В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография

  • Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография — интернет-магазин УчМаг
-10%
314 руб.
282,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 125 5238950
Издательство: Учитель, 2014
ISBN: 978-5-7057-4031-4
Страниц: 280
УДК: 811.1/.8
Штрихкод: 9785705740314
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 12 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 260 г
Данная монография посвящена актуальной в настоящее время проблеме развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности. Это связано с переходом высшей педагогической школы на двухуровневое образование и соответственно с подписанием Болонских соглашений. Задача высшего образования сегодня, и педагогического в том числе, - повысить субъектность самого студента, сделать его ответственным за свое образование.
В монографии показано, как на примере обучения иностранному языку в экономическом вузе можно развивать компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, приведены примеры, показана динамика результатов.
Пособие будет интересно студентам, преподавателям, аспирантам, учителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Высшее профессиональное образование сегодня – это система, стремительно развивающаяся в устойчиво изменяющихся глобальных условиях, к которым можно отнести быстрое устаревание технологий, рост объёма научной и технической информации и наукоёмких производств, превращение мобильного и высококвалифицированного человеческого капитала в основной ресурс развития экономики, наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности и др. Очевидно, что указанные условия ставят перед высшим профессиональным образованием проблему подготовки новой комплексной модели компетентного специалиста, который владеет не только специальными сведениями и навыками, но и способен адаптироваться к быстро меняющимся глобальным тенденциям, выявлять и преодолевать непредвиденные ситуации, решать нестандартные задачи, а также осуществлять творческую самостоятельную познавательную деятельность, направленную на его самосовершенствование. Ориентация на подготовку такого специалиста означает «переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на её рыночную стоимость, то есть с возможностью трудоустройства» [1]. Таким образом, адекватной реакцией на социальный заказ является переход к компетентностно-ориентированному образованию.

Сегодня вопросы компетентностного ориентирования образования разрабатываются по нескольким направлениям. Прежде всего уточняется терминология компетенции и компетентности, приводится их классификация (Э. Ф. Зеер [60], [61]; И. А. Зимняя [62]; А. В. Хуторской [180]; С. Е. Шишов [191] и др.). Уделяется большое внимание развитию компетенций профильно-ориентирован-ного обучения (Н. И. Чебоненко [183]), научно-исследовательской компетенции (И. В. Крапивина [80]), компетенции жизнеутверждающей адаптации (С. С. Костенко [78], [79]), поликультурной компетенции (М. Б. Парагульков [116]) и компетентности (Б. А. Тахохов, Н. А. Богатых [160]), психологической компетентности (Л. А. Першина [120]), профессиональной компетентности (М. Д. Ильязова [67], Л. А. Лукьянчук [91], В. Д. Янцев [196]), карьерной компетентности (А. С. Бажин [12]), надпрофессиональной компетенции (В. В. Дудукалов [55]), построению компетентностной модели выпускника (В. П. Соловьёв [156]) и т. д.

Проблеме компетентной личности, развитие которой происходит в процессе фундаментальных изменений как в психике, так и в поведении индивида, посвящены исследования и отечественных ученых (И. А. Зимняя [62], Н. Е. Седова [146], [147], [148], В. П. Соловьев [156] и др.), и зарубежных (Дж. Равен [129] и др.).

Совершенствование российского высшего профессионального образования связано, во-первых, с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; во-вторых, с реализацией принципов Болонской декларации и переходом на многоуровневую систему образования; в-третьих, в связи с введением государственных образовательных стандартов нового поколения (учебное время студента будет делиться поровну между аудиторными занятиями и самостоятельной работой); в-четвёртых, с произошедшей заменой предметно-знаниевой модели образования на компетентностную, что нашло своё подтверждение в документах Совета Европы; в-пятых, произошла «смена главного заказчика и потребителя выпускников высших учебных заведений» [59, с. 4]. Государство предоставило возможность многочисленным бизнес-организациям совместно «определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки спросом на конкретные компетенции» [Там же] и компетентности выпускников вузов, оставив за собой право внедрения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основанных на компетентностном подходе.

Компетентные специалисты играют немаловажную роль в создании устойчивых конкурентных преимуществ в бизнесе, усиливая потенциальную ценность фирм и удовлетворяя динамично развивающиеся потребности рыночной экономики. Приобретая особую значимость, компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и успешного профессионального роста специалиста и предполагают «постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией» [76, с. 73]. Поэтому, на наш взгляд, очень важно научить студентов учиться [73, с. 4]. Другими словами, важно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, являющуюся одним из индикаторов качества высшего профессионального образования.

В связи с подписанием Болонской декларации целью современной образовательной политики России является выведение российских вузов на международный рынок образовательных услуг и предоставление возможности отечественным студентам повышать свой образовательный уровень за рубежом. Для достижения поставленной цели необходим комплекс мер, а именно: приведение системы российского высшего образования в соответствие со стандартами международных образовательных систем, а также совершенствование подготовки специалистов в высших учебных заведениях в русле «диверсификации» [191] образования. Последнее продиктовано требованиями современного общества к выпускнику. Сегодня на рынке труда востребованы молодые высококвалифицированные кадры, способные адаптироваться к быстро меняющимся социальным, политическим и экономическим условиям. В образовательном процессе приоритетным является не простая передача знаний, умений и навыков, а подготовка мобильной, самостоятельной личности, которая творчески мыслит при принятии решений.

Прогрессивное развитие цивилизации, высокая степень её информатизации, резкое увеличение темпов роста производственных циклов и одновременно быстрое устаревание информации и технологий обнаруживают в современном образовании несоответствие человеческого бытия и доступных ему возможностей. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, специалист (бакалавр, магистр) должен знать иностранный язык, владеть новой техникой интеллектуальной работы, повышать свой профессиональный уровень, а также совершенствовать такие способности и качества, которые необходимы для «образования через всю жизнь». Поэтому немаловажно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности в образовательном процессе любого вуза, экономического в частности.

В образовательном процессе также присутствует ряд противоречий: между современным социально-экономическим заказом рынка труда и технологиями подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в вузе; желанием студента глубоко изучать дисциплины, преподаваемые в вузе, и его некомпетентностью в самостоятельной познавательной деятельности; между устойчивым познавательным интересом и предоставляемыми возможностями развивать его на ауди-торных занятиях и в процессе индивидуальной работы.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы данной монографии: «Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе».

В связи со стремительным обновлением фундаментального и прикладного знания современное общество требует специалистов, обладающих современными знаниями в различных областях науки, мобильных, мотивированных, способных быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, самостоятельно решать профессиональные проблемы. Поэтому перед экономическим вузом стоит задача развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка. Это возможно при решении следующих задач:

– разработать и внедрить в учебный процесс методическое обеспечение по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;

– развить у студентов различные каналы восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;

– спроектировать процесс обучения иностранному языку, включающий проблемные методы обучения и нацеливающий студентов на достижение ситуации успеха, а также помогающий развивать у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка.

В главе «Теоретико-методологические основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» предпринят анализ состояния изученности данной проблемы в философии, психологии и педагогике, раскрываются особенности компетентностного подхода в образовании, анализируются основные понятия, подходы и инструментарий. Разработана модель развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе.

В главе «Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлены материалы экспериментального исследования на предмет сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Эксперимент проходил в Хабаровской государственной академии экономики и права на различных факультетах (2007–2008 гг.), в нем приняли участие 200 респондентов, и параллельно проводились исследования в экспериментальной группе.

В главе «Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлена система работы по выработке у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Предложены методические рекомендации по проектированию процесса обучения иностранному языку, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха, и внедрению учебного пособия по аспекту «Говорим о логистике на иностранном языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.

Содержание

Введение    3

Глава I. Теоретико-методологические  основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономи-ческом вузе    8

1.1. Философско-психологические подходы к решению проблемы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности    8

1.2. Педагогические аспекты развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    42

Выводы по главе I    65

Глава II. Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    69

2.1. Результаты констатирующего эксперимента на предмет сфор-мированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    69

2.2. Программа формирующего эксперимента по проблеме развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    89

Выводы по главе II    100

Глава III. Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    102

3.1. Внедрение в учебный процесс методического обеспечения по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    102

3.2. Развитие у студентов различных каналов восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной позна-вательной деятельности при изучении иностранного языка в эко-номическом вузе    120

3.3. Проектирование образовательного процесса, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха и помогающего развить у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    147

3.4. Динамика развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    158

Выводы по главе III    164

Заключение    165

Библиографический список    167

Приложения    186

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть
https://www.uchmag.ru/estore/e244660/?utm_source=www.uchmag.ru&utm_medium=qr&utm_campaign=qrcode

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru