Хвалить или наказывать

Есть на складе
281 руб.
-10%
252,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4100ж
Авторы-составители Смирнова Е.Е.
Издательство Учитель, 2023
Серия Библиотека современных родителей
ISBN 978-5-7057-5462-5
Страниц 127
УДК 37.0
Штрихкод 9785705754625
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 126 г
Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер, а воспитание по старинке только осложняет детско-родительские отношения, ребенок становится агрессивным, скрытным, неуправляемым.
В книге вы найдете ответы на "острые" вопросы:
- Как помочь малышу раскрыть свой потенциал?
- Какие качества нужно развивать в ребенке?
- Как поступать при непослушании?
- Можно ли изменить поведение детей, когда они капризничают, вредничают и не слушают взрослых? И чем при этом лучше воздействовать: "кнутом" или "пряником"?
- Если наказывать, как это сделать, не причинив вреда психике ребенка?
Советы специалиста обязательно подскажут вам единственно верный путь к взаимопониманию в общении с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Кому предназначена эта книга?

Неравнодушным и думающим родителям

Папа вазу опрокинул. Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» –

Всё семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью, это сделал я,

«Ты разиня, ты растяпа», –

Скажет мне семья.

О. И. Григорьев

Наверное, все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми и умными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми. И поэтому рано или поздно возникают вопросы: «Как воспитывать детей, чтоб открыть в них лучшие черты? Как поступать при непослушании? Можно ли как-то изменить поведение детей, когда они капризничают, вредничают и не слушают родителей, и чем при этом лучше воздействовать: «кнутом» или «пряником»? А если наказывать, как сделать это правильно, не причинив вреда психике ребенка?

Одного-единственного рецепта нет и быть не может. Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, что такое хорошо и что такое плохо. И в этом процессе семья и родители играют огромную роль.

Когда мечтают вырастить хорошего ребенка, то часто в действительности под словом «хороший» имеют в виду «послушный», исполняющий требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый, то есть «удобный» для воспитательного процесса. Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость), в повседневной жизни мешают общению с ним.

Сегодня многие взрослые (как родители, так и педагоги) воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли просьбы.

Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер, и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя только традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми.

Каждый родитель очень любит своего ребенка и считает его самым лучшим и самым правильным. Но бывают моменты, когда капризы ребенка переходят все границы, и тогда родители начинают принимать меры.

В любой «острой» ситуации (когда ребенка нужно научить тому, необходимость чего ему пока еще не очевидна) родители сталкиваются с тем, что их чадо становится упрямым и несговорчивым, ведет себя вызывающе, упорно «не слышит» обращенных к нему слов и не понимает, казалось бы, таких убедительных логических доводов.

Воспитание ребенка складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Эти два метода (поощрение и наказание) – простейшие из средств родительского влияния, они предоставляют возможность выражать отношение взрослых к поступкам и проявлениям ребенка.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного поведения.

На самом деле воспитание – это четко организованная деятельность. Чтобы быть организованным, взрослым надо устанавливать для детей четкие и понятные правила. Только надо понимать, что правило – это заведенный порядок, а не суровое принуждение. А главная проблема некоторых родителей в том, что они путают правила с приказами. «Сидеть!» – это приказ, а «За столом мы сидим» – правило. Если правила нарушаются – ребенка наказывают, если он их соблюдает – его хвалят.

Большинство родителей любит своих детей, но неизбежно и, к сожалению, не всегда осознанно смотрят на них сквозь призму того, как воспитывали самих родителей их родители, и это влияет на поведение воспитывающих взрослых пап и мам.

Давайте задумаемся, как мы воспитываем детей?

Так как воспитывали нас, – ответим тут же.

Это хорошо, но иногда мы совершаем ошибки воспитания, которые могут нанести серьезные душевные травмы ребенку, травмы, которые в течение всей жизни будут не давать ему покоя.

Нам, взрослым, бывает очень трудно сойти с привычных рельсов. Здорово, если вам повезло и собственные родители воспитывали вас так, как вам нравится, и, соответственно, вы хотели бы воспитывать своих детей по таким же принципам.

Но бывает так, что мы совсем или частично не хотим повторять опыт наших родителей. И вот тут-то и возникают трудности.

В стрессовой ситуации (когда ребенок утомил капризами, непослушанием, тем, что он «тупит» на ровном месте, – у каждого из нас свои «болевые точки») у родителя автоматически могут включаться воспитательные стратегии, знакомые по собственному детству. И мы вдруг с изумлением и ужасом замечаем, что кричим, хватаемся за ремень, обещаем лишить всего на веки вечные. При этом еще совсем недавно мы давали себе слово, что никогда и ни за что не будем поступать так, как наши родители. Другой вариант «привычных рельсов» – это когда мы из принципа делаем все наоборот, не так, как воспитывали нас. Без учета реальной ситуации и конкретного ребенка.

А нередко то, чего нам не хватало в детстве, становится для нас настолько огромной ценностью, что своему ребенку мы стараемся этого дать как можно больше. Так, например, те, кого очень жестко контролировали, дают ребенку гораздо бóльшую свободу, чем порой необходимо. Лишь некоторым счастливчикам при этом удается найти баланс между свободой и контролем.

Одни родители боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, под влиянием некоторых веяний современности, решают предоставлять ребенку свободу и ни в чем его не ограничивать.

Так как же правильно воспитывать детей? Больше хвалить и меньше ругать? Или совсем наоборот, строго наказывать за проступки, похвалой ведь только избалуешь ребенка… Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью? Что нельзя и что можно делать родителям? Как правильно воспитывать детей, чтобы они стали счастливыми?

Повторим еще раз: единого подхода к воспитанию нет и быть не может, один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это так: сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку, и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Но есть определенные педагогические и психологические приемы, которые могут помочь найти лучший подход к ребенку. Попробуем вместе разобраться, какие воспитательные послания получает ребенок от взрослого и какое на самом деле влияние они на него оказывают.

Содержание

Введение. Кому предназначена эта книга? Неравнодушным и думающим родителям    3

1. Наказания. Нужны ли они и что будет, если все детям позволять?    7

1.1. Какие бывают наказания. Как они влияют на детскую психику?    11

1.2. Воспитание и наказание ребенка. Когда начинать? Каждому возрасту – свой подход    30

1.3. «Преступление» без наказания. За что и почему не следует наказывать детей    36

1.4. Правила справедливого наказания. Рекомендации психологов    40

1.5. Можно ли быть строгим и не потерять доверие? Конструктивные формы наказания ребенка    49

1.6. Метод естественных последствий – воспитание детей без наказания    52

2. Похвала и поощрение как средства воспитания    61

2.1. Почему мы хвалим ребенка, зачем это надо?    65

2.2. К разным детям – различный подход    68

2.3. Учимся правильно хвалить детей. Рекомендации психологов    71

2.4. Способы эффективного поощрения    85

2.5. Можно ли добиться желаемого поведения ребенка без крика? Метод положительного подкрепления    95

2.6. Стимулирование хорошего поведения детей с помощью метода «экономики жетонов»    98

2.7. Учимся договариваться с подростком. Технология конструктивного взаимодействия    104

3. Подсказки для родителей (советы, практические задания, упражнения, тесты)    109

3.1. Как вас слышит ребенок… (фразы с двойным смыслом, которые опасно говорить детям)    109

3.2. Правильные слова для детей    111

3.3. Наказали – похвалили (практическое задание)    112

3.4. Сколько раз вы говорите «Нет» детям (упражнение – практическое задание)    113

3.5. Сколько раз в день вы хвалите ребенка (упражнение практическое задание)     114

3.6. Я и мой ребенок (тест)    115

3.7. Какой я родитель? (тест)    117

3.8. Хорошо ли я разбираюсь в психологических особенностях девочек и мальчиков (тест)    119

4. Вместо заключения    123

Сказка для взрослых    123

Литература    125

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Надежда Киселёва
23 августа 2019 (09:30)
Ау-ау, родители!!! Всем, всем, всем! Купила эту оригинальнейшую книгу о воспитании ребенка, именно с помощью  наказания и поощрения! Мы так часто сталкивается с собственным бессилием…  Где, где найти эту тонкую грань, где нельзя перегибать палку, а где просто необходимо похвалить? Извлекла столько полезной информации для себя! Огромная благодарность автору за ценный материал и труд.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос