Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ

Есть на складе
112 руб.
-10%
100,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 5508
Авторы-составители Федяинова Н. В., Хирьянова И. С.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Развивающие образовательные технологии
ISBN 978-5-7057-3519-8
Страниц 176
УДК 371
Штрихкод 9785705735198
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 122 г
Пособие раскрывает организацию проектной деятельности с акцентами на применение средств информационных и коммуникационных технологий в работе над учебными проектами учащимися 1-4 классов. Примеры использования программного пакета MS Office (различных версий) и алгоритмы их создания помогут педагогам
в разработке методических, дидактических и организационных материалов, обеспечивающих инновационный подход к проектному обучению, соответствующему ФГОС НОО.
Предназначено учителям начальных классов и руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, полезно педагогам дополнительного образования, студентам педагогических специальностей.

Подробное описание

Введение

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, овладению навыками исследовательской деятельности, активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач [30].

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции [13]. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, потому что с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информатизации. При этом весомое значение уделяется внеаудиторной занятости учащихся, в том числе начальной школы, – занятиям в кружках, творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Национальная образовательная инициатива инициирует расширение дополнительного образования, обработку механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся [31].

В связи с этим большое значение приобретает не только оптимальный отбор содержания учебного материала начальной школы, но и использование в преподавании современных педагогических технологий, методов обучения, развивающих личность младшего школьника [13, 29].

Одним из таких методов является метод проектов, который представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающуюся вполне реальным, осязаемым практическим результатом. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся начальной школы, их критического и креативного мышления; формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, определить, сформулировать и решить проблему.

Ориентация младших школьников в области информационных и коммуникационных технологий и формирование способности грамотно применять их (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности учащихся», которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компе-тентности. Одновременно информационные технологии могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности УУД младших школьников. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образо-вательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты педагоги и учащиеся [32].

Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиаэнциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. Положительные эмоции, полученные учащимися при проведении проектов с применением ИКТ, укрепляют в них уверенность в себе, способствуют развитию их познавательной активности, повышению мотивации к изучению школьных предметов.

Умелое сочетание в преподавании предмета метода проектов и ИКТ позволяет учителю органично осуществлять обучение школьников на интегративной основе. При этом ИКТ служат универсальным связующим звеном интеграции знаний различных учебных дисциплин и формирования системно-информа-ционной картины мира младших школьников.

Целью учебно-методического пособия является рассмотрение основных возможностей использования ИКТ в организации проектной деятельности младших школьников.

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей – психолого-педагогической и технологической. Первая часть имеет теоретический характер и содержит сведения, раскрывающие понятие и этапы проектной деятельности, типы учебных проектов, особенности организации исследовательской проектной деятельности младших школьников, возможности использования средств ИКТ в организации и проведении учебных проектов в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО. Контрольные вопросы и задания первой части пособия направлены на осознание и закрепление теоретического материала.

Вторая часть пособия содержит описания конкретных технологий разработки методических, дидактических и организационных материалов учебного проекта с помощью пакета MS Office 2003 и 2007 версий, которые можно использовать в качестве инструкций при освоении практических навыков использования средств ИКТ в проектной деятельности младших школьников. Эта часть пособия поможет учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования создать необходимый пакет сопроводительных материалов к учебному проекту. Творческие индивидуальные задания для самостоятельной работы, представленные в конце пособия, способствуют обобщению всего изложенного материала.

Пособие будет полезно учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и вузов, так как направлено на их подготовку к использованию ИКТ в организации и проведении исследовательских учебных проектов в начальной школе согласно требованиям ФГОС НОО.

Содержание

Введение    3

Часть 1. Использование информационных технологий в организации проектной деятельности младших школьников    7

1.1. Проектная деятельность в начальной школе    7

Контрольные вопросы и задания    21

1.2. Возможности средств информационных технологий в организации и проведении учебных проектов    22

Контрольные вопросы и задания    32

1.3. Организация проектной деятельности младших школьников с использованием информационных технологий    33

Контрольные вопросы и задания    47

Часть 2. Разработка методических, дидактических и организационных материалов учебного проекта с помощью пакета MS Office    48

2.1. Технология разработки кнопочного теста для контроля знаний по изучаемой проблеме  средствами текстового процессора MS Word    48

2.2. Технология разработки флажкового теста для контроля знаний по изучаемой проблеме средствами текстового процессора MS Word    58

2.3. Технология разработки электронного дидактического материала «Маршрут исследования» средствами текстового процессора MS Word    65

2.4. Технология разработки учебной презентации по теме исследования средствами MS PowerPoint    71

2.5. Технология разработки шаблона автоматической обработки результатов экспериментальных данных средствами табличного процессора MS Excel    90

2.6. Технология разработки электронного кроссворда с автоматической обработкой ответов средствами табличного процессора MS Excel    118

2.7. Технология разработки электронного конструктора средствами графического редактора MS Paint и текстового процессора MS Word    123

Задания для самостоятельной работы    131

Приложения    132

Приложение 1. Паспорт проекта    132

Приложение 2. Организация работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий    133

Приложение 3. Учебный проект  «Этот загадочный мир комнатных растений»    138

Приложение 4. Тетрадь проектов    145

Приложение 5. Требования к оформлению текстового варианта исследовательской работы    164

Приложение 6. Словарь основных терминов    167

Литература    171

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос