В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Биология. 9-11 классы: поурочные планы по линии учебников под редакцией В. В. Пасечника. Программа для установки через Интернет

  • Биология. 9-11 классы: поурочные планы по линии учебников под редакцией В. В. Пасечника. Программа для установки через Интернет — интернет-магазин УчМаг
-10%
81 руб.
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-339.3
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 25 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Диск
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Биология. 9-11 классы: поурочные планы по линии учебников под редакцией В. В. Пасечника" серии "Поурочное планирование" предлагает примерное поурочное планирование, составленное опытными учителями в соответствии с учебниками:
1. Каменский, А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2011.
2. Каменский, А. А. Биология. Общая биология. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2011.
В разработках уроков используются различные формы и виды деятельности учителя и учащихся. Основной учебный материал сопровождается различными схемами, таблицами и заданиями для организации контроля, интересными и занимательными дополнительными сведениями, позволяющими в комплексе углубить и систематизировать знания учащихся по курсу биологии.
Электронное пособие предназначено учителям биологии, экологии образовательных учреждений, может быть полезно слушателям института повышения квалификации работников образования, студентам педагогических учебных заведений.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Урок 11. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Урок 11
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛЕТКАХ.
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА

Задачи: дать учащимся общие сведения о клетках, рассмотреть строение клеточной мембраны и ее значение в жизни клетки; познакомить с явлениями пиноцитоза и фагоцитоза.

Элементы содержания: цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение мембраны».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Биологический диктант (ответы записываются на карточках).

1) Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)

2) Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию. (Т. Шванн.)

3) Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)

4) «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений ___________ теории. (Клеточной.)

5) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о ________ . (Единстве органического мира.)

6) Изучением строения и функций клетки занимается наука ________. (Цитология.)

7) Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как ____________. (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)

III. Изучение нового материала.

Клетки различаются по своей структуре, форме и функциям. Среди них есть свободноживущие клетки, которые ведут себя как самостоятельные организмы: добывают пищу, размножаются, передвигаются в окружающей среде. У многоклеточных организмов клетки являются составными элементами, из которых образованы ткани и органы. Разные клетки в организме выполняют различные функции. Клетки одного типа, сходные по строению, объединенные межклеточным веществом и предназначенные для выполнения определенных (специализированных) функций в организме, образуют ткани.

Несмотря на большое разнообразие форм, клетки разных типов обладают сходством в главных структурных и функциональных особенностях. При этом процессы жизнедеятельности (дыхание, биосинтез, обмен веществ) идут в клетках независимо от того, являются ли они одноклеточными организмами или составными частями многоклеточного организма.

Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение. Содержимое клетки, а также многих внутриклеточных структур ограничивают биологические мембраны.

Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана

Функции мембраны:

1. Отделяет содержимое клетки от внешней среды.

2. Защищает содержимое клетки.

3. Поддерживает форму клетки (органоидов).

4. Осуществляет взаимодействие клетки с внешней средой и с соседними клетками.

5. Избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена.

Строение клеточной мембраны

Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, – белки и сложные липиды, которые обеспечивают избирательное проникновение веществ из внешней во внутреннюю среду и обратно.

Запомните: у клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток клеточной стенки нет.

Под мембраной находятся две важнейшие части клетки – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.

Цитоплазмавнутреннее полувязкое содержимое клетки.

Состав цитоплазмы:

– все виды органических и неорганических веществ,

– нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества,

– органоиды клетки.

Урок 32. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

Урок 32
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ:
МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Задачи: рассмотреть явление изменчивости как свойство живых организмов, типы изменчивости, виды наследственной изменчивости и ее закономерности.

Элементы содержания: генные, хромосомные и геномные мутации, полиплоидия, мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутагенные вещества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Наследственная изменчивость».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. Что такое изменчивость?

2. Какие виды изменчивости вы знаете?

3. Что такое модификационная изменчивость?

4. Что такое норма реакции?

5. Какие основные характеристики модификационной изменчивости вы знаете?

III. Изучение нового материала.

Окружающая среда непрерывно воздействует на организм, изменяя, ослабляя или усиливая проявление его наследственных признаков. Однако потомство наследует лишь генетический материал, сосредоточенный в хромосомах, то есть не признаки и свойства, а гены, которые контролируют эти признаки и свойства.

При ненаследственной (модификационной, фенотипической) изменчивости под действием факторов среды изменения затрагивают фенотип и не касаются генотипа.

При наследственной (генотипической) изменчивости возникают новые генотипы, что приводит, как правило, к изменению фенотипа (мутации, рекомбинации – мутационная, комбинативная изменчивость).

Комбинативная изменчивость состоит в том, что при слиянии двух отличающихся друг от друга гамет образуются новые комбинации генов, которых не было у исходных родителей, что приводит к появлению новых признаков.

Мутации это изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 г. голландским ученым Гуго де Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений.

Мутационная изменчивость – это вновь возникающие изменения в наследственных структурах клетки под воздействием факторов внешней или внутренней среды.

ТИПЫ МУТАЦИЙ

1. Генные (точечные) мутации (изменения в генах).

1) Изменение расположения нуклеотидов в ДНК.

2) Выпадение или внедрение одного или нескольких нуклеотидов.

3) Замена одного нуклеотида другим.

2. Хромосомные мутации (перестройка хромосом).

1) Удвоение участка хромосомы (дупликация).

2) Потеря участка хромосомы (делеция).

3) Перемещение участка одной хромосомы на другую,

не гомологичную ей хромосому.

4) Поворот участка ДНК (инверсия).

3. Геномные мутации (ведут к изменению числа хромосом).

1) Утеря или появление новых хромосом в результате нарушения

процесса мейоза.

2) Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом.

Классификация мутаций

Урок 39. Состав и структура сообщества

Урок 39
СОСТАВ И СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА

Задачи: познакомить учащихся с морфологической, пространственной и трофической структурой сообщества; выявить причины видового разнообразия, научить составлять пищевые цепи и сети питания.

Элементы содержания: видовое разнообразие, видовой состав, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, ярусность, виды-средообразователи, пищевая сеть, пищевая цепь, жизненные формы, трофический уровень.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы, отражающие состав и структуру сообщества; таблицы «Пищевая сеть», «Ярусность в лесу».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. Что такое биоценоз? Приведите примеры.

2. Что такое биогеоценоз? Приведите примеры.

3. Что такое экосистема? Приведите примеры.

III. Изучение нового материала.

1. Видовое разнообразие.

Все биоценозы характеризуются определенным видовым разнообразием.

Видовое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз. Число видов в одной пробе, взятой с определенной площади, называется видовым богатством, характеризующим качественный состав биоценоза. В большинстве сообществ преобладают немногие виды – доминанты по численности и биомассе. Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система.

Факторы, влияющие на видовое разнообразие

1. Географическое положение (с севера на юг (в сев. пол.) число видов в сообществе возрастает).

2. Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов).

3. Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем большее количество видов составляют его).

4. Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу).

5. Наличие видов-средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой).

2. Морфологическая структура сообщества.

Морфологическая структура сообщества – это набор определенных жизненных форм и их соотношение.

Жизненные формы растений

1. Деревья.

2. Кустарники.

3. Полукустарники.

4. Кустарнички.

5. Полукустарнички.

6. Травы (мезофиты, ксерофиты, гидрофиты, галофиты и пр.).

Жизненные формы водных животных

1. Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды.

2. Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному свободному перемещению.

3. Бентос – организмы (сидячие или имеют плоскую форму) обитающие на дне водоема.

Жизненные формы животных суши
(по способу передвижения)

1. Прыгающие (сильно развиты задние ноги).

2. Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).

3. Плавающие (есть перепонки между пальцами и другие приспособления).

4. Летающие.

5. Ползающие (конечности редуцированы).

6. Лазающие (цепкие конечности) и пр.

3. Пространственная структура сообщества.

Различные жизненные формы организмов определенным образом пространственно обособлены друг от друга.

Урок 46. Развитие эволюционных идей. Учение об эволюции Ч. Дарвина

Урок 46
РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННых идей.
УЧЕНИе об эволюции Ч. ДАРВИНА

Задачи: познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей; рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с работами Ж.-Б. Ламарка; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, таблицы, демонстрирующие многообразие органического мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся

Письменная проверочная работа по теме
«Биосферный уровень»

Вопросы.

Вариант I

1. Водная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Механическое воздействие организмов на среду обитания.

3. Биогеохимический цикл углерода.

Вариант II

1. Наземно-воздушная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Физико-химическое воздействие организмов на среду обитания.

3. Биогеохимический цикл азота.

Вариант III

1. Почвенная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Описать, какие вещества используют организмы в процессе жизнедеятельности.

3. Биогеохимический цикл фосфора.

III. Изучение нового материала.

Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде «Философия зоологии» (1809) французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829).

Основные положения теории Ламарка:

– организмы изменчивы;

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– происходит постепенное изменение органов, совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градаций), заложенное Творцом.

Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

Изучая растительный и животный мир, Ламарк обратил внимание на существование в природе переходных форм между видами и на этом основании сделал вывод об изменяемости видов. Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, то есть исторического развития природы. Ламарк создал классификацию животного мира, подметил основное направление эволюционного процесса – постепенное усложнение организации от низших форм к высшим. Эти усложнения он назвал градациями. Под градациями Ламарк понимал последовательные ступени усложнения организации от простейших до млекопитающих.

Основные причины эволюции (по Ламарку):

1) внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;

2) способность организмов целесообразно реагировать на изменение условий существования.

Таким образом, Ламарк объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизм эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию – ненаучным.

Великий английский ученый Чарльз Дарвин (1809–1882) разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.

Возникновение эволюционной теории Дарвина имело следующие социально-экономические (общественно-политические) и научные предпосылки:

1. Социально-экономические предпосылки: развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов, развитие колоний, бурное развитие селекции, выведение новых сортов растений и видов животных, проведение многочисленных научных экспедиции.

Урок 47. Изменчивость организмов

Урок 47
ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

Задачи: познакомить учащихся с основными формами изменчивости, раскрыть роль наследственной изменчивости в эволюционном процессе; рассмотреть понятие «генофонд популяции» и основные причины его изменчивости.

Элементы содержания: изменчивость, наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, таблицы, демонстрирующие многообразие органического мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. Что изучают эволюционные теории?

2. Изложите основные положения эволюционного учения Ж.-Б. Ламарка, дайте его оценку.

3. В чем заключаются основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?

III. Изучение нового материала.

В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции – борьба за существование и естественный отбор. При создании эволюционной теории Ч. Дарвин, многократно обращаясь к результатам селекционной практики, показал, что в основе многообразия сортов и пород лежит изменчивость. Изменчивость обусловливает многообразие особей в пределах сорта, породы.

Изменчивость свойство организмов приобретать в течение жизни новые признаки, отличающие их от других организмов.

Ч. Дарвин считал, что причинами изменчивости являются воздействия на организмы факторов внешней среды, а также природа самих организмов, так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды. Дарвин выделил три вида изменчивости: ненаследственную (определенную), наследственную (неопределенную) и соотносительную.

Ненаследственная (определенная), или групповая изменчивость – изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породы и изменяющего их признаки в определенном направлении. Эта изменчивость ненаследственна, то есть у потомков измененной группы при других условиях приобретенные родителями признаки не развиваются.

Наследственная (неопределенная), или индивидуальная изменчивость проявляется специфично у каждой особи, то есть единична, индивидуальна по своему характеру. С ней связаны отличия между особями одного и того же сорта или породы, находящимися в сходных условиях. Неопределенная изменчивость имеет наследственный характер, то есть устойчиво передается потомству и является основой эволюционного процесса.

При соотносительной изменчивости изменение в каком-либо одном органе является причиной изменений в других органах. Например, у собак с плохо развитым шерстным покровом обычно недоразвиты зубы, у голубей с оперенными ногами имеются перепонки между пальцами.

Ч. Дарвин считал, что для эволюционного процесса важны лишь наследуемые изменения, так как только они могут накапливаться из поколения в поколение. Изменчивость – необходимая предпосылка искусственного отбора, но она сама по себе не определяет образование новых пород и сортов.

Наследственная изменчивость постоянно поддерживается проявлением мутаций и рекомбинацией генов во время образования зигот.

Генотип – набор генов одного организма, определяющий особенности его развития.

Фенотип – набор внешних признаков организма, которые образуются при взаимодействии генотипа с факторами внешней среды.

Понятия генотипа и фенотипа используются для характеристики отдельного организма. Если речь идет о популяции, то используется такое понятие, как генофонд.

Генофонд популяции – сумма всех генотипов, которые есть в популяции (показатель генетического состояния всей популяции).

Генофонд популяции постоянно меняется под влиянием разных факторов.

Причины изменчивости генофонда:

1) изменчивость генотипов;

2) действие естественного отбора;

3) изоляция;

4) накопление мутаций;

5) изменение местообитания (история развития вида).

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru