Математика в движении : планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа

Снято с продажи
Код 4428
Авторы-составители Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-3613-3, 978-5-7057-4375-9
Страниц 153
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705736133, 9785705743759
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 225 г
Организация образовательной деятельности с опорой на здоровьесберегающие технологии является основополагающим направлением в работе ДОО и позволяет решить поставленную ФГОС ДО задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия. В пособии представлен опыт проведения оздоровительно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе, отвечающий положениям примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Радуга" (науч. рук. Е. В. Соловьева). Перспективное и тематическое планирование, система организованной образовательной деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, помогут педагогам профессионально построить образовательный процесс и траекторию развития ребенка. Подробное описание подвижно-дидактических игр позволит использовать их в течение всего дня в самостоятельной игровой
и совместной с воспитателем деятельности детей, в свободное время, на прогулке.
Пособие составлено с учетом основных требований ФГОС дошкольного образования; применимо в работе по всем действующим образовательным программам дошкольного образования.
Предназначено методистам, педагогам дошкольных образовательных организаций; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно родителям дошкольников.

Подробное описание

Введение

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным организациям, к проведению образовательной работы в них. По мнению многих специалистов, основным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии детей: у них снижается тонус нервной системы, угнетается психическая активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, снижены эмоциональный тонус и настроение, а это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому поиск путей обновления традиционных форм обучения дошкольников является важной задачей работников дошкольных организаций.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (науч. рук. Е. В. Соловьева) рассматривает ребенка в качестве субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру, и как основополагающий реализует принцип развивающего образования, который подразумевает не только получение ребенком определенных знаний, умений и навыков при освоении образовательных областей программы, но и его всестороннее гармоничное развитие. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников невозможно без учета в работе принципа интеграции взаимодополняемых образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение занятий, обладающих свойствами целостности.

Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организациях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует ограничивать занятия в дошкольных организациях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

Дети 4–5 лет уже освоили ведущие элементы «школы движений»: они свободно ходят, держась прямо и не опуская головы; непринужденно бегают в разном темпе, чувствуют ритм, положение тела во время различных действий под счет или в такт музыке. Движения детей носят целеустремленный и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Отличительной особенностью этих детей является стремление создавать свои образы в играх и движениях. Они проявляют инициативу во время игр и повышенную эмоциональность.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, которые предполагают решение программных задач в подвижной форме, будет способствовать разностороннему развитию дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольных организаций используют различные варианты организации обучения детей математике вместе с физическим развитием:

– наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;

– увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике за счет включения в их содержание динамических пауз;

– совмещение физической и умственной нагрузки в ходе физкультурно-математических развлечений.

Все предложенные занятия объединены единым сюжетом «Театр волшебных чисел». В ходе путешествий со сказочными героями дети не только знакомятся с числовым рядом от 1 до 9, но и узнают особенности каждой цифры. При такой организации познавательной деятельности создается непринужденная и доброжелательная атмосфера, позволяющая нивелировать все стрессообразующие факторы. Важным является также и то, что новое знание не дается ребенку в готовом виде, а вводится через самостоятельное его «открытие» детьми. При этом на протяжении всего цикла занятий введение нового материала происходит с учетом взаимосвязи изучаемого с предметами и явлениями окружающего мира.

Структура занятия остается традиционной, трехчастной, но в каждую часть обязательно вводятся задания в форме вопросов. При этом переход от одного задания к другому может осуществиться только в том случае, если дети дадут правильный ответ на вопрос, заложенный в предыдущем задании.

Первая часть занятия – мотивационно-организационная (3–4 мин).

В этот небольшой период времени необходимо ввести детей в игровую ситуацию, создать у них стойкую мотивацию к предстоящей деятельности и поставить проблему, которую им предстоит в дальнейшем решить. Постановка проблемы осуществляется в виде создания затруднения в игровой ситуации. Это пробуждает интерес к предстоящей деятельности и способность к творческой активности.

Вторая часть – основная (12–14 мин).

Воспитатель совместно с детьми ведет поиск выхода из затруднительной ситуации, в которую на каждом занятии попадают жители волшебной страны. При этом для детей создаются такие условия, когда им приходится самостоятельно делать определенные выводы для решения поставленных задач и проверять правильность их решения.

Заканчивается основная часть повторением всего нового, что дети узнали на занятии, и выполнением самостоятельного развивающего задания в подгруппах.

Третья часть – итоговая (2–3 мин).

Дети подводят итог занятия. Для этого воспитатель ставит вопросы так, чтобы дошкольники смогли фиксировать в речи всё то, что они узнали нового на протяжении занятия.

Таким образом, в процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды движений и место их выполнения. В ходе формирования элементарных математических представлений разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.

Содержание

Введение    3

Освоение образовательной области «Познавательное развитие» в комплексе  с интегрируемыми и взаимодополняемыми образовательными областями (формирование элементарных математических представлений)    5

Перспективное планирование    8

Подвижно-дидактические игры    23

Ознакомление с числами и цифрами    23

Усвоение счета. Сравнение предметов по количеству    30

Ознакомление с геометрической формой, преобразованием    33

Ознакомление с цветом и цветовыми оттенками    36

Ознакомление с понятием «величина»    38

Развитие пространственных представлений    40

Развитие логического мышления,  навыков сравнения, анализа, объединения множеств    42

Организованная образовательная деятельность    44

Конспекты оздоровительно-развивающих занятий    44

Литература    152

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.