Русский язык. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
74 руб.
-10%
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-144.5
Авторы-составители Карасева И. В., Колчанова С. С.
Издательство Учитель, 2022
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Русский язык. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др." серии "Поурочное планирование" содержит конспекты уроков по русскому языку, составленные опытными учителями-предметниками в соответствии с учебниками:
1. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011;
2. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011.
На диске представлено тематическое планирование, в соответствии с которым предлагаются планы-конспекты уроков. Каждый урок направлен на достижение определенной цели в процессе овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по следующим направлениям: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.
Предлагаемые разработки уроков помогут начинающим учителям-словесникам найти свой подход к проведению урока, выбрать оптимальные формы работы. Пособие будет полезно опытным преподавателям русского языка, а также студентам педагогических учебных заведений.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Язык и человек

Урок 1.
ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК

Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

Ход урока

I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

II. Работа над упражнениями 1, 2.

III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

1. Без языка и колокол нем.

2. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Хорошую речь хорошо и слушать.

4. В чужой беседе всяк ума купит.

5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!

IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

Н. М. Карамзин

… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.

А. И. Герцен

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

А. И. Куприн

V. Сообщение учителя.

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

Домашнее задание: упражнение 3.


Урок 2. Общение устное и письменное

Урок 2.
ОБЩЕНИЕ УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ

Цель: познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Беседа по теме урока.

– Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание тусл считать словом? Почему?

(Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определенной последовательности, только при таком условии сочетания будут обладать смыслом, значением, т.е. при помощи звуков (на письме букв) выражать определенные понятия. Вот почему стул – слово, а тусл – бессмысленное сочетание звуков.)

По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковой состав (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Есть другое определение слова: слово – это речь, язык.

Вот что сказал о речи Л. Н. Толстой: «Речь делает возможным для людей … знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности».

III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Промычала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Непонятны человечьи.

И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Понимаем человечьи.

Я в ответ сказать могу:

«Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

– Что это за слова: му, гав, бя, ги – ги – ги?

– К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

IV. Работа над упражнениями 4, 5.

Домашнее задание: упражнение 6.


Урок 2. Орфограмма

Урок 2.
ОРФОГРАММА

Цели: вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова?

– Что значит «однокоренные слова»?

– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры.

Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.

Работу можно провести устно или письменно.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. К заданным схемам подберите слова.

В о п р о с. К какой из заданных схем невозможно подобрать слово? Почему?

IV. Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова встречаются орфограммы?

Побег, придорожный, камыш, речка, убыль.

V. Знакомство с теоретическими сведениями (с. 13, упр. 23, 24; с. 14, упр. 25, 26).

VI. Определение орфограмм в корне.

Текст записан на доске.

· Задание. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше!

Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинами отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота!

Домашнее задание: упражнение 27, § 7, материал прочитать.


Урок 5. Правописание непроверяемых безударных гласных

Урок 5.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Цель: сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание, вестибюль, облако, яблоко.

Пара́д – паро́готовлю (лат.).

Солда́т – со́льдо монета (итал.) – жалованье’.

гига́нт – ги́гас – гигант (греч.).

грома́дный – гра́нд очень большой (франц.).

С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения.

III. Контрольный словарный диктант.

Графически выделить знакомую орфограмму.

Долина, удивительный, объединение, удалиться, дивиться, паспорта́, новинка, зеленый, за́водь, столбы, шкафы, печенье, белеет, одинокий, розарий, Василий, Петруша.

VI. Запись на доске.

Вполголоса

Два цветка, два гладиолуса

Разговор ведут вполголоса.

По утрам они беседуют

Про цветочные дела…

Но подслушивать не следует,

Я тихонько отошла,

Чтоб не знать, о чем вполголоса

Говорят два гладиолуса.

А. Барто

· Задание. Выразительно прочитайте, выпишите слова, в которых встречается орфограмма № 1, графически выделите ее. Назовите способы проверки безударной гласной в корне слова.

В о п р о с: есть ли в тексте слова, где безударную гласную ударением проверить нельзя? (гладиолус, беседуют.)

V. Чтение орфограммы № 2, с. 17.

Выполнение упражнений 36, 37 (учитель напомнит, как правильно пользоваться орфографическим словарем).

VI. Объяснительный диктант.

Осень на реке

Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.

В. Бианки

Домашнее задание: выучить орфограмму № 2, упражнение 38.


Урок 6. Правописание проверяемых согласных в корне слова

Урок 6.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА

Цели: повторить правило правописания звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомить с графическим обозначением орфограммы № 3.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Блесну́ть, сверка́ть, вести́, (ведет), везти́ (везет), вокза́л, рюкза́к, ше́ствовать, ше́фствовать (шефы), спортсме́н, отсю́да, баскетбо́л.

III. Выполнение упражнения 39, чтение теоретического материала в учебнике, упражнение 40, орфограмма № 3.

IV. Орфографический разбор.

· Задание. Укажите слова, в написании которых действуют орфограммы № 2, № 3.

Рябина, колосья, гибкий, лавка, жидкий, капуста, урожай, подушка, сарафан, алмазы, молоко, рог, игрушка, повязка, сапожки, запах, морковь, полоса.

С любыми двумя словами составьте предложения.

V. Выполнение упражнения 41, проверка.

– Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных вы знаете?

VI. Работа у доски.

Выбери нужную букву, прокомментируй свой выбор.

VII. Индивидуальная работа учащихся у доски.

1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото, жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.

2. Серое небо, ни_кие, т жёлые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.

Домашнее задание: упражнение 42, орфограмма № 3.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос