Музыка. 8 класс. Современная концепция программы Д. Б. Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий

Есть на складе
95 руб.
-10%
85,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2227
Авторы-составители Жигалова Л. А.
Издательство Учитель, 2013
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-3187-9
Страниц 171
УДК 372.016:78*08
Штрихкод 9785705731879
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 120 г
В пособии представлены оригинальный опыт обучения восьмиклассников музыке по программе Д. Б. Кабалевского и нестандартные конспекты уроков и внеклассных занятий, разработанные на основе произведений, связанных с историко-героическими сюжетами и музыкальными темами разных эпох. Использование разнообразного практического и дидактического материала (музыкально-поэтические и литературно-художественные тексты, биографические сведения о композиторах, проблемные и творческие задания, кроссворды, нотный репертуар к занятиям) позволяет развивать музыкальный слух, чувство ритма, логико-аналитическое и образное мышление, умения учащихся в таком виде деятельности, как художественный анализ, формировать вокально-певческие навыки.
Предназначено учителям музыки, педагогам дополнительного образования, рекомендовано преподавателям музыкальных школ, студентам факультетов музыки
и искусства высших и средних специальных учебных заведений.

Подробное описание

Введение

С незапамятных времен песни сопровождали человека всегда. В музыке отражается история, мысли и чаяния людей. Вот почему музыкальному воспитанию детей, привитию интереса
и глубокого уважения к народной песне, хоровому пению, классической музыке в общеобразовательных учреждениях уделяется особое внимание.

Учитель музыки сегодня – это педагог с высокой музыкальной культурой, профессиональными чертами которого являют-ся преданность кропотливому творческому труду, постоянное настойчивое стремление к совершенствованию своих знаний, мастерства, исполнительского уровня, неустанный поиск эффективных методов обучения. К большому сожалению, у современного школьника музыкальный слух формируется на произве-дениях эстрадно-шлягерных, чаще всего не представляющих интереса ни в содержательном, ни в интонационном, ни в мелодическом отношении. Поэтому учителю музыки необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не сле-дили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной дороге музыкальных знаний.

В пособии представлены оригинальный опыт работы музыкального образования учащихся по программе Д. Б. Кабалевского и нестандартные конспекты уроков музыки и внеклассных занятий в 8-м классе, разработанные на основе произведений, связанных с историко-героическими сюжетами и музыкальными темами разных эпох. Использование разнообразного практического и дидактического материала (музыкально-поэтические и литературно-художественные тексты, биографические све-дения о композиторах, тесты, проблемные и творческие задания, музыкальные викторины, блицвопросы, игры, кроссворды, нотный репертуар к разучиванию, слушанию и характеристике музыкальных произведений) позволит учителю целенаправленно развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, логико-аналитическое и образное мышление, способность к сравнению и обобщению, умения учащихся в таком виде деятельности, как художественный анализ, формировать вокально-певческие навыки, а также раскрыть артистические способности детей.

Занятия спланированы плотно, насыщенность материала высокая, поэтому итоговые уроки за каждую четверть в основном предназначены для повторения и закрепления пройденных произведений. Чтобы разнообразить работу на уроке, а также для умственной разгрузки и снятия напряжения (особенно если учесть тот факт, что ученики очень любят и просто испытывают потребность разучивать и исполнять песни), во второй части большинства уроков предусмотрена работа с песенным материалом, который представлен в конспектах занятий.

В течение года восьмиклассники изучают три большие темы: «Духовное единство народа в защите Родины», «Мелодичный гений П. И. Чайковского», «История русских народных песен».

Педагог подробно знакомит учащихся с операми Римского-Корсакова, Бородина, Глинки, крупными произведениями Чайковского, что дает детям возможность открыть новые достоинства музыки этих композиторов, расширить свой музыкальный кругозор.

Песенный репертуар предполагает знакомство с русскими народными музыкальными традициями, а также с произведениями, созданными на основе украинских, польских, французских, восточных мотивов, с историей музыкального искусства и музыкальной терминологией.

Учитель обеспечивает условия для дальнейшего совершенствования навыка художественного анализа произведений, основанного на развитии инструментального слуха, вокально-хоро-вых навыков и музыкально-эстетического вкуса.

В сценариях уроков предлагается ряд вопросов для разностороннего анализа произведения, что позволяет определить его художественную и идейную ценность, глубже раскрыть музыкальный образ, развивает способность характеризовать и оценивать его, устанавливать взаимосвязь музыки с жизнью и духом эпохи, осуществлять межпредметные связи. В программу включены музыкальные произведения, либретто которых написаны на основе литературных источников, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы; реальные события, составляющие содержание и сюжет оперы или песни, изучаются на уроках истории (М. И. Глинка «Иван Сусанин», А. П. Бородин «Князь Игорь», П. И. Чайковский «Евгений Онегин» и т. п.). Для лучшего восприятия произведений приводятся тексты литературных произведений и арий, история создания музыкальных произведений, факты и легенды, положенные в основу опер или песен («Дальняя сторожка» И. О. Дунаевского, «Родина слышит» Д. Д. Шостаковича,  «Колыбельная Светланы» Т. Н. Хренникова, «Гимн демократической молодежи» А. Г. Новикова), а также нотные приложения музыкальных тем (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова) и вокальных произведений.

Предлагаемый материал предназначен учителям музыки, педагогам дополнительного образования, студентам искусствоведческих факультетов высших учебных заведений.

Содержание

Введение    3

Значение музыкального анализа в формировании культурно-эстетической компетентности у школьников    6

Современная концепция программы Д. Б. Кабалевского    16

Методические разработки уроков «Духовное единство народа в защите родины»    25

Тема: Произведения с героической тематикой, изученные ранее (вводный урок, слушание)    25

Тема: Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»    26

Тема: А. П. Бородин (биография)    29

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»    32

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»    36

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»    39

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»    40

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»    42

Тема: А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (заключительный урок)    44

Тема: Повторение музыкального и теоретического материала I четверти    46

Тема: Революционные песни-гимны. «Марсельеза»    48

Тема: Революционные песни-гимны    51

Тема: М. И. Глинка (биография). Опера «Иван Сусанин»    52

Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»    56

Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»    58

Тема: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»    60

Тема: Музыка, которую мы любим (итоговый урок)    61

Методические разработки уроков по теме «Мелодический гений П. И. Чайковского»    63

Тема: П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»    63

Тема: П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»    66

Тема: П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»    67

Тема: П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» (заключительный урок)    68

Тема: П. И. Чайковский. Балет-феерия «Щелкунчик»    70

Тема: П. И. Чайковский. Балет-феерия «Щелкунчик»    73

Тема: П. И. Чайковский. Балет-феерия «Щелкунчик» (заключительный урок)    74

Тема: П. И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром    75

Тема: Музыкальная палитра в произведениях и темах четверти    80

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»    81

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»    84

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»    86

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»    89

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»    91

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (заключительный урок)    94

Тема: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (итоговый урок)    97

Разработки уроков и внеклассных занятий по теме «История русских народных песен»    98

Тема: Русская народная песня    98

Тема: Трудовые песни    102

Тема: Трудовые песни    104

Тема: Лирические песни    109

Тема: Лирические песни    112

Тема: Лирические бытовые песни    115

Тема: Лирические трагические песни    117

Тема: Лирические солдатские песни    120

Тема: Исторические песни-былины    122

Тема: Исторические песни-былины    126

Тема: Обрядовые, свадебные  и хороводные песни    130

Тема: Хороводные песни    134

Тема: Игровые, плясовые песни    137

Тема: Плясовые песни    140

Тема: Частушки    143

Тема: Городские песни    146

Тема: Русские романсы    150

Тема: Русские романсы    156

Тема: Русская народная песня (итоговый урок)    162

Литература    166

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru