Литература. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева и учебнику под редакцией В.П. Журавлева. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
90 руб.
-10%
81 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код СИ-282.3
Авторы-составители Косивцова Л. И., Щетинкина Н.Е.
Издательство Учитель, 2020
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Литература. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику Ю. В. Лебедева и учебнику под редакцией В. П. Журавлёва" серии "Поурочное планирование" представляет конспекты уроков по литературе в 10-11 классах, разбитые по классам и темам, составленные опытными учителями в соответствии с учебниками:
1. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и профил. уровень : в 2 ч. / Ю. В. Лебедев. - М. : Просвещение, 2014.
2. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлёва. - М. : Просвещение, 2013.
Компакт-диск предназначен учителям литературы общеобразовательных учебных заведений, может быть полезен студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.
На диске содержатся основные теоретические сведения, дополнительные биографические, справочно-информационные и литературные материалы, а также проверочные и контрольные работы. Представлены дидактические формы обучения анализу литературного текста и написанию сочинений.
Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся.

Примеры документов

Введение

Введение

В пособии представлены поурочные разработки курса литературы в 10 классе, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5–11 классов (базовый уровень).

Книга ориентирована на преподавателей, работающих по учебнику «Литература» Ю. В. Лебедева (М.: Просвещение, 2014).

Ведущей идеей учебников линии Ю. В. Лебедева является раскрытие духовных истоков классической русской словесности, изучение ее национальных черт, проявляющихся в проблематике и поэтике литературных произведений.

В учебнике Ю. В. Лебедева для 10 класса предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX в. от Пушкина до Чехова. В хрестоматиях содержатся произведения, рекомендованные программами для изучения в 10 классе. В них, наряду с текстами художественных произведений, даны теоретические и критические статьи. Краткие историко-литературные справки, биографические сведения о писателях дадут возможность сориентироваться в богатстве и многообразии литературного материала.

Курс литературы в 10 классе, построенный на историко-литературной основе, – это новый этап в изучении русской классической литературы. Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той или иной литературной эпохи и показать место художественного произведения в историко-литературном процессе.

В пособии обобщен практический опыт работы учителя на основе учебника Ю. В. Лебедева, где прежде всего учитывается духовно-нравственная проблематика отечественной литературы.

Курс рассчитан на 136 учебных часов.

Пособие отличает ясность и простота изложения материала и продуманность методов и форм работы.

В целях облегчения подготовки к уроку в пособии подобран биографический материал из разных источников, представлено поэтапное описание хода занятия с сочетанием информационного и дидактического материала. Для некоторых уроков предлагается и раздаточный дидактический материал, который поможет в обучении анализу литературного текста.

Привлекут внимание учителей и уроки по подготовке к сочинению, где представлены для анализа работы старшеклассников.

Разработанные занятия ориентированы на активное участие в них учащихся, для этого введены работа ассистентов, индивидуальные сообщения, предложены разные формы уроков – литературный монтаж, дискуссия, исследование, литературно-музыкальная композиция.

В практике педагогов могут использовать как полные сценарии уроков, так и отдельный материал для включения его в собственный план.

Главное, что необходимо сохранить, – решение задачи обязательного осмысления художественного текста, внимание к живому слову писателя.

Надеемся, что книга поможет и молодым, и опытным педагогам в проведении уроков литературы.


Урок 1. Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII - начало XIX века)

Урок 1
введение. русская литература
и русская история на рубеже веков
(конец XVIII – начало XIX века)

Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Наглядные пособия: альбом живописи XVIII в., XIX в., репродукции картин художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, А. Венецианова, О. Кипренского, В. Тропинина; романсы и песни композиторов А. Алябьева, М. Глинки и др.

Ход урока

I. Лекция учителя (краткое содержание).

По ходу лекции учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Но победами русских войск воспользовалось дворянство, сумевшее укрепить свою власть при Екатерине II (1762–1796 гг.). Эта власть была безграничной. Дворяне и помещики получили возможность распоряжаться своими крестьянами: продавать их, наказывать, за мелкие «провинности» ссылать на каторгу.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Начало XIX века ознаменовалось событиями, которые не прошли бесследно для России. Новый царь Александр I, напуганный народными волнениями, несколько смягчил «цензурный устав», разрешил освобождать крестьян (за выкуп). Думалось, что царские законы улучшат жизнь народа. Но все оказалось призрачным.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Чтобы отстоять независимость отчизны, по словам А. И. Герцена, «крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне… брались за оружие; купцы жертвовали десятую часть своих доходов». А вот как писал один французский солдат о войне в России: «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Именно русский народ под руководством М. И. Кутузова и нанес французам сокрушительный удар.

Но победа России в Отечественной войне 1812 г. еще сильнее обострила в сознании людей противоречия русской жизни. Политика Александра I и его правительства вызвала недовольство со стороны передового дворянства, интеллигенции и угнетенного крестьянства. Военным министром был назначен всесильный А. Аракчеев, о котором поэт К. Ф. Рылеев написал в стихотворении «К временщику»:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Крестьянство ответило восстаниями на усилившуюся после 1812 г. эксплуатацию. Движение против самодержавия и крепостнического строя возникло и среди дворянства. Наиболее передовые дворяне стали объединяться в политические общества: «Северное общество» (стояло за ограниченную монархию) и «Южное общество» (за республиканское правление).

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Плодотворной была деятельность Николая Ивановича Новикова
(1744–1818 г.) – талантливого журналиста, писателя, общественного деятеля. Он написал несколько книг по истории России, стал издавать сатирические журналы («Трутень» и др.), в которых рассказывал о нищете и тяжелом положении крестьян, разоблачал помещичий произвол и взяточничество чиновников. Сатирические сочинения Новикова Екатерина II сочла вредными и заточила автора на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.


Уроки 2–3. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Уроки 2–3
Классицизм, сентиментализм и романтизм
в русской литературе. Становление
и развитие реализма

Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».


Уроки 4–5. Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта

Уроки 4–5
Гавриил Романович Державин.
Краткая характеристика творчества поэта

Цели: дать краткую характеристику творчества Г. Р. Державина, поэта выдающегося, с независимыми взглядами и суждениями, смелого и решительного; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта; раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I. Опрос по домашнему заданию. (См. вопросы в предыдущем плане.)

II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.

Он всего достиг самостоятельно, без чьих-либо протекции и покровительства. Всю жизнь старался «восполнить недостатки образования». (Сначала учился в училище г. Оренбурга, затем – в Казанской гимназии, которую так и не окончил, так как ушел служить в Преображенский полк солдатом.) «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал он впоследствии.

Далее уже на государственной службе Державин познакомился и подружился с писателем-сатириком В. Капнистом, автором пьесы «Ябеда». А поэт, музыкант и живописец Николай Львов стал верным другом его на всю жизнь.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

Одно из лучших поэтических произведений посвящено известному в то время богачу и вельможе А. И. Мещерскому, на пирах которого бывал Державин, – ода «На смерть князя Мещерского». (Фрагменты зачитать.) Но настоящая слава пришла к поэту, когда он написал оду под названием «Фелица» (1783 г.) (от лат. феликс, что значит «счастье»). Хотя ода была напечатана анонимно, авторство свое Державину пришлось открыть.

III. Выразительное чтение оды «Фелица».

IV. Беседа по вопросам:

1. Кому Державин посвятил оду?

2. С какими словами поэт обращается к Екатерине II?

3. Действительно ли Екатерина II была «идеальной» правительницей? Почему так много хвалебных слов в ее адрес?

4. Кого и как из «сильных мира» высмеял Державин? (Фаворита императрицы – всесильного Г. А. Потемкина, известного своей любовью к пышным развлечениям; графа А. Г. Орлова, большого любителя лошадей и кулачных боев; управляющего казной князя А. А. Вяземского; хозяина крепостного оркестра роговой музыки С. К. Нарышкина и других вельмож.)

5. О «Фелице» Державин написал: «Это такого рода сочинение, какого на нашем языке еще не было». Что имел в виду поэт? (Поэт имел в виду нарушение строгих правил классицизма. Юмор, элементы нравописания, реальный быт, будни, разговорно-непринужденный тон властно вторгаются в строфы державинской оды. Герои «Фелицы» приобретают «черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом. Впервые в русской поэзии налицо то «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми», которые Н. В. Гоголь считал главной особенностью поэтического стиля Державина. Все это свидетельствовало об «эволюции жанра оды», о разрушении всей «художественной системы классицизма» [15, с. 102–103].)

6. Докажите, что ода «Вельможа» (1794) имела для Державина программный характер. (В произведении – смелое «скрещение» высокого слога с просторечными словами. Автор дал контрастное изображение идеального вельможи и вельможи, позорящего свое звание. Особенно это видно в знаменитых строках:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)


Уроки 6–7. В. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Уроки 6–7
В. А. Жуковский.
Краткая характеристика творчества поэта

Цели: пробудить интерес учащихся к личности В. А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности; дать краткую характеристику творчества; расширить представление о своеобразии романтизма Жуковского и излюбленных лирических жанрах поэта; показать глубину переживаний и раздумий поэта в стихотворениях «Вечер», «Желание» и др.

Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль …

А. С. Пушкин

I. Вступительное слово учителя о В. А. Жуковском.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – талантливый поэт и переводчик. Более пятидесяти лет своей жизни посвятил Жуковский литературной деятельности, заняв в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению В. Г. Маранцмана, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические поэмы, баллады, элегии, песни, сказки.

Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. «… для меня в то время было: жизнь и поэзия – одно» – писал поэт. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею», – отметил В. Г. Белинский.

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

1. Формирование личности В. А. Жуковского

История его фамилии. Родился в 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Отец – богатый помещик Афанасий Иванович Бунин. Мать – пленная турчанка Сальха, получившая при крещении русское имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Фамилию и отчество Жуковский получил от своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Это будущему поэту позволило избежать участи незаконнорожденного.

Образование. Первоначальное образование получил в семье Буниных, где Жуковский рос на правах воспитанника. Далее частный пансион, главное народное училище, из которого Жуковского исключили «за неспособность». Обучение в тульском доме В. А. Юшковой, приобщение к литературному творчеству. 1797–1800 гг. – важнейшие годы формирования будущего поэта, это учеба в Благородном пансионе при Московском университете, который Жуковский окончил с серебряной медалью. Первые литературные опыты Жуковского.

2. Творчество В. А. Жуковского

Чтение стихотворений «Майское утро» (1797), «Сельское кладбище» (1802), «Вечер» (1807) (по выбору учащихся).

Излюбленный лирический жанр – элегия. Именно в элегии «Вечер» с гораздо большей полнотой отразилась личность автора, его внутренний мир. (Элегиястихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения.)

Баллады Жуковского.

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился своеобразный романтизм Жуковского («Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Кубок» и др.). Всего Жуковский написал 39 баллад, за что его и прозвали «балладником». Основная тема баллад – тема любви, безнадежное томление по счастью, тоска, грусть, религиозные настроения.

Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о прочитанных балладах.

Романтическая лирика. Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)

Чтение учащимися и анализ стихотворений о любви: «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты» и др.

«Певец сердечных утрат» – так называл Жуковского Белинский.

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот
и В. А. Жуковский – человек

Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика («Песня над гробом славян-победителей», «Вождю победителей» и др.). В 1812 году Жуковский вступает в Московское народное ополчение. Во время Бородинского сражения поэт находится на поле боя, хотя прямого участия в военных действиях не принимает.

Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос