Окружающий мир. 1 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-460 |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
- Федотова О. Н. Окружающий мир : учебник : 1 кл. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
В разработках определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Материал содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
Электронная форма данного пособия дает возможность более интенсивно и эффективно работать с предлагаемым материалом, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, поиск, печать и т. п.).
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Где живет семья Ивановых
Урок 1
Тема: ГДЕ ЖИВЕТ СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с учебником, рабочей тетрадью, хрестоматией, условными обозначениями, главными героями учебника – Машей и Мишей Ивановыми; уточнить понятие «адрес», включающее следующие компоненты: название своего города (села, поселка), своей улицы, номер своего дома; способствовать запоминанию адреса школы, развитию речевых умений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть свои имя и фамилию, населенный пункт, улицу, номер своего дома, описывать дорогу от дома до школы; получат возможность научиться называть адрес школы, выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах, подготавливаться к уроку.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов; положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы;
· познавательные: работать с учебной книгой – рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилии авторов и заглавие); определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска; ознакомиться с аппаратом ориентировки;
· коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: изображение вертолета; мяч.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Учитель читает стихотворение:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»,
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
– Кто может ответить на эти вопросы легко и быстро, без предварительной подготовки? А кто-то, возможно, затруднится?.. Как вы думаете, можно ли забывать свой адрес? Почему важно знать домашний адрес каждому человеку? Есть ли у вас предположения, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?
– Сегодня на уроке мы узнаем, где живет семья Ивановых и где живете вы.
II. Открытие нового знания.
1. Знакомство с предметом и учебником «Окружающий мир».
– «Окружающий мир» – новый предмет и учебник новый.
На наших уроках узнаем об этом мы всё очень скоро.
– Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите на рисунке семью Ивановых. Нам часто предстоит встречаться с членами этой семьи. Мы начинаем изучать новый предмет, который познакомит нас с окружающим миром. Вместе с нами изучать этот предмет будут Маша и Миша Ивановы и их родители.
– Полистайте учебник, найдите героев книги на разных страницах и выясните, чем они занимаются.
– Отгадайте загадку:
Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.
(Вертолет.)
– Путешествовать мы будем на вертолете и с него наблюдать за жизнью Маши и Миши, а иногда спускаться к ним в гости.
Рассмотрите условные обозначения в учебнике.
Учитель объясняет значение условных знаков.
2. Игра «Задай свой вопрос».
Учащиеся встают в круг. Учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника – Маша и Миша:
– Почему осенью листья желтеют?
– Почему листья опадают на зиму?
– Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?
Урок 2. Где живет семья Ивановых
Урок 2
Тема: ГДЕ ЖИВЕТ СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ
Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления учащимися знания персональных данных; способствовать ознакомлению с историей родного города (поселка, села); развивать внимание, память; воспитывать аккуратность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, имя своего учителя, адрес и номер школы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе;
· познавательные: работать с учебной книгой; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска;
· коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов; положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.
Оборудование: ребус; рисунки с изображением родного города (поселка).
Ход урока
I. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
– Что такое «адрес»? Зачем надо знать адрес?
– Когда может потребоваться адрес?
– Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы и решить учебную задачу: составить картотеку «Мой домашний адрес».
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 4–5).
– Рассмотрите рисунки-подсказки на левой стороне разворота. Где живут Маша и Миша Ивановы?
– Какое название носит их поселок? (Село Мирное.)
– Как называется улица, на которой живут Миша и Маша? (Улица Знаний.)
– Какой у них номер дома? (Дом 1.)
– Назовите адрес своей школы.
2. Игра «Мой адрес».
Учащиеся встают в круг и, передавая друг другу конверт, сообщают свой домашний адрес.
ножки
Нарядили ножки в новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте-топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
III. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Составление картотеки «Мой домашний адрес».
– Послушайте, какое хорошее стихотворение о добрых соседях написал поэт А. Кондратьев:
Вот соседи по этажу.
Каждый вечер на них я гляжу.
Вот соседи в доме моем:
Во дворе мы всех узнаем.
А на улицах шум и говор:
Это полный соседей город.
А за городом вся страна:
Вся соседями населена.
Никому не кажется странным,
Что соседи – и люди, и страны.
И Земля окликает Марс:
Эй, сосед, как дела у вас?
Урок 3. Мы познаем мир
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с термином «признак предмета», органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); способствовать развитию речевых умений, воспитанию уважения к одноклассникам, взрослым.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и рассказывать о них, объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; получат возможность научиться называть органы чувств человека и их основные функции.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место в сотрудничестве с учителем; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; составлять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различать (узнавать) изученные объекты и явления природы.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: знают основные моральные нормы и ориентируются на их соблюдение; оценивают свои поступки, действия, слова.
Оборудование: загадки об органах чувств; предметы для игры «Отгадай предмет».
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Как зовут героев учебника «Наш мир»?
– Где живут Миша и Маша?
– По какому адресу мы можем послать им письмо?
II. Открытие нового знания.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как Миша и Маша познают мир.
1. Работа по учебнику (с. 6–7).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Посмотрите с вертолета вниз. Что вы видите? (Учащиеся подробно описывают центральный рисунок.)
– Расскажите о здании школы, школьном дворе, растениях и животных.
– Обратите внимание на детей. Найдите среди них Машу. Что делает Маша? (Девочка прощается с Жучкой перед порогом школы и гладит собаку.)
– Как вы думаете, почему художник дважды нарисовал Машу – перед зданием школы и на переднем плане рисунка? (Художник хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.)
– Что вы слышите с вертолета? (На борту вертолета можно услышать только шум работающего мотора.)
– Давайте спустимся на землю недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на урок в поселке Мирном, познакомимся с Машей, погладим Жучку. Какие звуки мы слышим на земле? (Лает собака, едет и гудит машина.)
– Какие запахи мы чувствуем, гуляя вместе с Машей на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений.)
– Рассмотрите главный рисунок, где изображена Маша с Жучкой. Почему Маше нравится гладить Жучку?
– Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки рукой?
– Кто из вас гладил собаку? Что вы при этом чувствовали? (Гладя собаку рукой, мы чувствуем то же, что чувствует Маша: тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость собаки.)
– Что помогло вам и Маше увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)
– Будем ли мы ощущать тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в порыве нежности коснется нашей щеки или голой ноги?
– А если мы будем гладить собаку в перчатках, мы сможем почувствовать тепло собаки? (Мы можем чувствовать, что шерсть Жучки мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая, то есть кожей.)
2. Игра «Глаз, ухо».
Учащиеся встают в круг или около парт.
– Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т. д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро присесть на месте, затем встать и сказать, что вы видите справа от себя.
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря-кря!
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж!
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га!
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква!
Ветер ветки раскачал: р-р-р!
Урок 4. Мы познаем мир
Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний об органах чувств, которые помогают познавать мир; способствовать развитию мышления, внимания, воспитанию трудолюбия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся определять признаки различных объектов природы; проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств, рассказывать о своих наблюдениях,
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; составлять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознают красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Оборудование: яблоки, карточки, предметы для игры «Отгадай предмет».
Ход урока
I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
– Рассмотрите рисунок на доске (два яблока).
– Чем отличаются эти яблоки? (Размером, формой, цветом.)
– Кто догадался, о чем предстоит нам узнать? Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «признаки предмета».
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 6).
– Рассмотрите рисунок на с. 6. Что делает Миша?
– Сладкое ли яблоко у Миши? (Нет.)
– Как вы узнали? (О том, что яблоко кислое, мы узнали по выражению лица Миши.)
– Какое яблоко ест Миша? (Большое, зеленое, кислое.)
– Вы назвали признаки предмета. Слово «признак» произошло от слова «признать», то есть «угадать».
– Что помогло Мише узнать вкус яблока? (Определить вкус яблока Мише помог язык.)
– Язык – это орган чувств. Он помогает нам определить вкус яблока, груши, сахара, то есть познавать окружающий мир еще с одной стороны.
– Сравните яблоки на ветке. Что вы можете сказать о них?
2. Игра «Назовите предмет по признакам».
Учитель называет признаки предмета, учащиеся узнают этот предмет.
– Холодное, сладкое, молочное или фруктовое, тает на языке. (Мороженое.)
– Очень кислый желтый цитрусовый фрукт. (Лимон.)
РАДУГА
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
3. Работа в печатной тетради (задание 4).
– Отметьте рисунки, где изображены издающие звуки предметы. Какие из них можно назвать изделиями?
– Раскрасьте рисунки с изображением изделий.
– Подчеркните тот орган чувств, который помогает нам слышать. (Уши.)
4. Игра «Отгадай предмет».
Учитель загадывает предмет, а учащиеся пытаются узнать, что за предмет загадан. Учащиеся могут задавать любые вопросы, а учитель отвечает «да» или «нет», но сам предмет не называет.
– Задуманный предмет живой? (Да.)
– Он кусается? (Нет.)
– Он мяукает? (Да.)
– Кошка? (Верно.)
5. Работа по карточкам.
– Рассмотрите рисунки. Какими органами чувств девочка пользуется в каждом случае? Покажите стрелочкой.
Урок 5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
Урок 5
Тема: мы познаем окружающий мир
с помощью органов чувств
Задачи деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по закреплению терминов «органы чувств», «признаки предметов»; способствовать развитию умений проводить опыты с целью определения признаков предметов с помощью органов чувств, практических навыков, наблюдательности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть органы чувств человека и их основные функции; объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат и уровень усвоения знаний.
Познавательные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Личностные: понимают важность присущих человеку отличительных особенностей: речи, мышления, памяти, позволяющих ему творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.
Ход урока
I. Сообщение темы и содержания урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться проводить опыты. Нам необходимо быть особо внимательными, сосредоточенными, наблюдательными. Эти качества помогут обобщить увиденное и правильно сформулировать выводы.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 8–9).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Расскажите, что делают Маша и Миша. (Маша проводит опыт. Она пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы. А Миша наблюдает за Машей.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 8, они помогут нам в ходе проведения опытов.
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 9. Что здесь изображено? (Органы чувств.) Назовите органы чувств.
– Обратите внимание на условный знак. Что он обозначает? (Это значок «работа в парах».)
2. Правила проведения опытов.
1) Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.
2) Опыт проводится детьми по очереди: первым экспериментирует тот, кто сидит ближе к двери классной комнаты, а другой наблюдает; во время второго опыта учащиеся меняются ролями.
3) После выполнения задания ученики молча берутся за руки и поднимают их вверх, показывая этим, что работа завершена. По разрешению учителя они подходят к столу и производят замену «лабораторного оборудования».
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо (поворот вправо),
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже –
Через левое плечо (поворот влево).
Буквой «л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
3. Проведение опытов (работа в парах).
Рекомендации. Для первого опыта готовится несколько непрозрачных мешочков или коробок из-под обуви, в которых сделано отверстие для детской руки. В мешочки (коробки) помещается набор предметов, которые ученики будут определять на ощупь. Это могут быть счетные палочки, ключик, колечко, шишка, катушка ниток, круглый шарик и др. Если класс небольшой, то каждой паре можно подготовить свой набор предметов.
Для второго опыта понадобятся стаканчики с холодной и теплой водой. Они стоят на подносе на учительском столе.
Для третьего опыта нужны тарелочки с семенами злаков (овес, пшено, рис, пшеница).
4. Обсуждение результатов проведенных опытов.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом