгосрочные и краткосрочные программы дополнительного образования социально-педагогической, спортивно-оздоровительной и других направленностей позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях посредством игр, соревнований, конкурсов умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.
В ФГОС стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но и сформировать универсальные учебные действия, которые будут работать на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности, которая активно используется в работе по профилактике ДДТТ.
Учитывая, что воспитание в образовательной организации рассматривается не как прямое воздействие, а как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, процесс воспитания и формирования, в том числе законопослушного поведения на улицах и дорогах, реализуется через организацию деятельности детей, а результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении обучающихся. В работе по профилактике БДД педагоги образовательной организации стремятся организовывать содержательную жизнь и развивающую деятель-ность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Педагогами образовательной организации разработаны программы внеурочной деятельности по профилактике БДД, которые, являясь частью основной образовательной программы, способствуют достижению метапредметных, личностных результатов обучающихся – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребенка.
Немалая роль в эффективной работе по пропаганде ПДД принадлежит клубу юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Члены клуба ЮИД являются активными участниками работы по профилактике ДДТТ в образовательной организации. ЮИДовцы занимаются углублённым изучением ПДД и отработкой навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при автодорожных происшествиях, получают основы знания ПДД для велосипедистов, отрабатывают навыки применения этих знаний на практике в ходе организованных занятий по специально разработанной программе дополнительного образования для отряда ЮИД.
Важным направлением деятельности образовательной организации по профилактике ДДТТ является работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Опыт педагогического коллектива по выстраиванию работы по профилактике ДДТТ, проводимые диагностики выявления уровня знаний ПДД у участников образовательного процесса показывают, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, а также нередко нарушают их в присутствии детей, поэтому сами родители нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа проводится не только с целью вооружения родителей элементарными знаниями ПДД, разъяснения опасности их нарушения, но и для формирования у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании у детей законопослушного поведения на дорогах и улицах.
Придавая важное значение деятельности всех участников образовательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический коллектив общеобразовательной организации ведет работу по данному направлению в тесном контакте с сотрудниками ОГИБДД по совместным ежегодно утверждаемым планам.
Учитывая необходимость проведения непрерывной работы по обучению детей ПДД, по формированию у них практических навыков применения данных правил, коллектив образовательной организации имеет опыт продолжения деятельности в данном направлении во время работы профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Для эффективной деятельности летнего лагеря была разработана программа «Безопасная дорога детства», цели которой – создание условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей, формирования у них общей культуры и общечеловеческих ценностей, навыков здорового образа жизни; формирования у детей культуры грамотного участника дорожного движения, устойчивых знаний ПДД и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности других участников дорожного движения.
Интересной находкой в реализации программы лагерной смены стала работа творческих мастерских. Краткосрочные программы дополнительного образования, реализуемые в творческих мастерских, способствуют художественно-эстетическому, духовно-нравственному развитию детей и формированию основных навыков агитационной и пропагандистской работы по профилактике ДДТТ.
Содержание
Введение 3
Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение 12
Положение об учебном комплексе безопасности дорожного движения 12
Положение о деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 17
Приложение. Положение «О клубе юных инспекторов дорожного движения» 26
Инструкция об основных направлениях деятельности общественного инструктора по безопасности дорожного движения 33
Положение о комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 38
Положение о кабинете безопасности дорожного движения 42
Положение об информационном уголке по безопасности дорожного движения 47
Должностная инструкция руководителя клуба юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) 49
Положение о межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 60
Перечень нормативно-правовых документов федерального значения 64
Приказы образовательной организации 64
Об организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 64
О реорганизации объединения юных инспекторов дорожного движения в клуб юных инспекторов дорожного движения 68
О совершенствовании работы клуба ЮИД 69
Об организации работы Комплекса по безопасности дорожного движения и кабинета БДД ОО 71
Об организации и проведении в образовательной организации профилактического мероприятия «Внимание – дети!» 73
Система работы образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 75
Схемы взаимодействия 75
Планы работы образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 77
План работы ОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год 77
План проведения обучающих семинаров с педагогами по вопросам организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год 88
План проведения открытых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год 88
План проведения родительского всеобуча по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год 89
План мероприятий в рамках профилактического мероприятия «Внимание – дети!» 90
План проведения библиотечных уроков и мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного трав-матизма на _______ учебный год 93
Библиотечные уроки и мероприятия по профилактике ДДТТ 94
Организация работы межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 95
Состав комиссии образовательной организации (ОО) 95
План работы 95
Протоколы заседаний межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного трав-матизма 97
Организация работы воспитателей группы продленного дня (ГПД) 107
Взаимодействие воспитателей ГПД 107
План работы группы продленного дня по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 107
Отчет о работе воспитателей ГПД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за первую четверть 109
Организация работы педагога-психолога 111
План работы педагога-психолога 111
Программа творческой мастерской «Добрая дорога детства» 113
Приложение. Конспекты занятий 122
Отчет о работе педагога-психолога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за первую четверть 141
Сценарии выступлений клуба ЮИД 143
Визитка команды 143
Чтобы не было беды 146
Суд над правилами дорожного движения 155
С правил все начинается 164
Мы юные помощники 170
Захват аварии 173
Выступление агитбригады: «Дорожный ералаш» 181
Дорожные приключения 187
Вместе за безопасность 193
Вместе – мы сила 195
Копилка классных часов 197
Посвящение в пешеходы 197
Открытое занятие в Школе дорожных наук «Путешествие в страну Дорожных знаков» 204
Интеллектуально-игровая программа «Внимательный пешеход в гостях у Светофора Светофоровича» 213
Путешествие по городу Светофорску 218
Этапная игра «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД» 227
Литература 233
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом