Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа

Снято с продажи
Код 3553
Авторы-составители Иванищина О. Н.
Издательство Учитель, 2013
Серия Для воспитателей ДОУ
ISBN 978-5-7057-3203-6
Страниц 93
УДК УДК 373.3/.4
Штрихкод 9785705732036
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 70 г
Представленные образовательные ситуации, комплексные речевые занятия отражают содержание работы педагога с детьми 5-6 лет по развитию связной монологической речи и составлены на основе интеграции образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы" в соответствии с федеральными государственными требованиями и концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).
Ситуации общения направлены на расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование эталонов, образцов, норм речи; сопровождены картинным материалом. Предложены игры, задания и упражнения для совместной и индивидуальной деятельности детей под руководством взрослых, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, активации речи. Диагностический материал поможет объективно оценить уровень речевого развития.
Предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений; рекомендовано родителям.

Подробное описание

Введение

Федеральные государственные требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольному образованию, выделяют связную речь, как один из компонентов устной формы речи детей, в образовательную область «Коммуникация», при этом особо подчеркивая интеграцию образовательных областей: «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение сюжетных рассказов по картине, из личного опыта.

Диагностика умений составлять рассказы по картине и серии сюжетных картин показывает низкий (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден) и средний (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий) уровни умений по данному виду речевой деятельности.

Поэтому сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картин вызывает особый интерес, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных и для детей, и для педагога.

Цель пособия: помочь педагогам в организации занятий по развитию связной речи детей 5–6 лет через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Задачи:

1. Создать конспекты занятий по обучению детей составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

2. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Работу по созданию конспектов следует начинать с изучения плана-программы воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой «Детство», отобрав из неё названия произведений для пересказа, картины, серии сюжетных картин, которые имеются в наличии в детском саду. На основе этого составляется тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.

Следует задуматься, какие виды занятий по развитию связной речи требуют большего внимания. Какие занятия создают больше проблем в плане подготовки и проведения? Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картин детям очень трудно. Для развития связной речи рекомендуется использовать следующие картины и серии сюжетных картин:

•    «Ежи»;

•    «Купание медвежат»;

•    «Верблюды»;

•    «Кролики»;

•    «Кошка с котятами»;

•    «Как Миша варежку потерял»;

•    «Медвежонок на прогулке»;

•    «Девочка и ёж»;

•    «Как подружки котёнка спасли».

Целесообразно сделать увеличенные копии картин, дополнить некоторые серии другими эпизодами, чётко изобразив все предметы и объекты.

Далее внимание обращается к базовым учебникам: «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф. А. Сохина, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича, «Развитие речи детей» Е. И. Тихеевой. Поскольку задача стоит не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картин, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, важно сосредоточить внимание на всех структурных компонентах занятия.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», О. Н. Сомкова пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и специально организованного обучения. В связи с чем необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, занимательных для детей методических приёмов, средств, которые способствуют развитию интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картин, их рассматривания, отгадывания загадки о том, что изображено. Замечено, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности.

В пособии уделено большое внимание не только отбору приёмов для создания и поддержания интереса к занятию, для сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

Мотивация деятельности способствует формированию интереса к речевой деятельности, качественному выполнению заданий согласно поставленным целям обучения.

В основной части занятия необходимо сосредоточивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи.

Известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также без упражнения в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются неинтересными.

Бесспорно, работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективнее, так как само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.

Поэтому на каждом занятии предполагается проведение игр, в которых даны задания на освоение данных разделов развития речи. Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия, повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

Для того чтобы на каждом занятии по составлению рассказов избежать шаблонов, предлагаются разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов «по цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и другие.

В процессе выполнения задания по составлению рассказов детям выдвигается требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий.

В процессе занятий использован ещё один приём, который стимулирует речевую деятельность детей. Перед тем как дети начнут составлять рассказы, им дается установка: использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.

В заключительную часть занятия включены развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроты реакции, слухового внимания: «Тихое эхо», «Умное эхо», «Какая команда больше нарисует кошек», «Чья команда быстрее соберёт такую же картинку», «Тренировка памяти» и другие.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышению интереса к занятиям по развитию связной речи.

динамичное, занимательное, привлекающее внимание начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересное, увлекательное, содержательное окончание занятия также несёт в себе определённый смысл – оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.

При разработке конспектов занятий автор-составитель применяет новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривает степень их воздействия на формирование интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

При использовании опыта или дополнении его другими методами и приёмами необходимо соблюдать правила:

1.    Использовать на занятиях по составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картин методы и приёмы, которые со-здают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия.

2.    Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и раз-витие словаря, формирование грамматически правильной речи.

3.    После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор.

4.    Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование.

5.    Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим.

6.    Для составления рассказов по серии сюжетных картин предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картины понятного содержания без лишних деталей.

7.    Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер.

8.    Во избежание выполнения заданий по составлению рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой.

9.    По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре – по составлению рассказов по серии сюжетных картин. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы – заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» – подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря, – можно пользоваться, занимаясь повседневными домашними делами, в свободное время, по дороге в детский сад (см. приложения 10–14 на с. 57–77). также предлагаются записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картин, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

Главное – обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разработаны с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении залог успешного результата деятельности всех её участников.

Содержание

Введение    3

Образовательные ситуации и занятия по обучению речевой активности
(связная монологическая речь, диалогическая речь, словарь, правильное
словопроизношение, интонационная выразительность речи)

Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»    11

Тема: Составление рассказа по картине «Купание медвежат»    15

Тема: Составление рассказа по картине «Верблюды»    20

Тема: Составление рассказа по картине «Кролики»    24

Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»    28

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Миша варежку потерял»    32

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Медвежонок на прогулке»    36

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Де-вочка и ёж»    39

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как подружки котёнка спасли»    44

Приложения    48

Картинный материал

Приложение 1. «Ежи»    48

Приложение 2. «Купание медвежат»    49

Приложение 3. «Верблюды»    50

Приложение 4. «Кролики»    51

Приложение 5. «Кошка с котятами»    52

Приложение 6. «Как Миша варежку потерял»    53

Приложение 7. «Медвежонок на прогулке»    54

Приложение 8. «Девочка и ёж»    55

Приложение 9. «Как подружки котёнка спасли»    56

Игротека

Приложение 10. игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей    57

Приложение 11. Пальчиковые игры    67

Приложение 12. Игры на развитие мышления, памяти, внимания, воображения    71

Приложение 13. Игры со звуками    73

Приложение 14. Игры для развития речи и мышления дошкольников (консультация)    75

Диагностические материалы

Приложение 15. Диагностика: особенности, направления, уровни речевого развития    78

Приложение 16. Диагностика: методики    83

Литература    91

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос