В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе. Программа для установки через Интернет: Теория. Технологии. Практика

  • Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе. Программа для установки через Интернет: Теория. Технологии. Практика — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-497
Издательство: Учитель, 2020
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 181 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Диск
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Как организовать духовно-нравственное воспитание в основной общеобразовательной школе на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС ООО? Каким содержанием наполнить уроки, классные часы, воспитательные занятия, внеурочную деятельность школьников, чтобы обеспечить их духовное и нравственное развитие? В какой форме донести до подростков важнейшие нравственные истины?
Настоящее электронное пособие "Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе" серии "ФГОС. Воспитательные системы" содержит ответы на эти вопросы.
Используя представленные в компакт-диске алгоритмы и конструкторы, вы научитесь:
- создавать ситуации духовно-нравственного воспитания,
- конструировать классные часы по актуальным для подростков проблемам,
- проводить уроки, классные часы и родительские собрания по проблемам духовно-нравственного воспитания в современных интерактивных формах с мультимедийной поддержкой.
Материал предназначен для учителей общеобразовательной школы, классных руководителей, педагогам дополнительного образования. Может быть полезен студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Видео презентации

все видео
Видеоролик

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе внеклассной работы

Духовно-нравственное воспитание обучающихся
в процессе внеклассной воспитательной работы

Знакомимся с ситуациями духовно-нравственного воспитания:

  • ситуации выбора;
  • ситуации встречи с прекрасным;
  • ситуации встречи с трагическим;
  • ситуации встречи с необычным;
  • ситуации противостояния негативному.

Ситуации выбора.

Ситуации нравственного выбора играют особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся, поскольку обеспечивают формирование индивидуальной системы ценностей, служащих ориентиром для человека в разнообразных реальных ситуациях его бытия. Оговоримся сразу: речь идёт не о выборе на «бытовом» уровне (как провести свободное время – пойти в кино или послушать музыку, какое платье выбрать – красное или зелёное), а о выборе бытийном – между любовью и долгом, верностью и предательством, честностью (страданиями) и бесчестьем. В духовном становлении человека ситуации выбора выполняют важные функции:

1. Формирование способности к рефлексии и оценке своих возможностей. Ситуации выбора заставляют человека обращаться к себе, к своему внутреннему миру, оценивать свои физические, психические и духовные возможности. Иногда для этого приходится вспомнить всю историю своей жизни, актуализировать прошлый опыт. Ситуация выбора – это ситуация осознания человеком своих внутренних регулятивов и индивидуальной иерархии ценностей, а также их корректировки.

2. Становление умения пользоваться свободой. Ситуация выбора – это всегда ситуация свободы. Свобода выбора заключается в деятельности, направляемой не обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Человек не зависит от внешних условий и определяет своё поведение и взаимодействие с миром внутренними нормами.

3. Воспитание чувства ответственности. Именно свобода налагает на человека огромную ответственность, бремя которой оказывается иногда непосильным. Это ответственность, во-первых, за характер выбора между двумя или более возможностями, сценариями своей дальнейшей жизни, во-вторых, за последствия своего выбора для себя и для других людей. Выбор даже от взрослого, умудрённого жизнью человека требует огромного духовного напряжения, и не случайно во многих литературных произведениях герой, которому предстоит сделать выбор, находится в крайнем душевном смятении и до последней минуты надеется, что проблема разрешится сама собой и ему не придется выбирать между двумя возможностями, между двумя сценариями своей дальнейшей жизни.

4. Стимулирование самоизменения. Ситуация выбора всегда является мощным стимулом к самоизменению человека. Ведь для того чтобы сделать выбор, а также после того, как путь выбран, необходимо действовать. Выбор – это всегда новый опыт. А приобретение нового опыта и означает самоизменение. Перелом в духовном становлении человека осуществляется благодаря переживанию им кризиса, а ситуации выбора можно назвать «кризисами в чистом виде». Если в других ситуациях человек может измениться, то в ситуациях выбора он не может не измениться. Не случайно в философии ситуации выбора получили название «кризисов существования».

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций нравственного выбора предполагает выделение и последующую реализацию ряда элементов.

1. Эпиграф.

А. Выбор эпиграфа. Поскольку в ходе развёртывания ситуации предполагается обращение к эпиграфу, он должен быть достаточно содержательным, чтобы стать основой для обсуждения. В содержательном плане эпиграф должен отражать основную проблему, заключённую в содержании обсуждаемой ситуации и являющуюся её «смысловой доминантой». В ситуации выбора в качестве такой проблемы может выступать соотношение цели и средств её достижения, противоречие между личным благополучием и счастьем другого человека, подлинным состраданием и «нетерпением сердца» и т. п. В качестве эпиграфа могут выступать: стихотворение, притча, пословица (или две противоположные по смыслу пословицы), небольшое по объёму прозаическое произведение («фреска») или фрагмент прозаического произведения, картина, фотография, рисунок, музыкальное произведение.

Б. Предъявление эпиграфа

Любовь милосердствует (М. Яковлев) (для ведущего)

ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДСТВУЕТ

Вспомнилась мне одна история, которую невозможно забыть, – ну, что, скажите, заставляло шестилетнюю девочку втайне от родителей убегать по ночам подкармливать попавшую под поезд собаку с перебитыми лапами, лежащую под платформой (кто-то, сжалившись, бросил её туда подыхать)…

Обеспеченный всем ребёнок, богатый дом, любые увлечения – только захоти, своя собственная преданная собака – купили ей за огромные деньги, и вот таскает какой-то облезлой полумёртвой дворняге сырки, печенье, мясо из холодильника, вещи свои на подстилку. Собака лизала ей руки, стараясь не выть слишком громко… И на что ей, девчонке, пришлось пойти ради этой… Ради этой любви!

Можно ли говорить о том, что девочка проявляет милосердие, сострадание – проявляет ЛЮБОВЬ? Почему она выбрала такой странный объект для своей любви, для деятельного сострадания? Опишите внутренний мир девочки (можно от её лица):

1. Мой внутренний мир.

2. Моё отношение к Другому.

3. На что я могу пойти во имя Другого.

У девочки наверняка есть родители, которые очень любят свою доченьку. Как, по-вашему, они поведут себя, узнав о поступке дочери? Что они ей скажут? (Можно произнести нужные в момент разговора слова от лица родителей.)

Престижный загородный дом на охраняемой территории, – пришлось договариваться с охраной, а попросту, платить за молчание. Но чтобы платить, надо, значит, как-то вытянуть у родителей деньги, то есть врать и врать каждый раз про какие-нибудь подарки подружкам или ещё о чём-то, а когда и это не помогало, приходилось и воровать – знала ведь, где деньги лежат, подсматривала.

Изменилось ли ваше отношение к девочке? Можно ли продолжать называть её «любящей душой», а её любовь – искренней и чистой? А может, это не любовь, а предательство – предательство по отношению к родителям?

Почему девочка выбрала такой путь оказания помощи живому страдающему существу – воровства, обмана и в то же время безграничного милосердия? Эти пути совместимы?

Каково душевное состояние девочки в это время?

Представьте, что родители узнали о том, как вела себя девочка – о её обмане, кражах… Как они поведут себя после этого? Как и в чём проявится их любовь к дочери?

Не говоря уже о том, каково это пробираться к платформе ночью, сидеть под ней, сжимаясь от грохота товарняка… А почему, скажете, ночью? Почему тайком? Да потому что знала же, что не пустят, не разрешат. Так в общем и вышло: когда прознали, куда их чадо бегает по ночам, пришли в неописуемый ужас: ребёнок ежедневно рисковал попасть под поезд, сам мог превратиться в такую собаку! Послали прислугу на станцию. И нашли ту собаку и прибили её – устранили, так сказать, саму причину…

Что вы думаете о таком проявлении родительской любви? Предположите, какие последствия может иметь поступок родителей: а) для ребёнка; б) для них самих.

А чем всё это кончилось? А кончилось тяжёлым нервным расстройством девочки. Лежала, уйдя в себя, то вдруг плакала без причины… И ничем не могли отвлечь, утешить её. Однажды в марте попросилась она на прогулку. Было много солнца, свежий, пахнущий летом ветер… Потом крупозное воспаление лёгких – скоротечное, как жизнь мотылька. И человечка не стало.

Я невольно задумывался над этой судьбой: что привело её в эту жизнь? Ради чего это прожито? Неужели ради любви и милосердия к этой несчастной бездомной собаке? Неужели…

Так мало прожито и так много дано.

А теперь давайте представим, что у этой истории не такой трагический конец: девочка выздоровела после тяжёлой болезни, и вы можете сказать ей несколько слов – очень важных для неё, для её дальнейшей жизни. Что вы сейчас ей скажете? Вы сейчас можете обратиться к девочке, высказать ей свои чувства, мысли… (Можете придумать девочке имя и обращаться к ней по имени.)

(Новелла Максима Яковлева.)

Снег и Кисличка (Э. Ю. Шим)

Снег и Кисличка

I

Осенью рано ударили морозцы, застудили землю, запечатали крепким зелёным ледком озёра и реки. А снегу всё не было, не было, – и его ждали повсюду с нетерпением, и вспоминали о нём каждый день.

– Ах, до чего же скучно без снега! – говорили люди. – С погодой творится что-то невероятное!

На голых лугах плакали под ветром Травы:

– Стынем, сты-нем!..

Высокие Деревья сердито скрипели в лесу:

– Босые ноги мёрз-знут! З-зябко!

Недовольно бормотали Тетерева:

– Спать негде, спать негде!

И, кряхтя, бродил-шатался по лесу злющий Медведь, которому не хотелось ложиться в берлогу, не укрытую снегом.

II

Наконец выпал на землю Снег – такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и сделалось как будто просторнее.

Заблестели-заискрились ровные луга, в лесу сразу стало нарядно, каждое дерево и каждый куст украсились кружевными хлопьями. Даже старые пни помолодели, надев на головы снежные шапки.

Люди развеселились, – они щурились от яркого света, улыбались, а мальчишки играли в снежки и катались на лыжах. И если кто-нибудь из них летел кувырком с горы и снег забивался в рукава, попадал за воротник, – обиды никакой не было, а наоборот: все хохотали и радовались.

На полях перестали зябнуть озимые хлеба, – теперь им было тепло под снежным покровом.

– Спасибо тебе, Снег! – говорили Одуванчики, росшие на лугах, Манжетки с лесных полян, бродяги Подорожники, Земляника, Маргаритки. У них у всех зелёные листья отогрелись под снегом и уже больше не дрожали от ветра и холода.

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов, делали коридорчик, потом поворачивались, обминали вокруг себя местечко – и выходила уютная подснежная спаленка. Сверху её нельзя было заметить, а внутри было славно, тепло, и Тетерева бормотали сонно:

– Хорошо-то как... Хорошо-то как!

Над медвежьей берлогой тоже наросла белая крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку, чтоб вольготнее спалось, и над берлогой теперь курился тоненький парок, – словно дым от топящейся печки.

– Экая благодать!.. – причмокивал Медведь, засыпая.

III

Все были рады Снегу, все благодарили его, а он молчал. И не потому, что он не умел говорить, и не потому, что сказать было нечего, – совсем по другой причине.

Снег родился высоко-высоко над землёй в сверкающей пустоте, где свищут одни лишь Ветры-невидимки да плывут растрёпанные седые тучи. Он долго летел к земле, и Ветры кружили его и несли неизвестно куда над полями и лесами.

– Отпустите меня на землю! – попросил Снег. – Там, наверно, меня ждут...

– Молчи-и-и!.. – засвистели Ветры. – Запомни: тебе нельзя разговаривать! На земле ты должен лежать и молчать как мёртвый!

– Но зачем же мне молчать как мёртвому?

– Затем, чтобы дольше прожить! – ответили Ветры. – В словах, которые раздаются там, на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью... Опасайся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гибнет. А чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чём не думать, ничего не говорить, ничего не слушать и совсем не двигаться, словно ты мёртвый!

– А если я всё-таки заговорю? – спросил Снег.

– Ты погибнешь! – сказали Ветры. – Стоит тебе заговорить в первый раз – и от тебя не останется и половины. Стоит заговорить второй раз – от тебя не останется и восьмушки. А когда заговоришь в третий раз – от тебя ничего не останется!

И Снег запомнил предостережение Ветров. Иногда ему хотелось ответить кому-нибудь, поболтать от скуки, но он вовремя спохватывался и продолжал молчать.

IV

За долгую зиму Снег привык к травам и деревьям, к зверям и птицам и, хоть не разговаривал с ними, всё равно узнал про них мною интересного. В полудрёме Травы вспоминали минувшее лето, и Снег услышал о том, как Манжетка собирает на своих листьях росу, а потом даёт напиться птицам; о том, как Подорожник лечит людей; о том, как Одуванчики закрывают перед дождём золотые корзинки, а Земляника ходит на своих длинных усах.

Немало историй услышал Снег от лесных птиц – и про весёлого Клеста, который строит гнездо в лютые морозы и выводит птенцов зимой, и про водяного воробья Оляпку, который купается в прорубях, и про крошечного Королька, который не боится никого в лесу и звенит целый день, как бубенчик.

Лунными ночами Снег слышал волчий вой и видел, как беззвучно убегают через кусты дикие козы. Снег узнал, что зайцы спят с открытыми глазами, а лоси очень любят рябиновые ветки и умеют сгибать рябину до земли, надвигаясь на стволик своей широкой грудью... И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними.

Введение

Введение

Основным событием в жизни современной российской школы стал переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения. В стандартах общего образования нового поколения и иных нормативных документов, являющихся нормативной базой модернизации общего образования, отчётливо прослеживается тенденция повышения роли воспитания. Это находит отражение в ориентации педагогов не только на предметные и метапредметные, но и на личностные результаты обучающихся, во включении в число универсальных учебных действий тех, которые формируются вследствие реализации воспитательной функции обучения, во включении в основную образовательную программу общего образования программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Она должна обеспечить принятие обучающимися базовых национальных ценностей Российского общества, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской идентичности. Программа предполагает формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику, обеспечивающего присвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Ключевым в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательной школы является слово «ценности». Присвоение человеком ценностей возможно лишь в результате обнаружения в них собственных смыслов, которые делают ценности значимыми для человека, позволяют понять содержание ценностей во всей его полноте и многогранности, сделать ценности основой бытия человека. Обоснование педагогического процесса как процесса, направленного на присвоение духовных ценностей, а педагогической деятельности – как имеющей ценностно-смысловую природу, является главной задачей современной гуманитарной педагогической парадигмы. Воспитание в этой парадигме рассматривается как феномен, направленный на становление у воспитанника системы взаимодействий с окружающим миром на ценностной основе. С позиций гуманитарной парадигмы главной задачей воспитания является обеспечение духовного развития воспитанника, в первую очередь развитие его ценностно-смысловой сферы. В этой связи главными воспитательными средствами выступают ситуации смыслотворческой деятельности, средства, обеспечивающие развитие у детей и подростков рефлексии и эмпатии и реализуемые в диалоге, благодаря которым человек развивается во всей его целостности, во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром.

В предлагаемом материале проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматриваются с позиций гуманитарной педагогической парадигмы. Основой представленных в нём форм духовно-нравственного воспитания выступает совместная смыслотворческая деятельность педагогов и обучающихся, результатом которой должно стать присвоение детьми и подростками ценностей разного уровня. Кроме того, духовно-нравственное воспитание рассматривается не как отдельное, обособленное направление деятельности педагога, а как «пронизывающее» все направления его деятельности, всю систему его взаимодействий с обучающимися на уроках, во внеурочной и внешкольной общественно значимой деятельности. Подобная организация духовно-нравственного воспитания возможна только в рамках особых организационных форм, в которых дети и подростки за короткий промежуток времени «проживают» значимые для них события, эмоционально погружаются в мир природы и культурных ценностей, открывают для себя новые смыслы, заключённые как в новых, так и привычных для них предметах и явлениях. Такой универсальной формой выступает педагогическая ситуация. Предлагаемый ситуационный подход к организации духовно-нравственного воспитания обеспечивает целостность духовного и нравственного становления школьника, открывает перед ним наполненный глубокими смыслами мир Добра и Красоты, даёт ему возможность приобрести опыт нравственно ценного поведения. Предлагаемые методические разработки, представляющие собой разные варианты ситуаций духовно-нравственного воспитания школьников, сопровождаются мультимедийной поддержкой. Материалы разработаны представителями авторского коллектива по запросу педагогов образовательных учреждений Волгограда, Саратова, Ульяновска, Рязани, Екатеринбурга, Пскова и других городов России.

Пока еще сердце бьется в груди (В. Немирович-Данченко)

ПОКА ЕЩЕ СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ В ГРУДИ

Сестра Раевская проснулась под мокрым шатром. Холодный ветер носился по влажной, утонувшей под туманами, болгарской долине, кружился вокруг шатра, врывался под его трепетавшие полотнища, обдавал сыростью и стужей. В шатре, на соломе, спали сёстры милосердия; слышалось тяжелое дыхание, бред и стон во сне.

Сестра Раевская проснулась на рассвете. Еще недавно это была русоволосая девушка со свежим личиком. Куда делись эти её волосы? Отчего так поблекло и так осунулось ее личико? Это не она, совсем не она! На днях с ней встретился ее петербургский знакомый и не узнал.

– Что с вами? – спросил он.

– Два тифа выдержала, и работа у нас, знаете, какая...

– Ольга Петровна, уезжайте скорее! Вы сделали слишком много, будет с вас, – спасайтесь теперь сами.

– Меня посылают в Россию. Говорят, ещё два месяца, и я умру здесь.

– Как легко вы говорите это?!

– Притерпелась...

Да, притерпелись, – и она, и все её подруги. Подвиг их незаметен, только солдат унесёт воспоминание о нем в свою глухую деревушку, – солдат, которого они отвоевали у смерти.

День зарождался в тумане холодный и тусклый. Вдали разгоралась перестрелка. Мимо шатра проходили на боевые позиции солдаты.

– Сестра Раевская! Вы назначены в Россию, – говорит молодой врач, приветливо улыбаясь. – Потрудились – будет! Завтра надо выезжать. Только послушайтесь меня, уезжайте куда-нибудь подальше на юг. Вам надо серьёзно заняться собой. Вы женщина богатая, всё можете для себя сделать.

Раевская стала укладываться. Сёстры прощаются с ней. Теплые, сухие комнаты, свежие постели, горячая пища грезятся им, как невесть какое счастье... Раевская поедет к сестре в Италию. Та уже давно зовет ее к себе, на благодатный юг, на берег теплого моря. У них и солнце греет, и небо безоблачно, – как хорошо там!

– Сестра, Степанов умирает! Уже бред начался!

Раевская бросилась из палатки к умирающему.

В стороне – шалаш из хвороста. Сюда сносили всех, кого отмечала гангрена своей страшной печатью, отсюда один только выход – в могилу. Сестра Раевская пошла сюда, – она не боялась заразы и не раз просиживала над умирающим дни и ночи.

– Ну что, Степанов? – спросила Раевская, входя в шалаш. Метавшийся в бреду раненый дико взглянул на нее. Она положила ему на голову свою худую, бледную руку. Понемногу бред больного стал стихать. На лице мелькнул луч сознания.

– Сестра... голубушка... родимая... все бросили, ты одна со мной. Спаси тебя Бог!

– Ну, полно, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, пошли к другим, что потяжелее. А я зашла сюда отдохнуть, поболтать с тобой. Тебя назначили домой, дома выздоровеешь.

– Дома-то? – и будто солнце бросило свой прощальный свет на потемневшее уже лицо умирающего. – Дома-то, слава Тебе, Господи! У нас семья хорошая, большая; живем, сестра, зажиточно – одних только коров три держим, четыре лошади. Вот у нас как! Мать ты наша, чистая голубка!

И он уже не отрывал от нее своего просиявшего взгляда. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала улыбаться умирающему и долго, долго говорила ему о его родной стороне, о далёкой семье, которая его ждёт не дождётся.

Слушая сладкие речи, Степанов отходил счастливый, улыбающийся...

Сестра закрыла умирающему глаза, перекрестила его...

«Все бросили, ты одна со мною», – припомнились Раевской слова Степанова. Так неужели же она бросит теперь их и уйдет? Неужели же то горячее солнце, то синее небо, те счастливые люди заставят её забыть этот мир скорби и мук, где она была ангелом-хранителем?.. Нет, здесь её место, пока ещё сердце бьется в груди.

– Нет, я не брошу вас, никуда не уйду! – вся в слезах повторяла она.

И она отказалась от всего, она не ушла. Но не ушла она и от смерти, давно сторожившей её.

В. Немирович-Данченко

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос