Справочник старшего воспитателя

Есть на складе
219 руб.
-10%
197,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 909
Авторы-составители Кочетова Н. А., Комардина Т. В., Шапошникова С. В., Гладышева Н. Н.
Издательство Учитель, 2015
Серия Методическая работа в ДОУ
ISBN 978-5-7057-3196-1
Страниц 302
УДК 373.2
Штрихкод 9785705731961
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 13 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 220 г
Эта книга доступна в электронном варианте!
Читать загруженные электронные книги можно либо при помощи специализированного приложения для Android и iOS, либо через браузер на персональном компьютере/ноутбуке/нетбуке.
Все книги будут синхронизироваться на всех устройствах пользователя с привязкой к Вашему Google-аккаунту.
Предварительно Вы можете ознакомиться с текстом книги. Сейчас все электронные книги можно приобрести c 20% скидкой!

Цель предлагаемого пособия - оказать компетентную информационную и методическую поддержку старшему воспитателю (заместителю заведующего) в организации образовательного процесса и создании предметно-развивающего пространства современной дошкольной образовательной организации.
В пособии представлены практико-ориентированные материалы, охватывающие различные аспекты деятельности старшего воспитателя: нормативно-правовое и документационное обеспечение, методический инструментарий, организация и эффективное функционирование методического кабинета, которые позволят обеспечить деятельность педагогического коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО, повысить профессиональное мастерство и развить творческий потенциал педагогов, достичь оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей.
Предназначено старшим воспитателям, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе, руководителям МО старших воспитателей ДОО; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

И. Иманцуми

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В дошкольной образовательной организации методическую работу осуществляет старший воспитатель (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе). Это специалист, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать экспериментальную работу в образовательной организации, владеющий новыми информационными технологиями; эксперт-аналитик, отвечающий за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольной организации.

В настоящее время к старшим воспитателям предъявляются особенно высокие требования. Это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Задача методической деятельности заключается в создании такой среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОО, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно планировать, организовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, учитывая многообразие их интересов и возможностей.

Методическая работа в дошкольной организации – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных, методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов образования дошкольников.

В настоящее время необходима модернизация методической работы каждой дошкольной образовательной организации. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему относят выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, соответствующей профессиональному стандарту педагога.

Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включиться в педагогический процесс, скорректировать работу педагогов.

Методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотиваций к творческой деятельности, педагогической техники, исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на формирование педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательной деятельности, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Руководитель дошкольной образовательной организации и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Умения наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОО – необходимое условие для организации эффективной работы старшего воспитателя.

3. Методическая работа в детском саду строится применительно к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и «мозговая атака», дают наибольший результат при постановке любой задачи. Если старший воспитатель осуществил мероприятие в активной форме, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые знания являются хорошим фундаментом для организации творческого поиска педагогов. Самообразование – одно из направлений деятельности и старшего воспитателя. Он должен определить, над какой темой будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольной организации, необходимо выделить критерии оценки.

Первый критерий результативности методической работы – можно считать достигнутым, если результаты развития и образования детей достигают оптимального уровня для каждого ребенка.

Второй критерий – рациональных затрат времени. Эффективность и экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий – стимулирующей роли методической работы – заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех нововведениях в системе дошкольного  образования, должен уметь сам работать в инновационном режиме и настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Профессиональной необходимостью для старшего воспитателя является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности дошкольной организации. Старшему воспитателю нужно не просто собрать информацию, но и систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы,  грамотно оформить результаты.

В пособии представлен материал из опыта работы старших воспитателей, заведующих, заместителей заведующего по воспитательной работе нескольких дошкольных организаций: «Сказка» п. Суходол Самарской области; № 370, 2 (прогимназия), 325, 256 г. Волгограда; № 17 г. Усть-Илимска Иркутской области; № 57 г. Костромы.

Рассматриваются различные аспекты деятельности старшего воспитателя: документационное обеспечение, организация и планирование методической работы, оснащение и функционирование методического кабинета, организация работы по формированию профессиональной компетентности и самообразованию педагогов, подходы к организации педагогического анализа и контроля, а также различные формы методической работы с педагогами; освещены вопросы введения ФГОС ДО. Для оперативной работы старшего воспитателя представлен ресурсный практический материал.

Содержание

Введение    3

Документационное обеспечение  деятельности старшего воспитателя    8

Организация методической работы    23

Основные направления деятельности  старшего воспитателя    24

Задачи и условия    25

Структура, модели, содержание    26

ФГОС ДО: от теории к практике    31

Анализ текста ФГОС ДО    33

Нормативно-правовые документы ДОО    57

Тезаурус ФГОС ДО    68

Формы методической работы  с педагогами    70

Групповые формы    71

Индивидуальные формы    86

Интерактивные формы    89

Профессиональные объединения педагогов    99

Ресурсный практический материал    105

Педагогический анализ и контроль    139

Виды контроля    148

Планирование контроля    159

Тематический контроль    174

Оперативный контроль    189

Самоанализ деятельности педагогов    193

Формирование профессиональной  компетентности педагогов    196

Самообразование как система  непрерывного повышения  профессионализма педагогов    208

Портфолио педагога    220

Планирование  методической работы в ДОО    236

Планирование деятельности старшего воспитателя    262

Оснащение и функционирование методического кабинета    283

Литература    296

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос