Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
91 руб.
-10%
81,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5303
Авторы-составители Устюгова И. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Управление образовательным процессом
Электронная версия скачать
УДК 371
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены программы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся 5-11 классов с подробной разработкой групповых тренинговых занятий, включающих разнообразные техники и упражнения, направленные на развитие навыков адекватного поведения у подростков с различными формами отклоняющегося поведения, позволяющие учителю формировать коммуникативные, регулятивные действия и личностные качества в условиях выполнения ФГОС.
Предназначено социальным педагогам, заместителям директора по социально-педагогической и воспитательной работе, педагогам коррекционных школ-интернатов и детских центров реабилитации; рекомендовано школьным психологам, классным руководителям, воспитателям ОУ; полезно студентам педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Занятие 4. Принятие решений

Занятие 4
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Понятие: Принятие решения – это этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия.

Задачи: рассмотреть этапы процесса принятия решений; предоставить подросткам возможность потренироваться в принятии решений.

Материалы: карточки с описанием сложных ситуаций.

Ход занятия

Вступление.

– Сегодня мы обсудим, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Поэтому важно научиться принимать самостоятельные решения, используя все этапы процесса принятия решений.

Беседа с классом по вопросам:

– Вспомните и опишите наиболее трудное решение, которое вы недавно приняли.

– Расскажите, как вы пришли к решению, что повлияло на процесс принятия определенного решения.

– Какой способ, по вашему мнению, является наилучшим для принятия решений?

– Рассмотрите схему принятия решения по этапам.

Этапы принятия решения:

1. Четкое определение проблемы. О чем требуется принять решение?

2. Собрать и рассмотреть все факты, всю информацию о ситуации.

3. Подобрать возможные варианты решения.

4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта решения (альтернативы).

5. Выбрать наилучший вариант решения (альтернативу), осуществить принятое решение, быть готовым отвечать за него.

Упражнение «Щелчок».

а) Учитель раскладывает карточки текстом вниз в центре круга.

б) Предлагает учащемуся:

· взять каточку;

· прочитать вслух проблему;

· в момент, когда учитель щелкнет пальцами, ученик должен сказать первое пришедшее ему в голову решение проблемы. Например, если в карточке сказано: «Хулиган пристает к тебе», ученик может сказать: «Я его ударю» или движениями показывает, как они дерутся.

в) Затем ученик предсказывает возможные последствия этого первого решения.

г) Учитель просит других учеников предложить свои варианты решения, а также предсказать возможные последствия с их точки зрения.

д) Учитель предлагает первому ученику-добровольцу вернуться к первоначальному решению и посмотреть, следует ли его изменить или оставить прежним? Надо ли учесть другие возможные варианты решения?

е) Учитель просит этого ученика выбрать следующего на ту же роль. Это может быть тот, кто больше других помог в принятии решения.

ж) Следующий ученик берет карточку и т. д.

Карточки к упражнению «Щелчок»

Проблемные ситуации

· Ты движешься вверх на лифте. Внезапно он останавливается между этажами.

· Ты с родителями пришел в магазин. Ты пошел в другой отдел, а когда вернулся – их уже нет. Ты потерялся!

· Вы с друзьями играете. Вдруг двое из них начинают драться.

· Ты с друзьями сидишь у тебя дома вечером. Родители вышли ненадолго, но вдруг полностью погас свет.

· Твоя собака убежала на прогулке, и ты не можешь ее найти.

· Твоя подруга забыла у тебя дома свою тетрадь с домашним заданием.

· Твой брат (сестра) упал(а) и говорит, что не может пошевелить рукой.

· Ты забыл о том, что в ванной наливал воду, вдруг видишь, что из-под двери ванной течет вода.

· Твой кот забрался на дерево, и ты не можешь снять его.

· Ты потерял(а) деньги на обед и остаешься без обеда.

· Тебя наказывают за то, что на самом деле сделал твой друг.

Игра «Последствия».

В игре участвуют группы по 6 человек. Учитель распределяет роли для каждого члена группы:

1 – выполняет действие;

2 – последствия твоего действия через час;

3 – последствия твоего действия через день;

4 – последствия твоего действия через месяц;

5 – последствия твоего действия через год;

6 – последствия твоего действия в конце жизни.


Введение

Введение

В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет. Алкоголь, табакокурение, наркотики, детская и молодежная преступность прочно входят в жизнь подрастающего поколения. Структура личности подростка ещё не устойчива, а это неизбежно сказывается на его поведении и взаимодействии с окружающими.

Часто педагоги сталкиваются с тем, что, решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации учащегося и требует коррекции.

Предлагаемые в пособии программы комплексной социально-психологической (профилактической, коррекционной или реабилитационной) работы с «трудными» подростками 5–11 классов направлены на создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков через взаимодействие со сверстниками в условиях социально-психологического тренинга.

Программа «Перекресток» разработана специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков и направлена на профилактику приобщения детей и подростков к психоактивным веществам.

Педагогам предлагаются подробные разработки занятий, даются рекомендации по их организации и проведению, приводятся дополнительные и справочные материалы. Учащиеся, посещающие занятия, научатся навыкам знакомства, выбора друзей и правильного общения с ними, смогут принимать компромиссные и положительные решения, будут уверенно себя чувствовать в конфликтной или стрессовой ситуации, а также разовьют в себе неприязнь или равнодушие к любым наркотическим веществам.

Социально-психологическая программа «Точка опоры», предложенная в пособии, может выступать как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование личности, обладающей достаточными ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными и конструктивными способами.

Также в пособии предложены занятия в рамках цикла «Поговорим о недостатках», направленные на профилактику вредных привычек, таких как воровство, сквернословие, ложь и жестокость.

Предложенные в пособии занятия представлены в форме социально-психологического тренинга и разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся. Групповая работа с подростками предполагает использование активных форм и методов работы: мозговой штурм, классная дискуссия, группы обучения во взаимодействии, драматические представления или ролевое моделирование, причем проводить занятия по предложенным материалам может любой педагог, владеющий навыками групповой работы.

Пособие предназначено социальным педагогам, заместителям директоров школ по социально-педагогической и воспитательной работе, школьным психологам и классным руководителям; рекомендовано педагогам специальных (коррекционных) школ-интернатов и детских центров реабилитации, а также студентам высших и средних педагогических учебных заведений.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. 18 программ для тренеров : руководство для профессионалов / под науч. ред. В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2007. – 368 с.

2. Алиева, М. А. Я сам строю свою жизнь / М. А. Алиева [и др.] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб. : Речь, 2001. – 216 с.

3. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М., 2002.

4. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. – СПб., 2004.

5. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2006. – 160 с.

6. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М., 2003.

7. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг : учеб. пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. – Л., 1989.

8. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – М., 2000.

9. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. – СПб. : Питер, 2002. – 224 с.

10. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. – М., 2001.

11. Макшанов, С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. – СПб., 1993.

12. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. – СПБ., 2005.

13. Психологический тренинг в группе : игры и упражнения / авт.-сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М., 2005.

14. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие / Д. М. Рамендик. – М. : ФОРУМ : ИНФА-М, 2007. – 176 с.

15. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – М. : Генезис, 1999.

16. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / под ред. А. Ф. Шадуры. – СПб. : Речь, 2005. – 176 с.

17. Фалькович, Т. А. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях : 8–11 классы / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

18. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М., 2001.

19. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М., 1999.

20. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2004. – 349 с.


Занятие 1. Я – это я

Занятие 1
Я – Это Я

Понятие: Я-концепция – это система представлений человека о самом себе, которая включает:

· осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

· самооценку (отношение к себе или отдельным сторонам своей личности);

· субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Человек оценивает себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее.

Задача: дать детям возможность осознать свою личностную уникальность, свои чувства и возможности.

Материалы: рабочие листы № 1–3 (личностный профиль, описание чувств, неоконченное предложение) по количеству учеников.

Словарь: уникальный – единственный в своем роде, неповторимый; профиль – описание чего или кого-либо.

Ход занятия

Упражнение 1. «Листок».

Каждому учащемуся предлагается выполнить задание:

· закрыть глаза и согнуть лист пополам, затем оторвать от согнутого листа 4 кусочка в любом месте и любого размера;

· снова согнуть лист пополам и снова оторвать 4 кусочка в любом месте и любого размера (повторить 3 раза);

· открыть глаза, развернуть лист и посмотреть, что получилось.

– Какие получились листики? (Разные.)

– Почему получились такие красивые, необычные, интересные листики? (Потому что выполняли задание каждый по-своему.)

– Почему, выполняя одно и то же задание, каждый из вас делал по-своему? (Потому что все мы разные.)

– На свете нет двух абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный, неповторимый. Сегодня вы узнаете о своей уникальности, неповторимости. А наша человеческая уникальность сродни таланту.

Упражнение 2. «Профиль».

Каждый ученик получает рабочий лист № 1 с профилем (формат А4).


Рабочий лист № 1

Учащиеся заполняют профиль, сообщая о себе следующие сведения: имя, цвет глаз, цвет волос, любимое время года, любимый цвет, место рождения, что-то, чем я горжусь, любимое животное, любимая пища, любимая ТВ-передача.

Учитель зачитывает несколько листов (можно зачитать все листки), пусть учащиеся попробуют: определить авторов профилей; найти черты, сходные с собственным профилем.

– Что уникальность каждого ученика дает всему классу?

– Что нового вы узнали о своих одноклассниках?

Вывод.

– Сегодня мы увидели, какие вы уникальные и особенные люди. Не нужно пытаться стать таким, как кто-то другой. Быть самим собой – это замечательно!

Упражнение 3. «Описание чувств».

Ученики заполняют рабочие листы (описание чувств), затем по желанию зачитывают свои ответы классу.


Рабочий лист № 2

Описание чувств

Я радуюсь, когда __________________________________________

Я грущу, когда ____________________________________________

Я нервничаю, когда ________________________________________

Я горжусь, когда __________________________________________

Я тревожусь, когда ________________________________________

Я спокоен(а), когда ________________________________________

Я чувствую себя виноватой(ым), когда ________________________

________________________________________________________

Я злюсь, когда ____________________________________________

Я люблю, когда ___________________________________________


Занятие 2. Самоуважение

Занятие 2
САМОУВАЖЕНИЕ

Понятие: Самоуважение называют «условием выживания души»; оно является частью человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства.

Задачи: побудить учащихся к положительным мыслям о самих себе и собственных достижениях; дать возможность поделиться с одноклассниками чувствами и мыслями о себе, рассказать о собственных достижениях; заострить внимание на положительных чертах.

Материалы: рабочий лист № 4 «Мои цели на неделю».

Ход занятия

Упражнение 1. «Закончи предложение» (может быть выполнено устно, письменно и даже нарисовано).

– Образуйте круг. Закончить предложение, начинающееся словами: «Я горд, что я…», «Я счастлив, когда…», «Я лучше всего выглядел, когда…», «Мне было веселее всего, когда…», «Я бы хотел быть способным…».

Упражнение 2. «Комплимент».

Вариант 1. Все сидят в кругу. Учитель поворачивается к ученику, сидящему слева от него, говорит комплимент: «Мне нравится твоя улыбка!».

Ученик принимает этот комплимент без вопросов, говоря «Спасибо,... (называет имя сказавшего комплимент)». Затем ученик поворачивается к соседу слева и в свою очередь говорит комплимент.

Комплименты передаются по кругу до тех пор, пока их не получит каждый.

Вариант 2.

Каждый ученик пишет свое имя на отдельной бумажке и опускает в ящик (коробку). Учитель достает из коробки бумажки по одной и приглашает учеников сказать комплимент названному ученику. Процедура продолжается до тех пор, пока в ящике не окажется бумажек. Начинать упражнение следует с ребенка, который может не получить комплимента от одноклассников.

Вывод.

Очень часто люди бывают критичны по отношению к другим, сосредоточивая свое внимание только на негативных чертах и поступках. Но все люди уникальны и неповторимы, и в каждом из нас есть много хорошего. Было бы замечательно, если бы мы почаще говорили друг другу комплименты и добрые слова. Мы становимся здоровее и красивее, когда делаем людям приятное. У каждого из нас есть шанс сделать окружающих людей более счастливыми!

Упражнение 3. «Цель на неделю».

– Люди каждый день ставят перед собой какие-то цели и достигают их. Достижения могут быть маленькими или большими, но они дают чувство удовлетворения и гордости за себя.

Каждый ученик вместе с учителем устанавливает для себя цель на неделю. Цели должны быть обоснованы и желаемы, вовсе не обязательно, чтобы они были связаны с учебным процессом. (См. рабочий лист № 4.)

Примеры целей:

• выучить пять новых иностранных слов;

• улучшить правописание;

• подружиться с _____________________;

• не забывать кормить рыбок в аквариуме.

Рабочий лист № 4

Мои цели на неделю

Имя _____________________________________________________

Мои цели на неделю _______________________________________

________________________________________________________

Моя цель на сегодня _______________________________________

________________________________________________________

Подпись _________________________________________________

Упражнение 4. «Мои успехи».

Учащиеся рассаживаются по кругу.

– Расскажите каждый о том, каких успехов вы достигли до 5 лет, до 8 лет, до 10 лет.

– Расскажите о своих последних достижениях.

Рекомендации. Сначала некоторым ученикам может быть трудно вспомнить свои достижения. Дети с низкой самооценкой часто говорят об отсутствии успехов. Помогите им вопросом типа: «Ты можешь вспомнить, когда научился ездить на велосипеде?».

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос