Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение

Есть на складе
185 руб.
-10%
166,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5314
Авторы-составители Ляпина Е. Ю. и др.
Издательство Учитель, 2015
Серия ФГОС. Управление образовательным процессом
ISBN 978-5-7057-4284-4
Страниц 237
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705742844
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 166 г
Пособие обеспечивает нормативно-правовое и информационно-методическое сопровождение деятельности образовательной организации в условиях выполнения требований ФГОС и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Представлены нормативные документы, локальные акты, программы, планы, системно отражающие работу педагогического коллектива по всем направлениям дорожно-транспортной безопасности - организационному, информационному, агитационному, обучающему, реализуемые во взаимодействии всеми структурами и службами, ответственными за безопасное функционирование образовательной организации и готовность обучающихся к соблюдению правил дорожного движения.
Предназначено руководителям, заместителям директора, преподавателям ОБЖ, учителям, классным руководителям, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования; рекомендовано инспекторам ГИБДД, контролирующим работу ОО по профилактике ДДТТ.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях интенсивного и стремительного движения транспорта на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей и подростков. Трагическая статистика свидетельствует, что в России в ДТП каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. К сожалению, дети – частые участники происшествий на дорогах. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами. Во многом это происходит из-за того, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Многие не умеют применять правила дорожного движения (ПДД) на практике, грамотно использовать свои знания для сохранения своего здоровья и жизни. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Решающая роль в предупреждении детского дорожно-транс-портного травматизма, связанного с нарушением ПДД детьми, принадлежит образовательным организациям (ОО). Именно в них обучающиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного и безопасного поведения на улицах и дорогах.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), как часть работы по охране жизни и здоровья детей, должна стать важной и необходимой составляющей деятельности каждой образовательной организации. Данная работа должна быть организована таким образом, чтобы у родителей и учащихся сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении и соблюдении ПДД, но и в распространении полученных знаний среди окружающих.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны стать единой системой. Только в этом случае качественно решается главная задача профилактики – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, сознательно относиться к выполнению ПДД.

Результативная работа по предупреждению ДДТТ возможна только при выстраивании целостной непрерывной системы обучения и воспитания обучающихся, включающей занятия по изучению ПДД на уроках ОБЖ, в ходе профилактических классных часов, бесед, занятий на транспортной площадке и тренажерах,  лекций, бесед с детьми и их родителями, различных внеклассных мероприятий: конкурсов, викторин, театрализованных представлений, соревнований, экскурсий и других форм профилактической работы. При этом эффективность профилактики ДДТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой, – требует внедрения в практику этой работы инновационных подходов, научных достижений и новых педагогических технологий.

Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы со школьниками, имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

В пособии, направленном на оказание помощи в организации работы по предупреждению детского дорожно-транспорт-ного травматизма в образовательном учреждении, представлен опыт работы МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда по данному направлению.

Вся деятельность по профилактике ДДТТ в образовательной организации направлена на создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания у них культуры грамотного пешехода и строится на дифференцированной основе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и ведется по трем основным направлениям: работа с обучающимися; работа с родителями; работа с педагогами.

В профилактической работе образовательной организации решается ряд задач:

– повышение уровня знаний обучающихся в области безопасности дорожного движения;

– формирование умения использовать знания ПДД для принятия правильного решения в реальных условиях дороги;

– развитие форм сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными структурами с целью профилактики ДДТТ;

– формирование практических навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в транспорте.

В целях нормативно-правового регулирования работы по профилактике ДДТТ разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации по предупреждению ДДТТ. Координации деятельности всех субъектов профилактики ДДТТ способствует работа межведомственной комиссии по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Планирование работы по данному направлению проводится с учетом выявленных в ходе аналитической деятельности проблем. Планы по предупреждению ДДТТ конкретны и реальны для воплощения. В них определены исполнители, сроки, формы реализации мероприятий, направленных на решение конкретных задач. Планы утверждаются по согласованию с субъектами и службами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. В течение года проводятся декадники, месячники, дни безопасности. Вся работа в ходе проведения профилактических мероприятий анализируется и представляется для оценки членам педагогической и родительской общественности.

Обучая – учимся сами! Этот принцип используется в работе педагогов образовательной организации. Невозможно организовать качественную работу с обучающимися без целенаправленного обучения педагогов, повышения уровня их профессио-нального мастерства в данном направлении. Поэтому большое внимание уделяется методической поддержке работы по профилактике ДДТТ.

Одним из основных средств формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах является работа классного руководителя. В основе работы с детьми по изучению ПДД каждого классного руководителя лежит педагогика сотрудничества. Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах являются урочные занятия по изучению ПДД и воспитательная работа, организуемая вне урока. Во время классных часов, дней профилактики, декадников безопасности, в ходе организации игровой деятельности, творческих конкурсов, профилактических бесед, при совместной работе над сценариями, буклетами, видеороликами учитываются возможности и индивидуальные особенности обучающихся и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили в образовательной организации.

Работа по профилактике дорожного травматизма, изучению  правил дорожного движения проводится на протяжении всего периода обучения в образовательной организации. При этом важно сохранять преемственность в обучении и учитывать возрастные особенности обучающихся.

При работе с учениками начальной школы важно помнить, что от детей младшего школьного возраста нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной им информацией. Кроме увеличения объема знаний, необходимо обращать внимание на точность образов и понятий, которыми пользуются дети. Дорожную лексику из ПДД необходимо вводить постепенно. Следует иметь в виду, что знания у младших школьников всегда связаны с речью, ведь они знают только то, что могут объяснить своими словами. В процессе обучения ПДД младшими школьниками усваиваются стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка часто вынуждает детей отступать от предполагаемых конкретных действий, что связано с изменчивостью дорожных условий и индивидуальностью личности ребенка. Поэтому при выстраивании работы с данной возрастной категорией необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку.

С 5 класса рекомендуется изучать ПДД с обучающимися с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов. Традиционные формы работы необходимо сочетать с практическими занятиями и методами ситуативного обучения. В процессе обучения можно использовать видеотренинг: просмотр клипов, отрывков из короткометражных, документальных и учебных фильмов с последующей отработкой умений и навыков безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.

В старших классах в работе по формированию устойчивых знаний ПДД и умений и навыков их применения целесообразно проведение профилактических мероприятий с повторением основных положений ПДД для пешеходов, водителей, пассажиров. Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.

В пособии представлены разнообразные материалы для использования классным руководителем в работе по предупреждению ДДТТ, в том числе различные варианты тестирования по данному направлению работы.

Важным условием достижения положительного результата в работе по предупреждению ДДТТ является наличие современного материально-технического оснащения: современные  кабинеты  ОБЖ и ПДД, автогородок или обязательные его элементы,  наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), уголки безопасности, технические средства обучения и медиатека, разнообразный дидактический материал, учебно-методическая литература, макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д. Большая часть учебно-дидактических, наглядных пособий и материалов может быть создана педагогами, родителями и обучающимися.

Изучать ПДД целесообразно и в системе дополнительного образования. Долгосрочные и краткосрочные программы дополнительного образования социально-педагогической, спортивно-оздоровительной и других направленностей позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях посредством игр, соревнований, конкурсов умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

В ФГОС стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но и сформировать универсальные учебные действия, которые будут работать на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности, которая активно используется в работе по профилактике ДДТТ.

Учитывая, что воспитание в образовательной организации рассматривается не как прямое воздействие, а как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, процесс воспитания и формирования, в том числе законопослушного поведения на улицах и дорогах, реализуется через организацию деятельности детей, а результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении обучающихся. В работе по профилактике БДД педагоги образовательной организации стремятся организовывать содержательную жизнь и развивающую деятель-ность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Педагогами образовательной организации разработаны программы внеурочной деятельности по профилактике БДД, которые, являясь частью основной образовательной программы, способствуют достижению метапредметных, личностных результатов обучающихся ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребенка.

Немалая роль в эффективной работе по пропаганде ПДД принадлежит клубу юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Члены клуба ЮИД являются активными участниками работы по профилактике ДДТТ в образовательной организации. ЮИДовцы занимаются углублённым изучением ПДД и отработкой навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при автодорожных происшествиях, получают основы знания ПДД для велосипедистов, отрабатывают навыки применения этих знаний на практике в ходе организованных занятий по специально разработанной программе дополнительного образования для отряда ЮИД.

Важным направлением деятельности образовательной организации по профилактике ДДТТ является работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Опыт педагогического коллектива по выстраиванию работы по профилактике ДДТТ, проводимые диагностики выявления уровня знаний ПДД у участников образовательного процесса показывают, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, а также нередко нарушают их в присутствии детей, поэтому сами родители нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа проводится не только с целью вооружения родителей элементарными знаниями ПДД, разъяснения опасности их нарушения, но и для формирования у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании у детей законопослушного поведения на дорогах и улицах.

Придавая важное значение деятельности всех участников образовательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический коллектив общеобразовательной организации ведет работу по данному направлению в тесном контакте с сотрудниками ОГИБДД по совместным ежегодно утверждаемым планам.

Учитывая необходимость проведения непрерывной работы по обучению детей ПДД, по формированию у них практических навыков применения данных правил, коллектив образовательной организации имеет опыт продолжения деятельности в данном направлении во время работы профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Для эффективной деятельности летнего лагеря была разработана программа «Безопасная дорога детства», цели которой – создание условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей, формирования у них общей культуры и общечеловеческих ценностей, навыков здорового образа жизни; формирования у детей культуры грамотного участника дорожного движения, устойчивых знаний ПДД и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности других участников дорожного движения.

Интересной находкой в реализации программы лагерной смены стала работа творческих мастерских. Краткосрочные программы дополнительного образования, реализуемые в творческих мастерских, способствуют художественно-эстетическому, духовно-нравственному развитию детей и формированию основных навыков агитационной и пропагандистской работы по профилактике ДДТТ.

Содержание

Введение    3

Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение    12

Положение об учебном комплексе безопасности дорожного движения    12

Положение о деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    17

Приложение. Положение «О клубе юных инспекторов дорожного движения»    26

Инструкция об основных направлениях деятельности общественного инструктора по безопасности дорожного движения    33

Положение о комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма    38

Положение о кабинете безопасности дорожного движения    42

Положение об информационном уголке по безопасности  дорожного движения    47

Должностная инструкция руководителя клуба юных инспекторов дорожного движения (ЮИД)    49

Положение о межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма    60

Перечень нормативно-правовых документов федерального значения    64

Приказы образовательной организации    64

Об организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    64

О реорганизации объединения юных инспекторов дорожного движения в клуб юных инспекторов дорожного движения    68

О совершенствовании работы клуба ЮИД    69

Об организации работы Комплекса по безопасности дорожного движения и кабинета БДД ОО    71

Об организации и проведении в образовательной организации профилактического мероприятия «Внимание – дети!»    73

Система работы образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    75

Схемы взаимодействия    75

Планы работы образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    77

План работы ОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год    77

План проведения обучающих семинаров с педагогами по вопросам организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год    88

План проведения открытых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год    88

План проведения родительского всеобуча по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на _______ учебный год    89

План мероприятий в рамках профилактического мероприятия «Внимание – дети!»    90

План проведения библиотечных уроков и мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного трав-матизма на _______ учебный год    93

Библиотечные уроки и мероприятия по профилактике ДДТТ    94

Организация работы межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма    95

Состав комиссии образовательной организации (ОО)    95

План работы    95

Протоколы заседаний межведомственной комиссии по предупреждению детского дорожно-транспортного трав-матизма    97

Организация работы воспитателей группы продленного дня (ГПД)    107

Взаимодействие воспитателей ГПД    107

План работы группы продленного дня по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма    107

Отчет о работе воспитателей ГПД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за первую четверть    109

Организация работы педагога-психолога    111

План работы педагога-психолога    111

Программа творческой мастерской «Добрая дорога детства»    113

Приложение. Конспекты занятий    122

Отчет о работе педагога-психолога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за первую четверть    141

Сценарии выступлений клуба ЮИД    143

Визитка команды    143

Чтобы не было беды    146

Суд над правилами дорожного движения    155

С правил все начинается    164

Мы юные помощники    170

Захват аварии    173

Выступление агитбригады: «Дорожный ералаш»    181

Дорожные приключения    187

Вместе за безопасность    193

Вместе – мы сила    195

Копилка классных часов    197

Посвящение в пешеходы    197

Открытое занятие в Школе дорожных наук «Путешествие в страну Дорожных знаков»    204

Интеллектуально-игровая программа  «Внимательный пешеход в гостях у Светофора Светофоровича»    213

Путешествие по городу Светофорску    218

Этапная игра «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»    227

Литература    233

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос