Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников. 1-4 классы

Есть на складе
143 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4712
Авторы Ушева Т. Ф.
Издательство Учитель, 2023
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-4008-6
Страниц 41
УДК 371
Штрихкод 9785705740086
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 1 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 75 г
В пособии представлены материалы и задания для диагностики уровня сформированности рефлексивных умений у учащихся 1?4 классов, являющихся необходимой составляющей образовательной деятельности, особым средством освоения учебной программы в соответствии
с ФГОС НОО. Рассмотрены также педагогические условия для развития положительной динамики в развитии саморефлексии у каждого школьника.
Предназначено учителям начальной школы, классным руководителям, методистам, педагогам-психологам и руководителям общеобразовательных школ; рекомендовано специалистам учреждений органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с сообщением ученикам предметных знаний ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся, что позволило бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, легче находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся рефлексивных умений. В процессе обучения весьма важно не столько научиться получать и усваивать готовые знания, сколько самому находить пути решения проблемных задач. В учебном процессе должны предусматриваться место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие [7; 23]. К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, а оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один часто не видит всех своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему как инструмент.

Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что и делает возможным освоение новых знаний и умений.

Представленный опыт программно-методического обеспечения учебного процесса по формированию и диагностике рефлексивных умений школьников на учебных занятиях не ставит точек в исследовании вопросов рефлексии учащихся, а лишь отвечает на некоторые из них.

Индивидуальные различия детей по уровню развития рефлексивных умений очень велики, поэтому педагог, использующий программу формирования рефлексивных умений и мониторинг их сформированности, должен понимать, что они являются для него ориентиром, а не жесткой схемой.

Учителю необходимо самому овладеть разнообразными методиками, приемами и дидактическими средствами формирования и диагностики рефлексивных умений. Их практическая реализация в ходе деятельности по формированию рефлексивных умений школьников на учебных занятиях позволяет:

школьникам – проявлять субъектную позицию, участвовать в организации учебной деятельности, самоопределяться в рабочей ситуации, принимать ответственность, анализировать и прогнозировать свою деятельность, приобретать реальный рефлексивный опыт;

учителям – организовывать учебный процесс, учитывая индивидуальность каждого ребенка, создавать условия для диалогового взаимодействия учащихся, постоянной смены позиции;

школе – развивать метапредметную рефлексивную компетентность учащихся.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов его содержания. Рефлексия ученика становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения учебной программы. Работать над формированием рефлексивных умений, а следовательно, проводить процедуру диагностики как части целенаправленной педагогической деятельности необходимо систематически, начиная с первого года обучения.

В пособии представлены материалы, раскрывающие сущность рефлексивных умений, изменения в организации учебного процесса по формированию рефлексивных умений и диагностические материалы, которые были разработаны и апробированы специалистами лаборатории методологии и новой образовательной практики КК ИПК РО и учителями школ Красноярской Ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения. Результаты их практической реализации получили высокую оценку специалистов края и других регионов. Научно-методические труды Л. В. Бондаренко, Н. М. Горленко, В. К. Дьяченко, О. В. Запятой, М. А. Мкртчяна, И. Г. Литвинской, В. Б. Лебединцева, Н. П. Сеременко, Т. Ф. Ушевой и других авторов размещены в свободном доступе в интернете по адресу: www.kco-kras.ru.

Учителя начальной школы формируют рефлексивные умения в разных предметных областях, как в учебной, так и во внеучебной деятельности: О. А. Андряшина, МОБУ гимназия № 1 г. Ишимбая (Республика Башкортостан); М. П. Голиевская, МБОУ НОУ № 5 г. Чехова Московской области; Т. А. Капустина, Л. В. Лежнева, М. В. Пасечная, ГБОУ СОШ № 412 Петродворцовского района г. Санкт-Петербурга; О. А. Коваленко, ГБОУ № 1460 г. Москвы; С. В. Кренева, МОУ «Дунайская СОШ им. А. Я. Волобуева» Белгородской области; Л. А. Мальцева, С. Л. Ткаченко, МОУ СОУ № 8 п. Бараит Новоселовского района Красноярского края; Р. Н. Магульская, ГУО СОШ № 20 г. Орши (Республика Беларусь); О. А. Можевитина, МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Строитель Яковлевского района Белгородской области; И. В. Панфилович, ГУО СОШ № 15 г. Могилева (Республика Беларусь); С. В. Поветкина, МБОУ СОШ пос. Литовко Амурского района Хабаровского края, Н. Г. Рязанова, МБОУ СОШ № 27 г. Норильска Красноярского края; С. Чернядьева, МОАУ СОШ № 8 г. Кирова. Примеры образовательных практик этих педагогов по формированию рефлексивных умений еще раз доказывают универсальность, метапредметность и необходимость их становления в младшем школьном возрасте.

Автор заинтересован в сотрудничестве со специалистами, работающими по данным вопросам, и заранее благодарен всем читателям за отзывы, пожелания, описания опыта, критические замечания по данному материалу.

Содержание

Введение    3

Особенности формирования рефлексивных умений учащихся    5

Основные подходы к формированию рефлексивных умений учащихся    5

Понятие рефлексии, рефлексивных умений и особенности их становления    5

Педагогические условия формирования рефлексивных умений учащихся    8

Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования рефлексивных умений    9

Особенности учебных занятий по формированию рефлексивных умений    9

Методы и приемы формирования рефлексивных умений    10

Диагностика рефлексивных умений учащихся    18

Этапы и методы диагностики рефлексивных умений учащихся    18

Мониторинг уровня сформированности умений  кооперативной рефлексии школьников 3-го, 4-го годов обучения    20

Диагностика умений коммуникативной рефлексии учащихся.    30

Диагностика умений личностной рефлексии учащихся    32

Диагностика умений интеллектуальной рефлексии учащихся    33

Приложения    34

Литература    39

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.