Сказка учит жить. Использование авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании детей и подростков

Снято с продажи
Код 12973
Издательство УЦ "Перспектива", 2013
ISBN 978-5-98594-421-1
Страниц 124
УДК 371
Штрихкод 9785985944211
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 210 x 7 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 142 г
В данном методическом пособии представлены авторские дидактических сказки и рекомендации к последующим беседам с детьми и подростками по проблемам их духовно-нравственного воспитания. С помощью этих сказок педагоги и родители имеют возможность целенаправленно расширять духовно-нравственный кругозор воспитанников, способствовать воспитанию у них традиционных национальных ценностей, таких, как совестливость, справедливость, сочувствие, сопереживание, любовь к близким людям, умение прощать и способность на самопожертвование ради счастья близких и родного Отечества.
Данное методическое пособие может быть использовано в работе с детьми и подростками как педагогами, так и родителями.

Подробное описание

Для духовно-нравственного воспитания выбор сказок обусловлен содержанием самих сказок и тех личностных духовно-нравственных качеств, которые мы собираемся воспитывать. Начнем с качеств, наиболее ценимых у русского православного народа.

Совестливость и порядочность. Именно совесть среди русского народа считалась внутренним цензором порядочного человека. Сострадание, со-переживание, со-чувствие — хорошо знакомые нашим предкам слова. В том же ряду и слово совесть, то есть весть от Всевышнего, правильно ли мы поступаем, по совести или по «самости»?

Так исторически сложилось, что русский народ издавна обладал особенностями, отличавшими его от других народов мира. Самыми существенными из них были общинность, соборность и православие. Именно эти особенности, на наш взгляд, во многом объясняют «загадочность русской души». Но есть и другие особенности, значимость которых для понимания вопроса велика и значима.

Прежде всего, это наличие такого явления, как «литература для душеполезного чтения», что явно указывает на наличие у народа этой самой «души», которой восхищались иноземные мыслители. Прежде всего это была потребность «жить на миру». Жизнь на миру показывает роль общины в определении судьбы каждого ее члена, в создании общественного мнения, в потребности исполнять заповеди Божии как прямое следование по пути мира и добра.

Вот почему совестливость и порядочность являлись критериями, определявшими ступень духовно-нравственного развития каждой личности. «Русский человек, — как писал Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра».

Познания в духовно-нравственном направлении у русского человека вырабатывались веками, но именно книга давала возможность человеку понять и принять основные направления воспитания подрастающего поколения. В процессе традиционного семейного чтения и последующего разговора о прочитанном в русской семье у народа развивались способности, значение которых оценил и сформулировал известный русский писатель и публицист В. В. Вересаев. Вот эти способности:

- умение сравнивать себя с литературным героем;

- на основе прочитанных книг строить свои жизненные планы и нравственно расти;

- желание перечитывать любимые книги (и взволновавшие читателя места);

- способность соединять идеальное и реальное в своем сознании;

- получение терапевтического эффекта от чтения, «когда душа очищается и тоска пропадает»;

- сохранение сильных впечатлений детства на всю жизнь;

- удовольствие рассказать о прочитанном;

- использовать книгу для самообразования и умственного развития.

Авторская дидактическая сказка является эффективным средством духовно-нравственного становления личности, поскольку включает в себя:

- знания об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о последствиях своих слов, мыслей и поступков как для самого человека, так и для окружающих;

- знания и представления о семейных взаимоотношениях, о семейных ценностях, о межличностных отношениях старших и младших членов семьи;

- сведения об экологических проблемах, где основным стержнем все же является экология человеческой души;

- знания об основных духовных понятиях: одобрен зле, совести, ответственности, порядочности, самоотверженности, патриотизме, почитании, послушании и др.;

- возможность находить в сказке связи с окружающим миром, значимые для себя и других, вскрывать причинно-следственные связи событий и явлений;

- возможность оценить поступки сказочных героев, услышав их рассуждения о проблемах индивидуальной, общественной и семейной жизни;

- умение сопоставлять поведение героя со своими поступками, словами и мыслями и находить способы коррекции своего поведения в соответствии с результатом таких сопоставлений;

- возможность спрогнозировать реакцию окружающих на свое поведение и объективно осуществлять самоконтроль в зависимости от результатов прогнозирования;

- адекватно оценивать свои и чужие поступки, ориентируясь на модели поведения, принятые в обществе;

- усваивать семейные и народные традиции опосредованно через сказочные сюжеты.

Содержание

Содержание использования технологии авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании    3

Работа с авторской дидактической сказкой    7

С таким добрым сердцем ей жить во дворце    7

Эх, поземушка-поземка    10

Купи венок за полтинник всего    15

Есть-то, есть, да не про тебя честь    19

Мудрено с двух рук щи хлебать, да не обкапаться    23

Лавруше виднее    26

А без него - одиночество и позор    32

На двоих не делится     37

Дед Елизар    41

Сначала оглядись!    47

Доброе слово    54

Заморочка такая напрасной не бывает    56

Сарафан со смородинными веточками    61

В пресном молоке, как в дураке, толку мало    65

Разорвется веночек - игре конец    69

Дворовый воспитатель    74

Кто ведал, что в нем два дна?    79

Диковинная коробейка    83

Рад, небось, что не один теперь?    90

Пока других согреваешь - и себя возрождаешь    95

Видали мы таких сирот    99

Без материнской ласки - как тесто без закваски    105

Он что знает - не болтает, и не знает - не соврет    110

Все сходит с рук?    115

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос