Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-285.3
Авторы-составители Амбушева Т. М., Кадашникова Н. Ю., Шадрина С. Б.
Издательство Учитель, 2022
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского" серии "Поурочное планирование" представляет конспекты уроков по русскому языку для 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированное на работу по учебникам:
1. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011;
2. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011;
3. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011.
Конспекты уроков, представленные на диске, систематизированы по разделам: "7 класс", "8 класс", "9 класс".
На диске содержатся основные теоретические сведения, разнообразный дидактический материал (карточки для устного опроса, задания творческого характера, развивающие игры), а также проверочные и контрольные работы.
Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

Урок 1* (см. Примечание)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебником.

1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.

2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.

– Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?

– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.

III. Запись темы урока. Объявление цели урока.

1. Работа с учебником (с. 3).

Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).

– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?

– Что дает человеку изучение родного языка?

2. Открывается запись на доске:

– Попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор по составу (запись в тетрадях).

Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.

– Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.

– А в какую группу славянских языков входит русский язык?

Самостоятельно (про себя) чтение упражнения 1, ответ на поставленный вопрос.

3. Чтение вслух упражнения 3 (высказывания о языке В. Кюхельбекера), устное выполнение заданий упражнения: назвать орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте выделенных букв.

– Опираясь на текст упражнения, выпишите ключевые слова (запись в тетради).

– Согласны ли вы с тем, что русский язык – явление развивающееся?

– Каким образом развивается язык?

– Как вы понимаете слово развитие?

4. Игра «Найди «лишнее» слово».

Амбар, ратник, дискета.

Указы, кольчуга, приватизация.

Видеоигра, цирюльник, золотник.

– Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие – новые.)

– Объясните значения слов. Являются ли они исконно русскими?

Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль.

– Почему они называются заимствованными?

5. Задания повышенной трудности (по группам), остальные выполняют упражнение 4 (с. 4).

Первая группа учащихся разгадывает чайнворд.

1) Сверхметкий стрелок (англ.); 2) Помещение на верхней палубе (голл.); 3) Помилование (греч.); 4) Ежегодный торг для закупки товаров (нем.); 5) Колпак над лампой (франц.); 6) Заплечная сумка (нем.); 7) Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.); 8) Деньги, выдаваемые вперед (франц.); 9) Музыкальная партия для одного голоса (итал.); 10) Коллектив музыкантов (греч.); 11) Искусственный человек – символ механического труда (чешск.); 12) Стадо лошадей (тюркск.); 13) Поучение (лат.).

Ответы: 1) снайпер; 2) рубка; 3) амнистия; 4) ярмарка; 5) абажур; 6) ранец; 7) цистерна; 8) аванс; 9) соло; 10) оркестр; 11) робот; 12) табун; 13) нотация.

Вторая группа учащихся подбирает синонимы к устаревшим словам.

Козни (злые умыслы), стезя (путь, дорога), наречь (назвать), издревле (давно), доколе (пока), лицедействовать (представлять).


Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок 2
синтаксис. синтаксический разбор

Цели: повторить основные синтаксические понятия; выполнить синтаксический разбор предложения; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; (р/р) учить распространять предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение домашних сочинений (2–3 работы).

– Почему славянские языки называются родственными? (Упражнение 2.)

– В какую группу славянских языков входит русский язык?

– Что дает человеку изучение родного языка?

– Как развивается наш язык?

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Работа по вопросам (с. 5).

– Что изучается в синтаксисе?

Открывается запись на доске:

– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису.

Суффикс, дефис, грамматическая основа предложения, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные.

– Чем отличаются словосочетания от предложения?

2. Выразительное чтение стихотворения «Лес осенью» А. Твардовского учителем или подготовленным учеником.

3. Задания по вариантам.

– Из упражнение 8 (с. 5) выпишите:

I вариант II вариант

3 словосочетания 3 грамматических основы

4. Игра «Распространите предложение».

Каждый следующий произносит предложение, прибавляя к нему одно слово, повторив правильно всё предыдущее предложение целиком. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.

Например: листья летят;

листья летят по ветру;

листья косо летят по ветру;

желтые листья косо летят по ветру.

5. Выполнить синтаксический разбор полученного предложения (см. памятку на с. 210 учебника).

6. Выполнение упражнения 9. Озаглавить, списать, графически обозначить условия выбора орфограмм; указать нераспространенные предложения.

7. Задание повышенной трудности (устно).

Определите, какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях:

Учить – ум точить (подлежащее и сказуемое).

Учитесь выразительно читать вслух (сказуемое и дополнение).

Желание говорить правду похвально (определение).

Все стали весело смеяться (входит в состав сказуемого).

Пойдем на речку купаться (обстоятельство цели).

7. Выполнение упражнения 7. Составить словосочетания.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

– Что изучает синтаксис?

– Чем отличаются словосочетания от предложения?

– Чем отличаются простые предложения от сложных?

– В чем отличие главных членов предложения от второстепенных?

Домашнее задание: используя составленные словосочетания (упражнение 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы».


Урок 9. Морфемный и словообразовательный разборы

Урок 9
МОРФЕМНЫЙ
И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ

Цели: отработать навык морфемного и словообразовательного разбора, различать одинаково звучащие морфемы; продолжить работу по овладению орфографическими навыками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются карточками, заполняют их и сдают на проверку учителю.

III. Сообщение темы урока.

1. Беседа по вопросам.

– В чем отличие морфемного разбора от словообразовательного?

– Прежде чем разобрать слово по составу, надо определить часть речи. Зачем?

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

1) Солнце горячо.

2) Ребята горячо приветствовали гостей.

Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.

(I предложение: – так как краткое прилагательное;

II предложение: – так как наречие.)

IV. Закрепление.

Выполнение заданий.

1. Образуйте с помощью суффиксов глаголы и запишите их.

Голос, досада, честь, чувство, старый, мелкий, слабый, дешевый, нервный, подлый, жадный, цитата, провокация, операция.

(Для справок. Суффиксы: -ов-, -ев-, -и-, -а-, -е-, -иров-, -ича-, -нича-)

2. Выполните морфемный разбор слов.

Беспричинный, вкрадчивый, наслаждаться, безветренный, изъявляют, разочарованный, непримиримый, обличение, белорусский.

3. Вспомните способы словообразования. Составьте словообразовательную цепочку (по вариантам) со словами:

I вариант II вариант

забота свет

сад лес

4. Расскажите о соединительных гласных о и е.

Буквенный диктант (укажите соединительную гласную).

Нефт..воз, лед..кол, бол..утоляющий, пут..шествие, огн..стрельный, благ..словить, полк..водец, природ..ведение, вод..снабжение, нов..сел, длинн..хвостый, мороз..стойкий.

Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.

5. Самостоятельная работа (упражнение 23): обозначьте части, из которых состоят данные слова.

6. Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения.

Апатия (безразличие, равнодушие), альтруист (бескорыстный), каллиграфический (четкий, красивый) почерк, пессимизм (мрачное мироощущение).

7. Орфографическая диктовка с разбором по составу выделенных слов.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты*. Главная кузница по чеканке золотых монет – березовая роща. Рядом с каждой березкой-наковальней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается с летом за дождь и туманы, солнце и ветер.

Ф. Нестеров

Р/р: *монисто – ожерелье из бус, монет, разноцветных камней.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите способы образования слов.

– Чем отличаются сложные слова от сложносокращенных?

– Чем отличается разбор словообразовательный от разбора по составу?

Домашнее задание: упражнение 24.


Урок 10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Урок 10
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Цели: повторить грамматические признаки частей речи; отрабатывать навыки морфологического разбора; (р/р) учить конструировать предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Взаимопроверка домашнего задания, фонетический разбор (у доски).

III. Синтаксический разбор предложения.

Каждое дерево осенью похоже на первосентябрьский школьный букет. (Ф. Нестеров.)

– Выделите окончания во всех (во всех ли?) словах предложения.

– Разберите по составу прилагательные.

– Укажите все части речи в предложении.

IV. Сообщение темы и цели урока.

1. Анализ текста «Казанская сирота» (отпечатанный текст лежит перед учащимися на столах).

В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанск.. царства – город Казань. Огромная те..итория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорност.. ее население, пр..ходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались пр..влеч.. на свою сторону (не)простых людей, а в первую очередь знать, кн..зей-мурз. Княз..я в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремились сохранить свое положение и бога..ство. Многие из них принимали христианск.. веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

Таких людей народ стал называть казанскими сиротами. При дворе они приб..днялись, старались получить как можно больше награ.. и «жалованья».

1) Беседа по вопросам.

– Что же означает фразеологическое сочетание казанская сирота?

(Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие у жалостливых людей.)

– Какие части речи вы встретили в этом тексте?

– Назовите (найдите) самостоятельные и служебные части речи.

– Какие грамматические признаки имени существительного можно отметить, анализируя этот текст?

(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют три склонения (Казань, царство, Москва), изменяются по падежам: (в) октябре – предложный падеж, территория – именительный падеж, (под) власть – винительный падеж, Москвы – родительный падеж; существительные изменяются по числам; бывают мужского, женского и среднего рода.)

2) Задание по вариантам. Используя текст, отметьте грамматические признаки:

I вариант II вариант

прилагательного глагола

– Что общего и чем различаются склоняемые части речи?

– Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?

– Как определить вид, спряжение глагола?

2. Разбор слов по составу: казанская, прибеднялись, довольно.

3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

4. Фонетический разбор слова князья.

5. Морфологический разбор числительного 1552 (года). (См. «Морфологический разбор числительных», учебник, с. 212.)

V. Подведение итогов урока.

Составление таблицы:

Домашнее задание: упражнение 31.


Урок 11. Морфология и орфография

Урок 11
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Морфологический разбор три ученика выполняют на доске.

III. Орфографическая диктовка.

АНТАРКТИДА

Антарктида – южная полярная область Земли. Моря вокруг нее зимой замерзают, и ширина ледяного кольца колеблется от 500 до 2000 километров. Летом течения уносят льды на север вместе с айсбергами. Они имеют длину более 150 километров и возвышаются над водой на 80–100 метров.

Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели. Переломный момент в истории исследований Антарктиды наступил в 50-х годах ХХ века, когда одиннадцать стран организовывали 57 исследовательских2 станций и баз на побережье и в глубине материка.

Антарктида – континент мира. Он принадлежит всему человечеству и используется для научных целей.

(По «Энциклопедическому словарю юного географа-краеведа».)

– Какие орфограммы нам встретились? Подчеркните их.

– Сделайть разбор по составу указанного прилагательного.

IV. Повторение имени числительного и местоимения.

1. Беседа по вопросам.

– Вспомните, что вы знаете об именах числительных.

– На какие группы они делятся?

– Для чего служат порядковые числительные? Количественные?

– Укажите в тексте порядковые и количественные числительные.

– Как изменяются числительные?

– Просклоняйте числительные:

I вариант II вариант

пятьсот пятьдесят

Двое учеников работают у доски.

– Образуйте сложное прилагательное: 80 метров (восьмидесятиметровый).

– Какова роль числительных в предложении?

– Сделайте синтаксический разбор предложения.

Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели.

– Назовите постоянные признаки числительных.

– Вспомните, что вы знаете о местоимениях.

– Найдите местоимения в тексте, определите разряд, падеж.

– Какова роль местоимений в предложении?

– Какие местоимения и в зависимости от чего могут выступать то в роли подлежащего (дополнения), то в роли определения?

– Какие местоимения сходны с существительными? В чем это выражается?

– Какие местоимения сходны с прилагательными?

– В чем состоят синтаксические особенности местоимений какой, который?

– Какие местоимения сходны с числительными?

– Исправьте фразы (устно).

а) В сколько слов ты допустил ошибки?

б) С которого ты года рождения?

в) В восемнадцати километров от станции расположен музей известного писателя.

г) К троим братьям пришли ихние товарищи.

V. Подведение итогов урока.

– Правописание каких частей речи мы повторяли?

– Что показалось сложным?

Домашнее задание: просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные: 5 угол, 12 этажей, 60 баллов, 2 класс, 1000 лет, 8 струн.

(Пятиугольник, двенадцатиэтажный, шестидесятибалльный, второклассник, тысячелетие, восьмиструнный.)

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос