В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Биология. 8-9 классы: поурочные планы по линии учебников Н. И. Сонина. Программа для установки через Интернет

  • Биология. 8-9 классы: поурочные планы по линии учебников Н. И. Сонина. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
81 руб.
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-429.2
Авторы-составители: Гуменюк М. М., Козачек Т. В.
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 24 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Диск
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Биология. 8-9 классы: поурочные планы по линии учебников Н. И. Сонина" серии "Поурочное планирование" создано в помощь учителям биологии общеобразовательных учреждений.
В пособии представлено подробное планирование уроков биологии в 8-9 классах, составленное в соответствии с материалами учебников:
1. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. - М. : Дрофа, 2012.
2. Биология. Общие закономерности. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012.
На диске представлены различные типы организации уроков, которые предусматривают разные виды и формы деятельности: самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой, групповые самостоятельные работы и др.
Разноуровневые задания, содержащиеся в поурочных планах, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на развитие умения ориентироваться в структуре текста учебника, формулировать понятия и термины, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Урок 1. Место человека в системе органического мира

Урок 1
место человека в системе
органического мира

Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель знакомит учащихся с требованиями, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:

1) на каждом уроке иметь учебник Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;

2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;

3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу;

4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за которые была получена оценка «2».

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на с. 58.

2. Беседа по прочитанному тексту.

Вопросы:

1) Человек часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?

(Империя Клеточные; Надцарство Ядерные; Царство Животные; Подцарство Многоклеточные животные; Тип Хордовые; Подтип Позвоночные; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды; Род Человек; Вид Человек разумный.)

2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?

(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней первичная кишка. Во взрослом состоянии опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат лёгкие.)

3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?

(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; постоянная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)

4) Какими особенностями наделен человек как представитель отряда приматов?

(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)

5) Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?

(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение.)

Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенностях человека речь пойдет на следующем уроке.

IV. Закрепление полученных на уроке знаний.

Выполнение задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 11 учебника.

После прочтения материала учебника предлагается выбрать правильное утверждение: «Для млекопитающих основным характерным признаком является:

а) вскармливание потомства молоком;

б) рождение живых детенышей;

в) непостоянная температура тела;

г) наличие диафрагмы».

Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.

Ученик цитирует текст: «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание потомства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной преграды диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».

Урок 12. Роль гормонов в обменных процессах

Урок 12
роль гормонов в обменных процессах

Цели: уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция; характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактика. Формировать умения: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Железы внутренней секреции это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

Железы смешанной секреции это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.

Гормоны это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

2. Выполнение заданий 37, 38 в рабочей тетради.

Рассмотрите рисунок, подпишите его. Укажите, какие функции выполняют эти железы внутренней секреции.

1) Гипофиз вырабатывает гормоны роста и гормоны, влияющие на работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

2) Щитовидная железа вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ, уровень потребления организмом кислорода.

3) Надпочечники вырабатывают гормоны, регулирующие обмен углеводов и жиров; влияющие на содержание в организме калия и натрия; стимулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

4) Поджелудочная железа выделяет гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме.

5) Половые железы вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, способствующие формированию вторичных половых признаков.

III. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

1) Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?

(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)

2) С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?

(Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.)

(Записать в тетрадь.)

3) Как осуществляется гуморальная регуляция?

(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму.)

4) Какими свойствами наделены гормоны?

(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно.)

5) Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

(Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры.)

(Запись в тетрадь.)

IV. Заслушивание сообщений учащихся.

Учитель. Сегодня разговор пойдет о нарушениях нервно-гуморальной регуляции, их признаках и профилактике. Ваши товарищи подготовили ряд сообщений по данному вопросу.

Последовательность действий при заслушивании сообщений изложена в конспекте уроков 78.

Урок 13. Зачетный урок

Урок 13
зачетный урок

Цели: закрепить знания учащихся о науках, изучающих организм человека; особенностях строения органов и систем, функционирования, расположения органов. Формировать умения: выполнять тестовые задания первого уровня сложности.

Оборудование: бланки с тестовыми заданиями по темам: «Организм человека и его строение», «Эндокринная система и ее функции».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня вам предстоит проверить свои знания по двум изученным темам: «Общий обзор организма человека» и «Гуморальная регуляция», а также умения работать с тестовыми заданиями первого уровня сложности.

Работать вы будете с индивидуальными бланками тестовых заданий. (Учитель каждому раздает бланки с тестовыми заданиями.) На бланках даны вопросы (по I теме 20 вопросов в каждом из двух вариантов, по II теме 15 вопросов в каждом из двух вариантов) и по три варианта ответов на каждый из вопросов.

Последовательность действий учащихся:

1) Записываете номер и название темы.

Например. Тема I «Организм человека и его строение».

2) Записываете номер варианта.

Например. I вариант.

3) Записываете номер вопроса. Внимательно читаете содержание вопроса и три варианта ответов к нему. Выбираете правильный ответ и делаете запись следующего содержания: 11 или 23, что означает: первая цифра номер вопроса, а вторая, через тире, номер верного ответа.

Примечание. К конспекту прилагаются возможные тестовые задания.

III. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями.

Тестовые задания.

Тема «Общий обзор организма человека»

Вариант I

1. Клетка мышечной ткани это:

1) миоцит;

2) остеоцит;

3) нейрон.

2. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем, это:

1) физиология;

2) анатомия;

3) гигиена.

3. Нервная ткань в организме выполняет функции:

1) регуляции процессов жизнедеятельности;

2) передвижения веществ в организме;

3) защиты от механических воздействий.

4. В грудной полости человека расположены:

1) желудок;

2) почки;

3) пищевод.

5. Число аксонов в нервной клетке может быть:

1) 2;

2) 1;

3) много.

6. Учение о тканях это наука:

1) гистология;

2) цитология;

3) эмбриология.

7. Группы клеток и неклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением, это:

1) орган;

2) система органов;

3) ткань.

8. Основным неорганическим веществом костной ткани являются соли:

1) калия;

2) магния;

3) кальция.

Урок 14. Строение и значение нервной системы

Урок 14
строение и значение нервной системы

Цели: усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: схема строения нервной системы; «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Биологический диктант.

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям:

I вариант: II вариант:

рудименты; атавизм;

раса; расизм;

ткань; орган;

железы внутренней гормоны.

секреции.

1) Рудименты органы человека, со временем утратившие свое значение, хотя и сохранившиеся полностью или частично.

2) Атавизмы появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

3) Раса это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями.

4) Расизм антинаучная теория, утверждающая существование высших и низших рас, оправдывающая господство одних народов над другими.

5) Ткань группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

6) Орган часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

7) Железы внутренней секреции железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

8) Гормоны это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на с. 5459.

2. Беседа по прочитанному материалу.

Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека (мышления, речи, сложных форм социального поведения.)

(Учащиеся делают запись в тетрадь.)

Как можно подразделить нервную систему по топографическому признаку?

(По топографическому признаку нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система = головной мозг + спиной мозг. Периферическая нервная система = нервы + нервные узлы + нервные окончания.)

Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

(По функциональному признаку нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).)

Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

(Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, скелетных мышц и стимулирует сердечную деятельность. Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы.)

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в тетради схему.

Урок 15. Спинной мозг

Урок 15
спинной мозг

Цели: определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Оборудование: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Нейрон нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы.

Нервный импульс волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м/с.

Синапс особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом.

Рефлекс ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа.

2. Задание 42 в рабочей тетради.

На рисунке изображены следующие типы нервной системы:

1 трубчатая нервная система;

2 и 3 сетчатая, или диффузная нервная система;

4 узловая, или ганглионарная нервная система.

3. Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.

Примерное содержание сообщений.

Сообщение 1

И. М. Сеченов отец русской физиологии

Весьма успешное развитие физиологии в России началось в 60-х годах XIX столетия. В эти годы активизировалась деятельность ряда выдающихся русских ученых, в том числе Ивана Михайловича Сеченова, явившегося, по выражению Ивана Петровича Павлова, «отцом русской физиологии». Такую характеристику И. М. Сеченов заслужил тем, что он первый из русских физиологов обогатил науку фактами и концепциями фундаментального значения, получившими признание в мировой научной литературе, и создал первую в России научную школу в области физиологии. 45 лет продолжалась плодотворная научная деятельность И. М. Сеченова. Им опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических трудов, в том числе несколько книг.

Открытие торможения в центральной нервной системе произведено И. М. Сеченовым в 1862 году, и его статья «О механизмах в головном мозгу лягушки, угнетающих рефлексы спинного мозга» явилась началом новой главы физиологии.

Развивая свои научные теории, Иван Михайлович Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса», писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга».

Вопросы:

1) Когда в России началось успешное развитие физиологии?

2) Кого И. П. Павлов называл «отцом русской физиологии»?

3) В какой книге И. М. Сеченов утверждал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы?

Сообщение 2
И. П. Павлов великий физиолог

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал Иван Петрович Павлов.

Главная цель его работ выяснение нервной регуляции органов, логическим завершением которой было изучение функций коры большого мозга, а главным открытием ученого стали условные рефлексы.

Методом условных рефлексов, точно ключом, открывались скрытые от человека высшие тайны мозга.

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры. В коре может возникнуть мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга.

Павловское учение позволяет правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru