В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?
Планирование работы по познавательно-исследовательской деятельности построено таким образом, что позволяет помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания об окружающем, постичь связи между явлениями окружающего мира. И если в первой и второй младшей группах планируется процессуальное экспериментирование, то в старшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность вычленяется как особый вид деятельности, позволяющий дошкольникам упорядочить свои представления о разных сферах жизни.
Постепенное усложнение планирования работы в каждой последующей возрастной группе, концентрическое наращивание изучаемого материала позволяют дошкольникам не только овладевать способностью выявлять особенности предметов, но и приобретать умение сопоставлять их, устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений. Все это в свою очередь позволяет научить детей не просто получать готовые знания, но и пытаться наблюдать, сравнивать, высказывать собственные идеи и предположения. Таким образом, правильно спланированная познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы.
Мы надеемся, что разработки, представленные в сборнике, помогут коллегам в создании собственного планирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в разных возрастных группах ДОУ.
Предисловие 5
Организация исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении 7
Семенова Т. М. Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников 7
Эргеева Г. Д. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования 24
Чугина Л. Н. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ 32
Планирование работы в разных возрастных группах 60
Антипина JI. А. Тематический план игр-экспериментирований в разных возрастных группах 60
Киньябаева Т. В. Учебно-тематический план работы по ознакомлению с неживой природой в старшей и подготовительной группах 77
Планирование работы в младшей группе 92
Комарских Т. Н. Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности (2-я младшая группа) 92
Картаполова А. А. Перспективное тематическое планирование работы по экспериментальной деятельности в младшей группе 98
Планирование работы в средней группе 106
Фирсова О. О. Тематическое планирование опытно-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми 3—4 лет 106
Сугробова О. Н. План работы по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебное мыло» для детей пятого года жизни 116
Планирование работы в старшей группе 124
Баринова Н. М. Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников 124
Киселева Е. Н. Перспективное и тематическое планирование работы по экспериментальной деятельности для старших дошкольников 151
Планирование работы в подготовительной к школе группе 158
Трушина М. В. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе 158
Золотова Е. Н., Храмова Н. Ю. Перспективно-тематический план работы по теме «Мы — исследователи» для подготовительной группы 169
Дмитриева И. В., Сабурова Л. Д. Организация опытной деятельности старших дошкольников. Тематическое планирование работы 190
Планирование работы кружков 210
Максимова А. Е. Развитие познавательной инициативы дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в научном центре «Эврика» 210
Планирование работы в группах компенсирующей направленности 226
Вервейко М. Ю., Щецина В. А., Бекмансурова Н. В. Перспективное планирование работы по организации исследовательской деятельности в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 226