Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия

Временно отсутствует
175 руб.
-10%
157,50 руб.
Код 886р
Авторы-составители Кайль Д.Г.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-3883-0, 978-5-6040271-7-2
Страниц 131
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705738830, 9785604027172
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 93 г
В пособии представлена апробированная система психолого-педагогической помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы средствами театрально-игровой деятельности, разработанная с учетом ФГОС дошкольного образования. Предложены программа с условиями ее реализации, тематический план, содержание и методика занятий, работа с родителями, диагностический блок.
Предназначено педагогам-психологам ДОО, воспитателям, специалистам, работающим с детьми с типичными трудностями; полезно студентам факультетов педагогики и психологии, родителям.

Подробное описание

Введение

   На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО в практику дошкольных организаций, особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у ребенка. Так, когда говорят о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, отмечают:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

У дошкольника формируются любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются управление своим поведением, планирование своих действий, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. Другими словами, для того чтобы ребенок, придя в школу, был успешным, он должен уже в дошкольном детстве научиться решать задачи трех типов: познавательные, регуляторные и коммуникативные, соответствующие трем типам способностей [5]. Он усваивает элементарные нормы и правила поведения.

Формирование эмоциональной регуляции поведения часто рассматривается в рамках проблемы развития эмоциональной сферы [11, 12]. Эмоциональная коррекция поведения является центральным новообразованием эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте. Данный механизм характеризуется согласованием поведения ребенка с личностным смыслом определенной ситуации и выполняемых в ней действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Ребенок сам становится способен в какой-то мере осознанно сдерживать и модулировать свои эмоциональные реакции, однако в целом для него характерны живость и непосредственность. Таким образом, развитие эмоциональной сферы в онтогенезе представляет собой процесс постепенного усовершенствования способности регулировать эмоциональное поведение.

Исследования показывают, что эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с отклонениями в развитии проявляется в недостаточной сформированности у них особых эмоциональных новообразований дошкольного возраста (системы эмоциональных отношений, механизмов эмоциональной децентрации и эмоционального воображения). У таких детей эта сфера сопряжена с повышенным уровнем эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм негативного эмоционального реагирования (тревожность, негативизм, конфликтность) и трудностей эмоциональной регуляции поведения. Именно неадекватность их эмоциональных проявлений внешним обстоятельствам зачастую становится главным препятствием для взаимодействия с другими людьми и обусловливает дефицитарность социализации ребенка с отклонениями в развитии. Дисбаланс эмоциональной регуляции деятельности может обусловливать у ребенка трудности в обучении и приводить к поиску неадекватных способов компенсации [1, 11].

Рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов.

Одним из таких методов коррекционного воздействия является театрализованно-игровая деятельность, обладающая возможностями не только развития и коррекции эмоционально-волевой сферы такого ребенка, но и влияющая на становление его личности, поскольку участие в этой деятельности создает условия и возможности для социальной адаптации детей данной категории, а также для приобщения их к эстетической культуре.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют его общему развитию, проявлению любознательности, снижению уровня агрессии, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию именно волевых черт характера. У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению его самооценки [8, 13, 19, 22].

Пособие представляет интерес для педагогов-психологов, воспитателей дошкольных учреждений всех типов, а также для специалистов, работающих с детьми с типичными трудностями развития, и их родителей; полезно студентам, обучающимся на факультетах психологии высших и средних педагогических учебных заведений.

Содержание

Введение    3

Программа коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей 6–7 лет средствами театрально-игровой деятельности    7

Научное обоснование программы; основная концепция коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей средствами театрально-игровой деятельности    7

Результаты диагностического исследования особенностей эмоциональной сферы детей 6–7 лет    14

Структура и методические средства программы    19

Условия реализации программы    22

Средства и методы коррекционного воздействия    24

Основные направления театрально-игровой деятельности    28

Блок «Работа с детьми»    29

Блок «Работа с родителями»    39

Ресурсы, необходимые для реализации программы    41

Содержание и методика занятий по реализации программы «Радуга настроений»    42

Приложения    104

Литература    129

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос