По дороге к азбуке "Лесные истории". Для самых маленьких. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей

Снято с продажи
Код 14495
Под редакцией Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В.
Издательство Баласс, 2013
ISBN 978-5-85939-518-7
Страниц 80
Штрихкод 9785859395187
Размеры (Ш x В x Т) 165 x 260 x 4 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 115 г
В методическое пособие включена программа работы по развитию речи с детьми 3-4 лет и описание занятий с использованием тетради "По дороге к Азбуке" для самых маленьких ("Лесные истории") авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой.
Пособие "По дороге к Азбуке" ("Лесные истории"), наглядный и раздаточный материал к нему и методические рекомендации для педагогов - составная часть комплекта пособий по организации познавательной деятельности дошкольников в рамках Комплексной программы "Детский сад 2100".

Подробное описание

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной речевой активности. Не случайно на протяжении третьего года увеличивается объем словаря, возрастает число высказываний. В этой связи воспитателям следует не только поощрять инициативу ребенка вступить в речевое общение, но и серьезно относиться ко всем его высказываниям и к качеству этих высказываний.

Дети проявляют готовность к работе с предметными и сюжетными картинками. Они с удовольствием принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи, понимают жизненно близкий сюжет. Картинки позволяют расширить словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепить полученные знания и реализовать их в собственном речевом опыте.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому дети часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Тем самым ребенок убеждается, что взрослый правильно понял его речевое сообщение, а также уточняет, насколько грамотно оно составлено. Таким образом у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Детей третьего года жизни нужно побуждать использовать в своих высказываниях глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные, служебные слова (предлоги, союзы, частицы). При отсутствии целенаправленного руководства дети могут вернуться к более простым оборотам речи или даже жестам, мимике, характерным для более раннего периода детства, Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает детей употреблять имена существительные в разных падежных формах, в единственном и множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Взрослый также способствует развитию у детей связной речи, умению в нескольких предложениях выразить свои впечатления. Очень важно при этом продемонстрировать эмоциональный отклик на рассказ ребенка (например, о посещении цирка, прогулке в парке, посещении гостей, о новой игрушке и т.д.). Поддерживая у детей желание говорить, взрослый задает наводящие вопросы, просит повторить заинтересовавшие его фрагменты в повествовании ребенка.

Взрослый учит детей общаться и друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к товарищу. Он помогает детям договориться, давая образец речевого общения, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу. Таким образом взрослый формирует культуру речевого общения ребенка. В результате на третьем году жизни интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функции сравнения, обобщения.

Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия: одни дети начинают говорить рано, четко произносят слова; другие, хорошо понимая речь, говорят мало, сильно искажая слова. Особого внимания требуют дети, которые говорят невнятно, не умеют строить связный рассказ, предпочитают молчать. В общении с ними полезно вспоминать знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждая ребенка высказаться, то есть сформировать у него потребность в общении. Постепенно в процессе индивидуальной и групповой работы различия в уровне речевого развития детей начинают сглаживаться, что подтверждает необходимость сочетания разных форм речевого общения в условиях детского сада и в семье.

Особое внимание следует уделить развитию артикуляции. У детей данного возраста звукопроизношение часто бывает нарушено, так как в большинстве случаев артикуляционный аппарат ребенка не приобрел гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков. Для этого нужна артикуляционная гимнастика. Она представляет собой комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат ребенка к правильному звукопроизношению. Артикуляционную гимнастику полезно сочетать с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представления о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах. Начиная с трех лет у детей закладываются основы фонетико-фонематического аспекта речи.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления затруднено.

Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность головного мозга, центральную нервную систему, психику детей. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше трудностей ребенок будет испытывать, когда будет учиться писать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев в сочетании с направляющей работой по развитию речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта. Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности собственного тела. Соединение «слово - палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитию тактильной чувствительности.

У детей трех лет уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив значение слова, обозначающего признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный - горячий - теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый). Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.

Содержание

Особенности развития речи дошкольников 3—4 лет    3

Занятия по развитию речи с детьми 3—4 лет    8

Занятие 1. История о том, как Ёжик и Лисенок попали в лес    8

Занятие 2. Ёжик и Лисенок осваиваются в лесу    10

Занятие 3. Знакомство с лесными жителями    12

Занятие 4. История про аистенка    15

Занятие 5. История о том, как летала улитка    17

Занятие 6. Про запасливую сороку    19

Занятие 7. Спасение мышонка    22

Занятие 8. Про невоспитанную рысь    24

Занятие 9. Сообразительный муравей    26

Занятие 10. Спасение коровы    28

Занятие 11. Про любопытную норку    30

Занятие 12. Про паука и птенчика    32

Занятие 13. Про белку и бобра    34

Занятие 14. Про опасного и умного филина    37

Занятие 15. Про волчонка, который заблудился    39

Занятие 16. Стрекоза - лесной вертолетик    41

Занятие 17. Встреча Лисенка с дятлом    43

Занятие 18. Лосенок ищет папу    45

Занятие 19. Ку-ку, кукушка!    48

Занятие 20. Визит диких гусей    50

Занятие 21. Про хозяйственного хомяка    52

Занятие 22. Про заботливого зайчика и капризную чайку    54

Занятие 23. Про торопливую ящерицу и колючки    56

Занятие 24. Концерт суслика    59

Занятие 25. В поисках меда для пчелы    61

Занятие 26. Как цапля спасла непослушного Лисенка    63

Занятие 27. История про ужа...    66

Занятие 28. Про толстого жука    68

Занятие 29. Про воробья, который не умел чирикать    70

Занятие 30. О том, как щука стала доброй    73

Занятие 31. История о вороне и шоколадном яйце    75

Занятие 32. Встреча игрушек со своими хозяевами    77

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.