Введение в педагогическую деятельность. Учебно-методический комплекс

Есть на складе
241 руб.
-10%
216,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 127
Авторы Седова Н. Е.
Издательство Учитель, 2016
Серия Для студентов и преподавателей
ISBN 978-5-7057-4320-9
Страниц 215
УДК 37.0
Штрихкод 9785705743209
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9.3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 204 г
В книге представлены материалы к лекционному курсу "Введение в педагогическую деятельность" для студентов высших учебных заведений.
Настоящий сборник лекционных материалов составлен в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ с учетом действующих в вузе учебных планов и на основе общекафедральных программ по педагогическим дисциплинам.
В книге есть программа с полным методическим обеспечением курса.
Адресовано студентам педагогических вузов, учителям общеобразовательных школ, преподавателям колледжей.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В связи с серьезными изменениями в обществе в настоящее время усилились требования к современному учителю. Современный учитель должен быть профессионалом и обладать такими личностными качествами, которые востребует общество. Это инициативность, самостоятельность и нестандартность мышления, свободное творческое начало, работоспособность, стремление к саморазвитию личности, самообразованию и самовоспитанию.

Современный учитель обязан гармонично сочетать в себе общую и педагогическую культуру, обладать культурой общения и диалога. Он обязан быть не только ретранслятором знаний, но, в большей степени, консультантом и организатором творческой поисковой деятельности школьников.

Задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности в современной социокультурной ситуации приобрела особую актуальность. Деятельность профессионала противопоставляется активности исполнителя и узкого специалиста. Профессионал как субъект труда, в отличие от исполнителя, сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия реализации.

Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности – саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике – личностно ориентированного образования. Существенно рас­ширилось пространство педагогической деятельности. Традиционная система педагогического образования, ориентированная на подготовку специалистов-предметников, уже не способна удовлетворить запросы современной педагогической практики. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал. В отличие от учителя-специалиста педагог-профессионал, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.

С поступлением в высшее учебное заведение процесс профессионального самоопределения не прекращается, он осуществляется на протяжении всех лет обучения. И в этом процессе есть свои пики и «точки роста». Важнейший из них – первый год обучения: в этот период происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, ее целевых и смысловых составляющих. В связи с этим актуальной задачей педвузов является целенаправленное формирование профессиональных представлений у сту-дентов-первокурсников.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» призван раскрыть перед студентами перспективы и пути овладения профессиональной деятельностью учителя-воспитателя и преподавателя учебного предмета, способствовать подготовке первокурсников к педагогической практике. Данный курс является пропедевтическим и интегративным.

Он включает темы, позволяющие будущим учителям сразу «погрузиться» в будущую профессию, и помогает усваивать последующие педагогические курсы.

Большая часть курса посвящена учителю-воспитателю, его профессиональным качествам, характеру профессионально-педаго-гической деятельности.

Одна из ведущих задач курса – формирование у студентов убеждения в том, что успешно овладеть профессией учителя можно лишь при условии постоянного и систематического самовоспитания и самообразования, воспитания потребности в профессиональном росте. Учитывая, что руководство самовоспитанием студентов будет продолжено в курсах педагогики и психологии, необходимо раскрыть общие основы этого процесса в условиях обучения в вузе и ознакомить студентов со средствами профессионального самовоспитания.

Имея практическую направленность, курс ставит задачу подготовить студентов-первокурсников к овладению наиболее доступными методами и формами учебно-воспитательной работы с учащимися во время педагогической практики.

Цели и задачи изучения. Основная цель изучения: формирование педагогической направленности будущего специалиста, образа собственного «Я» в педагогической профессии, идеала современного педагога.

Задачи изучения:

1. Развитие позитивного интереса к профессии «педагог».

2. Формирование индивидуального педагогического стиля деятельности.

3. Формирование четких представлений о специфических особенностях деятельности педагога.

4. Профессионально-личностное саморазвитие будущего педагога.

5. Знакомство с особенностями профессиональной педагогической деятельности.

6. Расширение профессионального кругозора.

Результаты освоения. В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

– знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; основные закономерности взаимодействия человека и общества;

– уметь формулировать цели и задачи в практической деятельности, видеть пути и способы их достижения; формулировать свою собственную педагогическую позицию; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях; уметь руководствоваться в практической деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;

– владеть методами и приемами анализа, обобщения и систематизации информации; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности; способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

Показателем уровня усвоения курса является следующее:

– наличие четких представлений о сущности профессии «педагог», ее особенностях, функциях и назначении в обществе;

– понимание сущности социально-педагогической деятельности, ее гуманистической природы;

– знание профессиограммы педагога;

– сформированность положительного отношения к педагогической деятельности;

– наличие представлений об общей и профессиональной культуре педагога;

– усвоение идей гуманизации образования;

– знание категориально-понятийного аппарата современной педагогики;

 сформированость представлений о педагогическом процессе, образовательной системе, процессах обучения и воспитания, об истории педагогики, образовательных технологиях и педагогических нововведениях.

Содержание

Введение    4

Тема 1. Гуманистическая природа труда учителя    8

Тема 2. Социальная миссия и профессиональные функции педагога    16

Тема 3. Основные виды профессиональной деятельности педагога    27

Тема 4. Педагогическая деятельность как система    42

Тема 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога    63

Тема 6. Педагогическая этика    73

Тема 7. Структура профессиональной компетентности педагога    85

Тема 8. Культура педагога    120

Тема 9. Гуманистическая природа труда учителя    143

Тема 10. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога    154

Тема 11. Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя    164

Тема 12. Стили педагогического общения    180

Приложение    197

Библиографический список    213

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос