Русский язык. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Перспективная начальная школа". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-633.2 |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Настоящее электронное пособие предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Система уроков содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 90. Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов
Урок 90
Тема: Написание Ы после ц
в окончаниях слов-названий предметов
Цели деятельности учителя: дать понятие «общая часть (корень)»; учить применять основное правило написания буквы и и ы после ц в корне слова; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять основное правило написания гласных после ц в корне и окончании слов; находить необходимую информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие орфограммы в данных словах?
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Какую букву надо писать после ц в корне? Какую букву надо писать после ц в окончаниях слов-названий предметов? Прочитайте правило Летучей Мыши.
– В окончаниях слов-названий предметов после ц всегда пишется ы?
– Прочитайте, какое стихотворение сочинил Миша.
– Все ли слова (упражнение 16), выделенные цветом, стоят в форме множественного числа? (Все.)
– Какой звук вы произносите и слышите на конце этих слов? (Звук [ы].)
– Придумайте с этими словами словосочетания: слово-назва-ние признака + слово-название предмета. (Черные скворц; хорошие певц, голодные птенц; соленые огурц.)
– Выделите окончания.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах орфографии. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
– Прочитайте задание (упражнение 17). Откройте обратный словарь на букву ц. Прочитайте список слов-названий предметов.
– Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. (Пловец – пловцы.)
– Какой звук вы произносите на конце слова? (Звук [ы].) Какую букву напишете? (Букву ы.)
– Запишите пять слов, стоящих после слова «пловец», в форме множественного числа. А сосед – следующие пять слов в этой же форме.
– Выделите окончания. (Молодец – молодц; стрелец – стрельц; кузнец – кузнец; конец – конц; тунец – тунц; юнец – юнц; храбрец – храбрец; дворец – дворц; скворец – скворц; огурец – огурц.)
– Прочитайте сочетания слов (упражнение 18). Сколько разных правил надо знать, чтобы после ц написать нужную букву? (Три правила.)
– Проверьте написание слов в каждом словосочетании. После ц пишется ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницы, голубцы, китайцы и немцы. После ц пишется и в корнях слов-названий предметов, если звук [ц] находится под ударением, например: цифры, цинковый, цитрусы, циркуль, цикл. После ц пишется ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например цыплячий, цыкать, на цыпочках, цыганочка, цыпки.
– Прочитайте задание (упражнение 19). Откройте обратный словарь на букву а.
– Найдите группу слов на -ица.
– Запишите каждое из них в форме множественного числа.
– Выделите окончание -ы. (Девиц, певиц, львиц, медведиц, верблюдиц, таблиц, улиц.)
(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 1 / Н. А. Чуракова ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
Каленчук, М. Л. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 2 / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 3 / Н. А. Чуракова ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
Байкова, Т. А. Русский язык : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2014;
Байкова, Т. А. Русский язык : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2014;
Лаврова, Н. М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы : методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;
Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. методическое пособие / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
Общая характеристика учебного предмета1
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
· познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
· социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Структура курса
Содержание учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием2.
Фонетика и орфография
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды – в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а – дру[к], ло[ж]ечка – ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о – ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ.
Урок 92. Образование слов от основ. Состав слова
Урок 92
Тема: Образование слов от основ. Состав слова
Цели деятельности учителя: дать определение суффикса; учить находить суффикс в словах; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся определять и называть части слова; графически выделять суффикс, объяснять его назначение; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Назовите орфограмму в этих словах.
II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)
– Рассмотрите картинку в учебнике. Кто здесь изображен? (Большой паук и маленький паучок. Большой жук и маленький жучок.)
– Откройте (упражнение 20) обратный словарь на букву к. Найдите слова на -ик. От каких слов образовались все эти слова?
– Покажите это письменно на любых четырех примерах по образцу. (Зубик ¬ зуб; кубик ¬ куб; клювик ¬ клюв; садик ¬ сад.)
– Вы заметили, что в словаре частичка -ик выделена синим цветом? Где она находится в слове: до или после корня? (После корня.)
– Сравните значения слов «еж» – «ежик», «лоб – лобик». Какой оттенок частичка -ик придает словам? (Придает словам уменьшительно-ласкательный оттенок.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о составе слова. Коммуникативные: участвуют
в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Найдите (упражнение 21) в обратном словаре на букву к слова с основой на -ек. Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажите письменно по образцу. ¬ ¬ ¬ ¬
– Слова в парах – родственные? Выделите в каждой паре общую часть (корень).
– Вы заметили, что в словаре частичка -ек выделена цветом? Где находится эта частичка в слове? (После корня.)
– Для чего она служит? (С ее помощью образуются новые слова.)
– Прочитайте правило Летучей Мыши. Какое значение у этого суффикса? (Уменьшительно-ласкательное значение.)
– Образуйте с помощью суффикса -ек новые слова от данных в упражнении 22 слов. Покажите образование слов письменно. (День ® денек, тень ® тенек, парень ® паренек, соболь ® соболек, тополь ® тополек.)
– Можно ли сказать, что суффиксы -ик и -ек близки по значению? (Да.)
(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
· Задание «Если буква заблудилась».
– Прочитайте двустишие М. Дружининой с новым словом. Произнесите слова «щит» и «кит» и послушайте первые звуки. Охарактеризуйте их по звонкости–глухости и твердости–мягкости. Звуки – разные по этим характеристикам или одинаковые? (Эти звуки мягкие и глухие.)
Работа в печатной тетради: задание 21.
– Слова–названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы кто? что? и стоят в единственном числе. (Один (что?) класс, одна (что?) доска, рука.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные:
Урок 93. Образование слов от основ. Состав слова
Урок 93
Тема: Образование слов от основ. Состав слова
Цели деятельности учителя:учить находить суффикс в словах; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять и называть части слова; графически выделять суффикс, объяснять его значение.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие слова здесь «спрятаны»? (Части слова.) Какие части слова вы знаете?
II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Что такое суффикс слова? Для чего служит суффикс?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Упражнение 23.
– Прочитайте в упражнении 23 стихотворение И. Жукова. Выпишите все выделенные цветом слова столбиком и покажите, от каких других слов они образовались по образцу. ; c ([ч’] / [к]); c ([ч’] / [к]); ¬ c ([ч’] / [к]); ([ч’] / [к]).)
– Какие слова образованы с помощью суффикса -ок, -ик?
– Выделите в парах слов корни и окончания. В каких корнях есть чередование звуков [к] и [ч’]?
Вывод: всякое новое слово образуется не от другого слова, а от основы другого слова! Слово, от основы которого образуется другое слово, прежде всего лишается своего окончания. Таким образом, у слова остается именно основа, к которой в нашем случае прикрепляется суффикс, а уж потом оно достраивается новым окончанием.
– От какого слова образовалось слово «рыбка»? Покажите это письменно.
– Письменно покажите (упражнение 24), как образовались данные слова.
(Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы и аргументируют собственное мнение.)
Работа в печатной тетради: задание 24.
– Одинаковое ли значение у слова почитай в этой поговорке и в предложении «Почитай мне книгу»? Слово почитать имеет разные значения или это два разных слова? Какому слову из двух будут родственными слова чтение, прочитанный, а какому – слова почтение, почет, почетный (почетная грамота)? (Есть два разных слова почитать.)
– Почему народ с таким почтением и уважением относился к профессии учителя? (Почитай учителя как родителя.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 25.
– Выполните фонетическую транскрипцию слова; охарактеризуйте согласные звуки.
– Для того чтобы записать слово звуками, его надо произнести и по-слушать, какие звуки произносятся. (Двор [двор], дым [дым], сеть [с’эт’], вкус [фкус], луна [луна], клен [кл’он].)
Урок 94. Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части
Урок 94
Тема: Развитие речи с элементами культуры речи.
Деление текста на части
Цели деятельности учителя: учить выделять в тексте смысловые части; формировать умение делить текст на смысловые части; закреплять умение продолжать предложения, пользоваться толковым словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать содержание текста; делить текст на смысловые части и определять их последовательность.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Что означает это слово? Что такое «красная строка»?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, как определить основную тему текста; логические – осуществляют анализ текста.)
– Прочитайте текст (упражнение 36). Почему текст разделен на три части? Продолжите высказывания:
1) В первой части говорится, как дождь развесил капли-сережки.
2) Во второй части речь идет о том, как солнечный луч озарил эти капли.
3) Третья часть рассказывает, как подул ветер и посыпались капли.
– У каждой части текста есть своя маленькая тема.
– Какая общая тема объединяет все части? (Капли-сережки.) Как обозначено на письме начало каждой части текста? (Отступом, или красной строкой.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах составления плана текста; логические – осуществляют анализ текста. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Прочитайте отрывок из сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» (упражнение 37). О чем рассказывает весь текст?
– Придумайте для этого отрывка название, которое выражало бы его тему. («Трудовой день».)
– Разделите текст на части в соответствии с планом в учебнике.
– Какую часть текста иллюстрирует рисунок в учебнике? (Третью часть текста.)
– Миша разделил текст на части. Соответствует ли такое разделение плану? Как его можно изменить? (Мишин вариант деления текста ошибочный. Надо два первых предложения второй части перенести в первую часть текста. А второе предложение третьей части нужно перенести во вторую.)
(Регулятивные: осмысливают текстовый материал; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
– Прочитайте текст (упражнение 38). Придумайте ему название. (Весна.)
– Составьте план текста, используя варианты Маши и Миши.
План
1. Люблю начало весны.
2. Весенний дух.
3. Хочется летать.
– Перескажите текст по плану.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
Работа в печатной тетради: задания 24, 25.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом