Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография

Есть на складе
473 руб.
-13%
412,93 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5311
Авторы Пашкевич А. В.
Издательство Учитель, 2015
Серия ФГОС. Управление образовательным процессом
ISBN 978-5-7057-3996-7, 978-5-7057-4470-1
Страниц 393
УДК 37.01
Штрихкод 9785705739967, 9785705744701
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 17 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 376 г
В издании рассматривается проблема комплексного сопровождения внедрения ФГОС в рамках реализации компетентностно-ориентированного образования. Пособие предлагает методические материалы, раскрывающие содержание проектирования технологии применения компетентностного подхода в образовательном процессе современной школы, практический опыт по повышению профессиональной компетентности учителя посредством телекоммуникационного проекта. Обоснованы
система менеджмента качества образования на основе компетентностого подхода
и система оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся.
Адресовано руководителям и учителям образовательных организаций, преподавателям и студентам педагогических высших учебных заведений, специалистам органов управления образованием и учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Подробное описание

Введение

Приоритетным направлением современной образовательной политики России является комплексная модернизация образования на всех его уровнях и ступенях. В этих условиях от школы требуется переход к опережающему образованию, которое основано на компетентностном подходе и которое проектируется с учетом прогнозирования требований к выпускникам в обозримом будущем. С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения в школьном образовании и третьего поколения в системе высшего профессионального образования происходит обновление системы непрерывного образования в условиях преемственности образовательных программ, которые основаны на системно-деятельностном, компетентностном, личностно ориентированных подходах и др.

В официальных документах, таких как, стратегия инновационного развития РФ «Инновационная Россия 2020», напрямую подчеркивается тот факт, что учреждения образования не стали для учащихся «школой инноваций», целенаправленная работа по формированию компетенций только началась. В Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» говорится о необходимости обновления профессиональных компетенций администрации и педагогов школ в связи с реализацией ФГОС. Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования, предполагающее комплексное сопровождение введения ФГОС.

Переход от предметно-знаниевой модели выпускника к компетентностной был заложен еще в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчёркивалось, что важно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество содержания образования…».

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса от целеполагания до оценивания результатов образования. Однако существующая практика школьного образования в части целенаправленного создания условий для реализации компетентностного подхода далека
от идеала; поэтому становится актуальным поиск эффективных путей, связанных с разработкой и освоением компетентностного подхода, появляется потребность в научно-методическом сопровождении реализации компетентностного подхода в образовании. Успешное решение этой проблемы невозможно без опоры на разработанную научную базу. Но, как показал наш анализ, в научном обеспечении реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы не проработаны многие принципиально важные вопросы, которые могли бы стать основой для проектирования образовательного процесса в современной школе. Возникает практическая проблема реализации компетентностного подхода на практике; сложность объясняется следующими факторами:

– нет единого определения понятий: «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход»;

– нет единого механизма, алгоритма, технологии, не разработаны условия перехода образовательного учреждения на компетентностный подход;

– нет системы оценивания компетенций и т. д.

Изучение научно-педагогических публикаций и образовательной практики позволило констатировать наличие следующих противоречий:

– между требованиями к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы, заложенными в нормативных документах, и недостаточным научно-методи-ческим сопровождением реализации компетентностного подхода на практике;

– необходимостью эффективного управления процессом реализации компетентностного подхода в образовании и отсутствием научного, теоретического и методического обеспечения создания системы менеджмента качества на основе реализации инновационных подходов в образовании;

– необходимостью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и администрации школ и отсутствием постоянного систематического методического сопровождения процесса реализации ФГОС на практике;

– необходимостью измерения уровня профессиональной компетентности педагогов и отсутствием диагностического инструментария этого процесса;

– изменением результативно-целевой основы образования с вводом компетентностного подхода и преобладанием традиционной системы учебных достижений учащихся школ;

– необходимостью измерения ключевых компетенций и определения уровня их сформированности как показателя качества образовательных достижений учащихся и недостаточностью раз-работки теоретических основ реализации поставленной задачи.

Для решения указанных противоречий и системного внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс потребовалось проектирование «компетентностного подхода как технологии реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы» по одному из путей проектирования новых педагогических технологий, предложенных Н. В. Бордовской [24], связанных с технологической интерпретацией той или иной теории, концепции, подхода. Технология выступает средством перевода компетентностного подхода на язык практических действий для решения поставленной цели.

Содержание данного пособия базируется на теоретическом анализе отечественных и зарубежных источников. Несмотря на обилие опубликованных работ, посвящённых проблеме реализации компетентностного подхода в образовании, было обнаружено явное отсутствие работ, специально посвящённых проблеме проектирования компетентностного подхода как технологии реализации ФГОС нового поколения в образовательный процесс современной массовой школы.

Содержание

Введение    3

Проектирование компетентностного подхода как технологии реализации фгос в образовательном процессе массовой школы    6

Теоретические аспекты проектирования авторской педагогической технологии    6

Компетентностный подход в образовании    26

Качество образования: компетентностный подход    53

Теоретические основы реализации компетентностного подхода    67

Компетентностный подход как технология реализации фгос в образовательном процессе школы в опытно-экспериментальной работе    85

Проектирование технологии реализации компетентностного подхода в образовательном процессе    85

Реализация системы менеджмента качества образования на основе компетентностного подхода в школе    101

Система оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся школы    114

Повышение профессиональной компетентности учителя посредством телекоммуникационного проекта    140

Телекоммуникационный проект как одна из форм повышения профессиональной компетентности администрации и педагогов школы по реализации ФГОС    155

Апробация мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы    174

Приложения    182

Приложение 1. Обобщенный перспективный план реализации компетентностного подхода в МОУ «СОШ № _____» на ____ / ____ учебные годы    182

Приложение 2. Перспективный план создания системы менеджмента качества образования на основе реализации компе-тентностного подхода в школе на ____ / ____ учебные годы    193

Приложение 3. Политика руководства школы в области
качества образования    202

Приложение 4. Положение «О мониторинге уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы»    205

Приложение 5. Уровневая характеристика сформированности ключевых компетенций учащихся II и III ступени
обучения    211

Приложение 6. Матрица компетенций по предметам II ступени обучения    231

Приложение 7. Матрица компетенций по предметам III ступени обучения    232

Приложение 8. Единая шкала оценивания по показателям (к блоку 1 «Управление качеством образования в школе»)    233

Приложение 9. Критерии оценивания презентации опыта работы по реализации педагогической технологии    239

Приложение 10. Критерии оценивания уровня реализации педагогических проектов кафедрами, администрацией школы    240

Приложение 11. Уровневая характеристика профессиональной компетентности учителя    246

Приложение 12. Проект «Система оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся»    254

Приложение 13. Карта оценивания доклада, выступления    260

Приложение 14. Карта оценивания электронной презентации    260

Приложение 15. Карта самостоятельной работы по предмету    261

Приложение 16. Телекоммуникационный проект «Компетентностно-ориентированный урок»    266

Приложение 17. Рабочая учебная программа по курсу повышения квалификации (образец)    273

Приложение 18. Всероссийский телекоммуникационный проект-конкурс    280

Приложение 19. Всероссийский телекоммуникационный проект «Урок в условиях ФГОС»    288

Приложение 20. Оценка эффективности компетентностно-ориентированного урока    293

Приложение 21. Оценка эффективности урока с использованием технологии развития критического мышления    302

Приложение 22. Оценка эффективности урока с использованием средств ИКТ    314

Приложение 23. Оценка эффективности урока с использованием метода проектов    323

Приложение 24. Обобщенная «Дорожная карта» ОУ по формированию необходимой системы условий реализации введения ФГОС ООО    332

Приложение 25. Уровневая характеристика сформирован-ности профессионального самоопределения учащихся старших классов    353

Приложение 26. Диагностика сформированности профессионального самоопределения старшеклассников школы    356

Приложение 27. самоанализ работы учителя за ___ / ___ учебный год (образец заполнения)    359

Литература    367

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос