Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-220.3
Авторы-составители Блинова И. В., Смирнова И. Г.
Издательство Учитель, 2020
Серия Поурочное планирование для начальной школы
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова" серии "Поурочное планирование для начальной школы" предлагает примерное поурочное планирование, составленное опытными учителями в соответствии с учебниками:
1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение : учебник для 3 класса : в 2 ч. - 5-е изд. - Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2011.
2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение : учебник для 4 класса : в 2 ч. - 5-е изд. - Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2011.
В данном электронном пособии учитель сможет найти все, что необходимо ему для подготовки к урокам литературного чтения: подробные разработки, методические рекомендации и советы, загадки, стихотворения, викторины, варианты контрольных работ.
В разработках уроков заметное место отводится различным формам самостоятельной работы учащихся над текстами. Принципиальное значение придается творческому развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приемами работы с произведениями литературы.
Пособие предназначается учителям начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

Примеры документов

Урок 1. Знакомство с учебником. Вводный урок

Урок 1

знакомство с учебником. вводный урок

Цели: познакомить учащихся с учебником, его содержанием; напомнить о важности чтения в жизни каждого человека; вызвать интерес к литературному чтению; расширять читательский кругозор учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть I» (автор Н. А. Чуракова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на работу.

II. Подготовка к восприятию.

Учитель читает загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

– За лето вы все, ребята, заметно повзрослели. Теперь вы – третьеклассники.

– Скажите, какие книги из тех, которые вы читали на летних каникулах, вам особенно понравились? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

…Книга!

Ты учишь правдивым

И доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить,

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу!

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

– Возьмите, пожалуйста, в руки наш учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть I». Учебник в двух частях, и каждая часть по-своему интересна. Начнём мы работать с первой частью.

– Надеюсь, вы не забыли, как надо обращаться с книгой? (Брать книгу чистыми руками; не перегибать её – от этого выпадают страницы; не класть в книгу карандаш и другие предметы – от этого рвётся переплёт; не загибать страницы, пользоваться закладкой; не читать книгу во время еды; чтобы книга дольше служила – обернуть её.)

2. Рассматривание учебника.

– Рассмотрите внимательно обложку учебника.

– Что заметили? Поделитесь своими мыслями.

– Кто автор учебника? (Н. А. Чуракова.)

– Рассмотрите форзац и нахзац учебника. Догадайтесь, что здесь представлено.

– Просмотрите содержание первой части учебника.

– Заглянем в «Картинную галерею». Галерея содержит цветные репродукции картин известных русских и европейских художников.

3. Чтение по цепочке.

– Давайте прочитаем текст по цепочке.

– Много интересных открытий в мире литературы нас ждёт впереди. Верными помощниками будут члены Международного Совета Консультантов: Баба Яга, Кентавр Хирон, Кот Учёный, Шалтай-Болтай. Познакомимся с ними. Откроем страницу 6.

Дети читают характеристику каждого консультанта.

– Все четыре консультанта «работают» в конце учебника в разделе «Совет Консультантов», и каждый отвечает за какую-то область знаний: от древнейших представлений до приёмов формотворчества – с. 147.

– Чтобы стать членом этого Совета, надо хотя бы иногда быть самым внимательным читателем или настоящим исследователем и прислушиваться к словам автора учебника.

Учащиеся знакомятся с условными обозначениями, которые встречаются на страницах учебника (с. 6).

– А ещё в нашем учебнике в конце находится… «Музейное хранилище».

Учащиеся рассматривают репродукции картин художников.


Информация для учителя

При просмотре портрета Кота Учёного в «Картинной галерее» (Зал 1) художницы Татьяны Мавриной можно спросить детей, нравится ли им Кот. А также: «Какую сказку Кот готовится рассказать? (Сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях».)

IV. Итог урока.

– Что заинтересовало каждого из вас на уроке?

Домашнее задание.

Рассказать родителям об уроке, познакомить их с учебником; завести читательский дневник (форма: графы дневника – дата, автор книги, название книги, главные герои, краткое изложение прочитанного) и оформлять его творчески и интересно.


Урок 2. "Корни есть не только у дерева". Малые жанры фольклора и их связь с мифом

Урок 2

«корни есть не только у дерева».

малые жанры фольклора и их связь с мифом

Цели: выяснить, есть ли сегодня устное народное творчество и как связаны фольклор и литература; формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; показать связь малых жанров фольклора с мифом: загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: книжки-малышки «Загадки», «Дразнилки», «Заклички», «Считалки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся сообщают, как прошла встреча с учебником «Литературное чтение» в семейном кругу, делятся своими впечатлениями.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает текст загадки:

Из всех наук я для людей – духовный друг!

Проза, поэзия, песни,

Что, по-вашему, интересней?

(Литература.)

– Откройте, пожалуйста, содержание учебника.

– Прочитайте, сколько глав вмещает в себя учебник (часть первая).

– Как называется первая глава? («Корни есть не только у дерева».)

– Какие произведения входят в эту главу?

– Сегодня мы приступаем к изучению первой главы учебника. Какую страницу нам нужно открыть?

– Откройте учебник на странице 7.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение и анализ эпиграфа (с. 8).

– Догадайтесь, почему эта глава называется «Корни есть не только у дерева».

– А теперь прочитайте эпиграф на странице 8.

– Поделитесь своими мыслями.

– Древний период (памятники, наше наследие с древних времён: пирамиды и храмы, иконы и фрески, предметы мебели и утварь, оружие, древние тексты) хранит в себе множество тайн и загадок. Мы часто не понимаем назначения многих предметов, не понимаем, как люди в древности (не имея современных орудий труда) могли их изготовить. До сих пор недоумеваем, как же были построены пирамиды. Мы не понимаем смысла многих древних текстов и рисунков. Чтобы разгадать хотя бы некоторые из тайн, нам надо много-много знать и, главное, понимать.

– Вот сейчас мы и начнём это путешествие с целью разгадки хотя бы некоторых загадок, которые оставили нам древние народы.

2. Беседа по вопросам.

1) Вспомните, что такое устное народное творчество.

2) Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

3) Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?

4) Подумайте, есть ли сегодня устное народное творчество.

– Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на их поэтичность и выразительность.

Обратить внимание на выставку книг.

3. Чтение статьи автора учебника Н. А. Чураковой сопровождается комментарием учителя по ходу чтения (с. 8–11).

– В данной работе в разделе «Совет Консультантов» нам помогает консультант Баба Яга (с. 147).

V. Итог урока.

– Какие малые жанры фольклора вы сегодня узнали?

– Что больше всего понравилось и запомнилось?

Домашнее задание.

Рассмотрите внимательно картинку к первой главе. Попробуйте её расшифровать. Если что-то покажется для вас неясным, сходите за советом к Бабе Яге (с. 147–148, раздел «Совет Консультантов» в конце учебника), но сделайте это только после того, как подумаете самостоятельно.

Желаю вам творческих успехов!


Урок 3. Античный гимн "Природе". Отрывок из античного гимна "Пану"

Урок 3

античный гимн «природе».

отрывок из античного гимна «пану»

Цель: проследить, каковы особенности мифологического восприятия мира в античных гимнах богам (на реальных текстах).

Оборудование: репродукция картины М. Врубеля «Пан».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся расшифровывают картинку к первой главе учебника (с. 7). Обратиться к совету Бабы Яги в разделе «Совет Консультантов» (с. 147–148).

Информация для учителя

В центре картинки – Мировое дерево. Крона его уходит в небеса: там звёзды и по кромке кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель Верхнего мира. Корни дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей. Слева от Мирового дерева (левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна, русалка на ветвях как представитель Нижнего мира, зима. (Дети водят хоровод вокруг ёлки.) Справа – лето, солнце, на ветвях – человек, поливающий землю из бочки с целью приманить дождь в засуху. Под деревом – сохранившийся в деревнях до наших дней обряд поливать детей из лейки с целью приманивания дождя.

На картинке изображено представление о мире как о сосуществовании противоположностей: своей – чужой, лето – зима, солнце – луна, день – ночь, правое – левое.

В центральной части дерева изображено дупло-пещера, где сидит археолог: археолог – один из важнейших источников наших знаний об образе жизни древних народов. Рядом с ним – лопата и найденные им свиток и каменные таблички с древними письменами. Здесь же изображены книги: «Сказки», «Мифы», что является важнейшим источником сведений о жизни древних.

Наши обряды и обычаи – источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. И, наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчёта, являемся носителями древних представлений о мире. Это положение иллюстрирует хоровод, который дети водят вокруг новогодней ёлки.

III. Подготовка к восприятию.

– Откройте учебники на с. 11.

– Сегодня автор нашего учебника Н. А. Чуракова предлагает нам почитать избранные строчки древнегреческого гимна, обращённого к природе. Кстати, это реальный текст. Нашими помощниками будут Шалтай-Болтай (с. 156) и Кентавр Хирон (с. 149) в разделе «Совет Консультантов».

IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельное чтение текста гимна «Природе» учащимися (с. 11).

2. Выразительное чтение текста учителем.

После чтения проводится словарная работа (помощь Шалтая-Болтая и Кентавра Хирона).

– Подтвердите, обращаясь к тексту, что важнее Природы для древних людей не было ничего на земле. (Природа называется «всемать», «всеумелица», «кормчий», «самоотец», «всецарица», «мать и отец всему», «кормилица».)

3. Самостоятельное чтение текста гимна «Пану» учащимися (с. 12).

Помощь оказывает Кентавр Хирон (с. 149) в разделе «Совет Консультантов».

4. Выразительное чтение текста учащимися.

– Я надеюсь, что вы увидели сходство между Природой и Паном: к Пану применяются те же определения, что и к Природе («небо и море», земля «всецарица»). Пан – это одухотворённый образ Природы, одно из её олицетворений.

5. Работа с «Картинной галереей» (Зал 1, Михаил Врубель «Пан»).

– Рассмотрите, как Пана представлял себе художник Михаил Врубель.

– Кто такой Пан?

– Похож ли он на хозяина леса? Из чего это видно?

– Какие особенности его облика делают его родственным животному миру? (Рожки, копытца, поросшие густой шерстью ноги и грудь.)

– Какого возраста Пан? Почему вы так думаете? (Пан не стареет телом (это воплощённая мощь и сила леса), но вечность и мудрость леса художник подчёркивает, изображая Пана с лицом старика.)

– В какой позе сидит Пан? Ему так уютно?

– Что он делает?

– Вы представляете, как он передвигается по лесу? Объясните.

– Как вы считаете, зачем в руках у Пана изображена свирель? (Пан может имитировать любые лесные звуки, пение всякой птицы, он – голос и душа леса.)

V. Итог урока.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему «Каким я представляю себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?».


Урок 4. Тайны мира природы и способ жизни древнего человека

Урок 4

тайны мира природы

и способ жизни древнего человека

Цели: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся на тему «Каким я представляют себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?».

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– В древности люди поклонялись животным и растениям, считая их своими родственниками и даже прародителями. Они были уверены, что Часть всегда сохраняет силу Целого, например отдельная веточка и медвежья лапа сохраняют силу, присущую всему дереву и целому медведю.

Имя (или название) каждого зверя, растения и человека – это тоже их часть, а значит, обладает и душой, и силой.

– Сегодня мы будем работать с «Картинной галереей». Откройте в «Картинной галерее» Зал 1 и найдите картинку из Бестиария «Адам даёт имена животным». Для древнего человека дать имя – это священный обряд.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по картине «Адам даёт имена животным».

– Рассмотрите картину.

– Что скажете? (Звери, которые «только что» были сотворены Богом из земли, выстроились в очередь к Адаму, который даёт им имена. Силуэты животных лишь слегка подцвечены: окраску и все остальные качества они получат после того, как Адам произнесёт их имена, то есть обозначит тем самым, кто есть кто.)

– Понаблюдайте: есть ли среди животных хоть одно, которому уже дали имя? (Это белочка. Она уже ярко окрашена и повёрнута навстречу всем остальным животным.)

– Ребята, обратите внимание: в руках у Адама свиток – это листы Божественной Книги Жизни, в которой есть имена для всего, что сотворил Бог.

– Эта картинка «Адам даёт имена животным» из Бестиария.

– Что такое Бестиарий, нам поможет узнать консультант Баба Яга в разделе «Совет Консультантов» на с. 148.

Дети читают объяснение.

2. Работа с картинками, на которых изображены фантастические звери.

– А теперь найдите здесь же, в Зале 1, картинки с изображением фантастических зверей: гидры, онокентавра, мантикоры.

– Нашим консультантом будет Кентавр Хирон в разделе «Совет Консультантов» на с. 150.

– Рассмотрите эти картинки и прочитайте у Кентавра Хирона к ним объяснение.

Дети работают самостоятельно.

– Почему фантазия людей, живших в древности, так свободно соединяла в одном существе части, принадлежащие разным породам птиц и животных? (Древний человек не различал часть и целое: часть обладала для него таким же большим смыслом, как и целое. А раз часть мыслилась как нечто отдельное, самостоятельное, у неё предполагалась и своя жизнь: она могла соединяться с другими частями в другое целое.)

– Почему такие фантастические звери считались самыми непобедимыми? (Поскольку часть являлась полноценным представителем целого, значит, зверь, состоящий из частей разных животных и птиц, обладал мощью и способностями всех этих животных и птиц.)

3. Чтение обращения автора учебника Н. А. Чураковой на с. 13 учебника.

Помощники-консультанты Баба Яга (с. 147) и Кентавр Хирон (с. 150–151) в разделе «Совет Консультантов».

– Как вы думаете, какие деревья считались тотемными у древних славян? (Дуб, яблоня.)

– А бывают ли в наше время случаи особого отношения к дереву? (Разъяснение даёт консультант Баба Яга (с. 147) в разделе «Совет консультантов».)

– Вы уже знаете, что в древности люди считали животных и растения своими предками. Конечно, у разных народов разные звери и разные деревья считались прародителями, то есть тотемами.

– А вы знаете, от кого себя считали происходящими древние славяне? (От медведя. Вспомните сказку «Морозко», где герой превращается в Медведя и наоборот. Ещё вариант: сказка «Финист – ясный сокол» и т. д.)

– Считалось, что тот, кто побывал внутри (в брюхе) у тотемного зверя, зарядился его силой, совершенно непобедим. В древности верили в возможность превращения человека в зверя, птицу, дерево и обратно.

V. Итог урока.

– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

– Что вас особенно заинтересовало?

– На следующем уроке вы узнаете, какой ещё жанр устного народного творчества является древнейшим.


Урок 5. Русская народная сказка "Крошечка-Хаврошечка"

Урок 5

русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка»

Цели: познакомить детей с древнейшим жанром устного народного творчества – сказкой; развивать умение понимать прочитанное; учить работать с текстом.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны «Молодец!» (по количеству вопросов разминки).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вопросы разминки «Что за прелесть эти сказки!..».

За правильный ответ – жетон «Молодец!».

1. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках. (Дуб.)

2. Яблоки, дарящие молодость. (Молодильные.)

3. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)

4. Кот в русских сказках. (Баюн.)

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)

6. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. (Леший.)

7. Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (Полцарства, дочь отдать в жены.)

8. Читали ли вы сказки, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось входить? («Марья Моревна».)

III. Подготовка к восприятию.

Беседа по вопросам.

1. Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и другие.)

2. Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые.)

3. Какие русские народные сказки вам известны?

4. А хотите узнать, какой жанр устного народного творчества является древнейшим?

– Откройте учебник на с. 14, прочитайте название произведения, с которым мы будем работать на уроке. (Это сказка «Крошечка-Хаврошечка».)

IV. Чтение и анализ произведения (с. 14–18).

1. Чтение сказки учащимися вслух по цепочке.

По ходу чтения проводится словарная работа.

2. Беседа по содержанию.

– В этой сказке спрятано очень много древних представлений о мире и человеке. Проверим свои исследовательские способности?

1) Начнём с имени героини: почему её звали Крошечкой-Хаврошечкой? (Она маленькая, и уже этим отличается от обычных персонажей сказки. В названии «Хаврошечка» чувствуется связь с миром животных-предков, возможно, она была чумазенькая.)

2) Почему корову Хаврошечка называет «коровой-матушкой»? (Корова действительно заменяет ей матушку: она не просто утешает её, а помогает ей выжить в очень трудных условиях, выполняя за девочку огромную работу.)

3) С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке необходимо влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы немыслимо большая работа была выполнена? (Это связано с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно: с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него.)

4) Почему из косточек коровы вырастает яблонька? (Древнее сознание верило, что всё может превращаться во всё.)

5) Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? (И золото, и серебро – признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира.)

6) От чего же засыпают Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: от того, что на солнышке разморились? (Настоящая причина сна – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек. И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Триглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим неуснувшим глазом всё и видела.)

V. Итог урока.

– Хорошо или плохо заканчивается сказка?

– Какова основная мысль сказки?

Домашнее задание.

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки (по выбору детей); вспомнить, что такое загадка.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос