В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография

  • Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография — интернет-магазин УчМаг
-10%
314 руб.
282,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 125
Издательство: Учитель, 2014
ISBN: 978-5-7057-4031-4
Страниц: 280
УДК: 811.1/.8
Штрихкод: 9785705740314
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 12 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 260 г
Данная монография посвящена актуальной в настоящее время проблеме развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности. Это связано с переходом высшей педагогической школы на двухуровневое образование и соответственно с подписанием Болонских соглашений. Задача высшего образования сегодня, и педагогического в том числе, - повысить субъектность самого студента, сделать его ответственным за свое образование.
В монографии показано, как на примере обучения иностранному языку в экономическом вузе можно развивать компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, приведены примеры, показана динамика результатов.
Пособие будет интересно студентам, преподавателям, аспирантам, учителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Высшее профессиональное образование сегодня – это система, стремительно развивающаяся в устойчиво изменяющихся глобальных условиях, к которым можно отнести быстрое устаревание технологий, рост объёма научной и технической информации и наукоёмких производств, превращение мобильного и высококвалифицированного человеческого капитала в основной ресурс развития экономики, наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности и др. Очевидно, что указанные условия ставят перед высшим профессиональным образованием проблему подготовки новой комплексной модели компетентного специалиста, который владеет не только специальными сведениями и навыками, но и способен адаптироваться к быстро меняющимся глобальным тенденциям, выявлять и преодолевать непредвиденные ситуации, решать нестандартные задачи, а также осуществлять творческую самостоятельную познавательную деятельность, направленную на его самосовершенствование. Ориентация на подготовку такого специалиста означает «переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на её рыночную стоимость, то есть с возможностью трудоустройства» [1]. Таким образом, адекватной реакцией на социальный заказ является переход к компетентностно-ориентированному образованию.

Сегодня вопросы компетентностного ориентирования образования разрабатываются по нескольким направлениям. Прежде всего уточняется терминология компетенции и компетентности, приводится их классификация (Э. Ф. Зеер [60], [61]; И. А. Зимняя [62]; А. В. Хуторской [180]; С. Е. Шишов [191] и др.). Уделяется большое внимание развитию компетенций профильно-ориентирован-ного обучения (Н. И. Чебоненко [183]), научно-исследовательской компетенции (И. В. Крапивина [80]), компетенции жизнеутверждающей адаптации (С. С. Костенко [78], [79]), поликультурной компетенции (М. Б. Парагульков [116]) и компетентности (Б. А. Тахохов, Н. А. Богатых [160]), психологической компетентности (Л. А. Першина [120]), профессиональной компетентности (М. Д. Ильязова [67], Л. А. Лукьянчук [91], В. Д. Янцев [196]), карьерной компетентности (А. С. Бажин [12]), надпрофессиональной компетенции (В. В. Дудукалов [55]), построению компетентностной модели выпускника (В. П. Соловьёв [156]) и т. д.

Проблеме компетентной личности, развитие которой происходит в процессе фундаментальных изменений как в психике, так и в поведении индивида, посвящены исследования и отечественных ученых (И. А. Зимняя [62], Н. Е. Седова [146], [147], [148], В. П. Соловьев [156] и др.), и зарубежных (Дж. Равен [129] и др.).

Совершенствование российского высшего профессионального образования связано, во-первых, с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; во-вторых, с реализацией принципов Болонской декларации и переходом на многоуровневую систему образования; в-третьих, в связи с введением государственных образовательных стандартов нового поколения (учебное время студента будет делиться поровну между аудиторными занятиями и самостоятельной работой); в-четвёртых, с произошедшей заменой предметно-знаниевой модели образования на компетентностную, что нашло своё подтверждение в документах Совета Европы; в-пятых, произошла «смена главного заказчика и потребителя выпускников высших учебных заведений» [59, с. 4]. Государство предоставило возможность многочисленным бизнес-организациям совместно «определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки спросом на конкретные компетенции» [Там же] и компетентности выпускников вузов, оставив за собой право внедрения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основанных на компетентностном подходе.

Компетентные специалисты играют немаловажную роль в создании устойчивых конкурентных преимуществ в бизнесе, усиливая потенциальную ценность фирм и удовлетворяя динамично развивающиеся потребности рыночной экономики. Приобретая особую значимость, компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и успешного профессионального роста специалиста и предполагают «постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией» [76, с. 73]. Поэтому, на наш взгляд, очень важно научить студентов учиться [73, с. 4]. Другими словами, важно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, являющуюся одним из индикаторов качества высшего профессионального образования.

В связи с подписанием Болонской декларации целью современной образовательной политики России является выведение российских вузов на международный рынок образовательных услуг и предоставление возможности отечественным студентам повышать свой образовательный уровень за рубежом. Для достижения поставленной цели необходим комплекс мер, а именно: приведение системы российского высшего образования в соответствие со стандартами международных образовательных систем, а также совершенствование подготовки специалистов в высших учебных заведениях в русле «диверсификации» [191] образования. Последнее продиктовано требованиями современного общества к выпускнику. Сегодня на рынке труда востребованы молодые высококвалифицированные кадры, способные адаптироваться к быстро меняющимся социальным, политическим и экономическим условиям. В образовательном процессе приоритетным является не простая передача знаний, умений и навыков, а подготовка мобильной, самостоятельной личности, которая творчески мыслит при принятии решений.

Прогрессивное развитие цивилизации, высокая степень её информатизации, резкое увеличение темпов роста производственных циклов и одновременно быстрое устаревание информации и технологий обнаруживают в современном образовании несоответствие человеческого бытия и доступных ему возможностей. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, специалист (бакалавр, магистр) должен знать иностранный язык, владеть новой техникой интеллектуальной работы, повышать свой профессиональный уровень, а также совершенствовать такие способности и качества, которые необходимы для «образования через всю жизнь». Поэтому немаловажно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности в образовательном процессе любого вуза, экономического в частности.

В образовательном процессе также присутствует ряд противоречий: между современным социально-экономическим заказом рынка труда и технологиями подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в вузе; желанием студента глубоко изучать дисциплины, преподаваемые в вузе, и его некомпетентностью в самостоятельной познавательной деятельности; между устойчивым познавательным интересом и предоставляемыми возможностями развивать его на ауди-торных занятиях и в процессе индивидуальной работы.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы данной монографии: «Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе».

В связи со стремительным обновлением фундаментального и прикладного знания современное общество требует специалистов, обладающих современными знаниями в различных областях науки, мобильных, мотивированных, способных быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, самостоятельно решать профессиональные проблемы. Поэтому перед экономическим вузом стоит задача развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка. Это возможно при решении следующих задач:

– разработать и внедрить в учебный процесс методическое обеспечение по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;

– развить у студентов различные каналы восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;

– спроектировать процесс обучения иностранному языку, включающий проблемные методы обучения и нацеливающий студентов на достижение ситуации успеха, а также помогающий развивать у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка.

В главе «Теоретико-методологические основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» предпринят анализ состояния изученности данной проблемы в философии, психологии и педагогике, раскрываются особенности компетентностного подхода в образовании, анализируются основные понятия, подходы и инструментарий. Разработана модель развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе.

В главе «Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлены материалы экспериментального исследования на предмет сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Эксперимент проходил в Хабаровской государственной академии экономики и права на различных факультетах (2007–2008 гг.), в нем приняли участие 200 респондентов, и параллельно проводились исследования в экспериментальной группе.

В главе «Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлена система работы по выработке у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Предложены методические рекомендации по проектированию процесса обучения иностранному языку, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха, и внедрению учебного пособия по аспекту «Говорим о логистике на иностранном языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.

Содержание

Введение    3

Глава I. Теоретико-методологические  основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономи-ческом вузе    8

1.1. Философско-психологические подходы к решению проблемы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности    8

1.2. Педагогические аспекты развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    42

Выводы по главе I    65

Глава II. Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    69

2.1. Результаты констатирующего эксперимента на предмет сфор-мированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    69

2.2. Программа формирующего эксперимента по проблеме развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    89

Выводы по главе II    100

Глава III. Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    102

3.1. Внедрение в учебный процесс методического обеспечения по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    102

3.2. Развитие у студентов различных каналов восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной позна-вательной деятельности при изучении иностранного языка в эко-номическом вузе    120

3.3. Проектирование образовательного процесса, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха и помогающего развить у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    147

3.4. Динамика развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе    158

Выводы по главе III    164

Заключение    165

Библиографический список    167

Приложения    186

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос