Освоение дошкольниками трудовой деятельности: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6102
Авторы-составители Баландина Е. А., Истомина И.Г., Загорская Е.В.
Издательство Учитель, 2020
Серия Методический портфель ДОО
ISBN 978-5-7057-3625-6, 978-5-7057-4889-1
Страниц 95
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705736256, 9785705748891
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 67 г
В пособии представлен теоретический и практический материал, позволяющий полноценно организовать процесс освоения содержания трудовой деятельности детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО на базе дошкольных организаций любого типа. Предложены формы работы, конспекты,
раскрывающие особенности организации совместной и самостоятельной трудовой деятельности детей в детском саду, способствующие целенаправленному формированию нравственно-волевых качеств личности через освоение основных видов трудовой деятельности дошкольников.
Предназначено руководителям, заместителям заведующего по УВР и УМР;
рекомендовано всем педагогам и специалистам ДОО, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Труд – основа жизнедеятельности человека, определяющая способ его существования. Е. И. Радина в свое время писала: «Естественность, жизненная целесообразность труда – это одно из важнейших условий успешной организации совместного труда детей и взрослых. С одной стороны, труд позволяет ребенку проявить все сущностные характеристики человека, все его природные задатки и социальные силы, с другой – развивает эти силы до высот творческой активности».

Трудовое воспитание дошкольника является важной частью его общего развития. Особенно актуальной становится проблема формирования нравственно-волевых качеств личности средствами трудовой деятельности в современных условиях развития общества. С одной стороны, за последние годы система российского образования набрала достаточный опыт обучения, воспитания и развития дошкольников, с другой – заметно упустила значимость момента труда в жизни человека. Труд перестал быть областью профессионального интереса педагогов. Тем временем трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит особая роль во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослым, оказывает положительное влияние на развитие волевых черт характера.

ФГОС ДО выдвигает конкретные требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования, что должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, среди которых трудовая деятельность является одной из приоритетных в силу того, что приобретение умения трудиться каждым ребенком позволит ему быть успешным в освоении содержания всех областей. Конкретно в ФГОС ДО сформулированы векторы трудового воспитания дошкольников в таком направлении развития и образования детей, как «Социально-коммуникативное развитие», «направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к современной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Задача педагогов – помочь дошкольнику достигнуть всех планируемых результатов в соответствии с ФГОС ДО, а именно целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в том числе и таких: «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам».

Методически грамотно организованный труд детей в дошкольной организации позволяет сформировать нравственно-волевые качества, обеспечивающие успешность дальнейшей жизни ребенка:

– воспитывает трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости;

– развивает готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты которой будут полезны самому ребенку и окружающим его близким;

– формирует у ребенка к школьному возрасту устойчивую привычку к труду, что является неотъемлемым элементом школьной готовности.

Таким образом, труд определяется как целесообразная деятельность детей, процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека, происходит нравственно-волевое становление личности, социализация; трудовое воспитание дошкольников представляется как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями ФГОС ДО содержание данного пособия строится на основе системного подхода.

Предложены материалы, обобщающие опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 162» города Барнаула.

Содержание

Введение    3

Теория содержания и организации освоения трудовой деятельности    6

Основные положения освоения трудовой деятельности    6

Программное содержание освоения трудовой деятельности    9

Условия успешного освоения детьми трудовой деятельности    23

Опыт практического освоения трудовой деятельности    25

Совместная организованная трудовая деятельность    25

Конспекты совместной организованной деятельности детей с воспитателем    32

О. Н. Бердышева

Спасибо всем, кто хлеб растит!    32

О. Д. Киргизова, Л. Н. Ларионова

Наши пернатые друзья    36

И. Г. Ручина, Т. М. Чуйкова

Цветик-семицветик (модель формирования навыков само-
обслуживания)    40

Как Петя познакомился с Машей    46

Сажаем репку    48

Совместная организованная деятельность по ознакомлению
детей с профессиями взрослых    50

Работа с педагогами    63

Программа работы творческого клуба    63

Календарно-тематическое планирование кружковой работы    71

Критерии оценки трудовых навыков ребенка    83

Каталог дидактических игр    87

Литература    93

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос