В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка, написание, редактирование. Программа для установки через Интернет

  • Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка, написание, редактирование. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены В корзину Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-812 51603250
Издательство: Учитель, 2018
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 9 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" для выпускников введено написание итогового сочинения (изложения) как условие допуска к государственной итоговой аттестации, которое будет рассматриваться в ряду индивидуальных достижений абитуриента при поступлении в высшие учебные заведения. Сочинение - форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая ее особенности, представляя требования, которые к ней предъявляются. Электронное пособие содержит практические материалы и рекомендации - критерии оценивания, этапы работы над сочинением, его экспертизирование, которые позволят учителю помочь школьнику научиться писать литературное сочинение.
Предназначено учителям-словесникам, руководителям МО, членам экспертных комиссий, обучающимся образовательных организаций; рекомендовано родителям, заинтересованным в учебных достижениях детей.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

От составителя

От составителя

Написание сочинения – одно из труднейших заданий для современных школьников. Практическое его выполнение вызывает у обучающихся чувство неуверенности, а иногда – и растерянности. Предлагаемые варианты «золотых» сочинений в качестве образцов зачастую имеют утилитарный характер и не всегда корректны. С введением единого государственного экзамена по русскому языку количество методических рекомендаций, способных помочь педагогу научить, а школьнику – научиться писать литературное сочинение, еще более сократилось. Эти обстоятельства побудили составителя подобрать материалы в помощь всем, кто готовится к итоговому сочинению, ставшему обязательным с 2014 г. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604).

В 2014–2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации будет проводиться в первую среду декабря для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, а также (по желанию) – выпускников прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Итоговое изложение вправе писать школьники с ограниченными возможностями здоровья. Писать итоговую творческую работу выпускники будут в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором для каждого часового пояса. Пропустившие итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине или не справившиеся с выполнением этого задания в декабре смогут воспользоваться возможностью пересдачи в первую среду февраля и мая. Проверять сочинения (изложения) будут Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Результаты итогового сочинения (изложения) – «зачет» или «незачет» – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации.

При поступлении в вузы сочинение (изложение) станет рассматриваться в ряду индивидуальных достижений и сможет принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе будет выставляться вузом по утвержденным им критериям*. Напомним – успех работы над сочинением во многом зависит от верного понимания того, что от вас требуется. Сочинение – форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые к ней предъявляются. Опираясь на многолетний педагогический опыт, не советуем обращаться к готовым сочинениям. Как правило, это стандартные тексты из набора стереотипных фраз, поверхностно раскрывающие тему.

Широко тиражированные, они могут быть использованы многими одиннадцатиклассниками, в том числе и выпускниками вашего же образовательного учреждения. Опираясь на сборники такого рода, вы вряд ли добьетесь хорошего результата. При подготовке к итоговому сочинению плодотворнее поставить перед собой задачу – научиться писать сочинение на любую из предложенных тем. Научиться этому вполне в ваших силах при соблюдении определенных условий.

Данное пособие содержит советы и материалы, которые могут быть полезны не только учителям-словесникам, но и учащимся средних школ, гимназий, лицеев, а также родителям, заинтересованным в учебных достижениях своих детей.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Критерии оценивания итогового сочинения
организациями, реализующими образовательные
программы среднего общего образования

Мы оцениваем себя по тем способностям к делу, которые чувствуем в себе, в то время как окружающие оценивают нас по тому, что мы уже сделали.

Г. Лонгфелло

Критерии оценивания итогового сочинения успешно прошли содержательную и тестологическую экспертизу, а также апробацию в субъектах РФ. Представленный материал согласован с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына*.

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3–5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Анализ формулировки темы и выбор направления ее раскрытия

Анализ формулировки темы
и выбор направления ее раскрытия

У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.

Аристотель

Тема – это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены; помогает выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал. От того, как подошел школьник к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Все темы сочинений сводятся к трем большим блокам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Тема-суждение. В ее формулировке уже выражена основная мысль (идея) сочинения. Пишущий может проявить свою оригинальность, если сумеет найти интересные аргументы и факты для обоснования идеи рассуждения. Может случиться, что автор сочинения не согласится с суждением, высказанным в теме-названии. И тогда при написании сочинения еще ярче проявится индивидуальность автора.

Например, «Чацкий – человек нового времени»; «Такие люди – гордость народа», «Кто служит Родине, тот остается в памяти народа» и т. д.

Тема-вопрос. В сочинениях на такие темы большая степень самостоятельности для определения идей рассуждения. Это и понятно: задан вопрос, нужно дать на него ответ. Каждый может ответить по-своему, то есть у каждого будет своя ИДЕЯ сочинения. Например, «Как раскрывает М. Ю. Лермонтов образ Печорина?», «Каков твой взгляд на современника?», «Каким тебе представляется будущее?» и т. д.

Тема-понятие. Здесь пишущему нужно самостоятельно определить проблему, заключенную в теме, сформулировать вопрос и дать свой ответ, то есть сформулировать основную идею рассуждения. В таком сочинении проявляется творческая индивидуальность автора сочинения.

Например, «Образ Чацкого», «Человек интересной судьбы», «Герой моего времени», «Вечно живые» и т. д.

Чтобы лучше понять тему, нужно сначала выделить ее ограничители (конкретизаторы). Например, формулировка «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители по произведению (роман «Герой нашего времени»); по автору (М. Ю. Лермонтов); по герою (последний заключен в фамилии Печорин)*. Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин. Формулировка темы «Кто служит делу, а не лицам…» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») ограничена по автору (А. С. Грибоедов); по произведению («Горе от ума»); по жанру (комедия).

Ограничитель может быть назван в теме отдельным словом или словосочетанием или подразумеваться; может быть также отделен от формулировки темы графическими средствами (например, в теме «Без действия нет жизни» (По произведениям русской литературы XIX века.) ограничители по времени и национальному признаку даны в скобках).

Следует также обратить внимание на вид предложения – формулировки темы: незаконченное или вопросительное предложение свидетельствует о неуверенности автора в правильности предлагаемой мысли; побудительное предложение – в полной уверенности в своей правоте и необходимости основанных на ней действий и т. п.

Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.

Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Например, формулировка темы «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго) подразумевает следующие толкования:

1. Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия.

2. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих ее ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.

Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова, и события, их породившие.

Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие

Определение идеи (главной мысли) сочинения и объема

Определение идеи (главной мысли) сочинения
и объема

Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Когда сделан выбор, обозначена и обдумана тема предстоящего сочинения, можно переходить к следующему этапу: формулировке тезиса сочинения. При обдумывании темы уже примерно обозначена проблема, которую необходимо осветить в сочинении (проблема в переводе с греческого – задача, вопрос), то есть сформулирован ВОПРОС.

Теперь нужно дать недвусмысленный ПРЯМОЙ ОТВЕТ на этот вопрос. Ответ на вопрос – основная идея рассуждения (основная мысль). Надо сформулировать его в виде тезиса – простого двусоставного предложения. Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём текст), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет объясняться. Не стоит использовать слова в переносном значении. Смысл должен быть понятен и четко выражен.

Пример 1. «Чацкий – человек нового времени».

В этой теме уже сформулирована основная мысль – это тема-суждение.

Кто (подлежащее)? – «Чацкий». Это тема. Сочинение должно быть о Чацком. Что говорится о Чацком (сказуемое)? Он «человек нового времени». Это идея, основная мысль сочинения.

Пример 2. «Почему одинок Чацкий?».

Это тема-вопрос, ответ на который станет тезисом рассуждения: «Чацкий не может быть понят в обществе, которое его окружает, поэтому он одинок».

Кто (подлежащее)? – «Чацкий». Это сочинение тоже должно быть о Чацком. Что говорится о Чацком (сказуемое)? Он «не может быть понят». Это идея, мысль, которую и нужно доказать.

Пример 3. «Образ Чацкого».

Это тема-понятие. В такой теме ничто не утверждается и ничто не отрицается. Чтобы выявить содержание понятия, надо преобразовать его в суждение, задав вопрос по теме и ответив на него.

Какие вопросы по теме «Образ Чацкого» можно сформулировать?

Например: «Как Грибоедов раскрывает образ Чацкого?».

Возможный ответ: «Речь – главный прием построения образа Чацкого».

Определяя проблему в сочинении по теме-понятию, мы получили разные формулировки, относящиеся к одному и тому же предмету рассуждения:

«Образ Чацкого» – тема-понятие;

«Как раскрывает Грибоедов образ Чацкого?» – тема-вопрос;

«Речь – главный прием построения образа Чацкого» – тема-суждение.

Далее по алгоритму:

Что (подлежащее)? – «Речь». Это сочинение должно быть о речевых характеристиках персонажей комедии «Горе от ума». Что говорится о речи (сказуемое)? Это «главный прием построения образа Чацкого». Это идея, мысль, которую и нужно доказать, сказав в сочинении о том, что в речи Чацкого наиболее полно проявилось все богатство и красота русского языка. Его экспрессивная речь «кипит умом и остроумием». Он блестящий стилист, владеющий всеми возможностями литературной и разговорной фразеологии.

Чтобы определить объем темы сочинения – тот круг вопросов, который подлежит обязательному освещению в сочинении, – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы:

1. Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое…», «Что обозначает...» и т. п.). Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина.

2. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т. п.).

3. Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет...», «Каково значение...», «Как раскрывается в произведении…» и т. п.).

Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чем я буду писать в своем сочинении?».

Основные направления определения
максимального объёма темы

1) Жизненные впечатления, анализ фактов действительности;

2) результаты анализа художественного произведения по данной теме (эпизоды, сюжетные линии, детали произведения и их анализ в связи с заданной темой);

3) историко-литературные, философские взгляды, воззрения, концепции, понятия, имеющие отношение к теме;

4) исторические факты, проблемы эпохи, отраженные в произведении (если они имеют отношение к теме сочинения);

Запись основных тезисов и подбор аргументов для их доказательства (суждения, фактические примеры и цитаты)

Запись основных тезисов и подбор аргументов
для их доказательства (суждения,
фактические примеры и цитаты)

Тот, кто может доказать, уже ничего не боится.

О. Шпенглер

В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису. Предположим, что тезис уже вами сформулирован. Вспомним, что тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно объяснить или доказать. Отсюда следует, что основная часть рассуждения может быть разной, а именно: либо это будет объяснение, либо доказательство. Но вам надо выбрать только одну, истинную, на ваш взгляд, точку зрения и (главное!) убедить читателя в ее правильности. Что выберете: объяснение или доказательство? Конечно, доказательство! И подберете несколько убедительных аргументов, доказывающих истину*.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...».

Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.

Аргументы:

1) чтение расширяет кругозор;

2) чтение художественных произведений пробуждает эмоции;

3) художественная литература воспитывает нас, делает лучше и т. д.

Тезис и его доказательства связываются союзами потому что, так как. Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, итак, таким образом, словом.

Пример.

Тема: «Согласны ли вы с утверждением Печорина: “Из двух друзей всегда один раб другого...”?».

Это тема-вопрос. Находимы ограничители темы: ограничители по произведению (роман «Герой нашего времени»); по автору (М. Ю. Лермонтов); по герою (последний заключен в фамилии Печорин). Определяем объем темы: дневниковая запись Печорина от 13 мая; отношения Печорина и Максима Максимыча, Печорина и доктора Вернера, Печорина и Грушницкого; известные нам факты из жизни и литературы.

Формулируем вопрос к проблеме, которую необходимо осветить в сочинении.

В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается». Верна ли мысль Печорина о сущности дружбы? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Как можно опровергнуть утверждение Печорина?

Основной вопрос темы: «Верно ли утверждение Печорина, что “из двух друзей всегда один раб другого”?».

Прямой ответ на вопрос темы: Неверно.

Основной тезис: «Печорин не прав, утверждая, что “из двух друзей всегда один раб другого”; если дружба основана на взаимном уважении и общих интересах, то друзья равноправны».

Подберем аргументы для обоснования выдвинутого нами тезиса…

QR-code

Скрыть
https://www.uchmag.ru/estore/e251224/?utm_source=www.uchmag.ru&utm_medium=qr&utm_campaign=qrcode

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru