Музыка. 5-8 классы: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты

Снято с продажи
Код 2228
Авторы-составители Лукашевич М.Ю.
Издательство Учитель, 2014
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-3175-6
Страниц 195
УДК 372.016:78*05/08
Штрихкод 9785705731756
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 140 г
Каждый учитель стремится создать такой урок музыки, чтобы его участники, затаив дыхание, двигались по удивительно прекрасной дороге, ведущей к таинствам музыкального искусства. В пособии предложены необычные уроки: сценки-пьесы, погружения, путешествия, концерты, расследования, на которых педагог в комплексе решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Описанные формы работы ориентированы на личностный подход в организации слушания, анализа и исполнения музыкальных произведений. Представленный материал позволит учителю открыть школьникам широкую музыкальную палитру, познать и проявить свои творческие возможности, сформировать художественно-эстетический вкус.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам школ искусств и дополнительного образования; может быть полезно специалистам культурно-просветительных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, то есть красоты, духовной чистоты и добра.

А. Н. Толстой

Что стоит за словом «музыка»?

Музыкальное искусство в жизни человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях существования музыки. Однако различные ситуации определяют содержательное наполнение самого этого понятия. Так, например, не является идентичным содержание музыки в ситуации, когда мы находимся в концертном зале и слышим ее звучание со сцены в исполнении оркестра и когда видим это слово в школьном расписании, где обозначен один из учебных предметов школьной программы. Само звучание музыки уже может стать предметом, если человек воспринимает ее содержание, ощущает смысловые оттенки, понимает авторский замысел.

Урок музыки сегодня – это встреча ребёнка с особым, светлым миром, где царствует Прекрасное во всех его проявлениях. Здесь детская душа отдыхает, так как в окружающем мире она встречается с совсем другими законами и порядками, в которых много уродливого и страшного.

Создать такой урок, чтобы учащиеся, затаив дыхание, двигались с учителем по таинственной дороге музыки, известной лишь педагогу, – задача не из простых.

В пособии представлены необычные уроки музыки – сценки-пьесы, погружения, путешествия, концерты, расследования, отличающиеся прежде всего личностным подходом к проблеме слушания музыки и последующего ее анализа, стремлением научить ребят вдумчиво, осознанно слушать и исполнять музыку, выражать свои чувства, высказывать нестандартное мнение, произвольно включаться в диалог. В основе этого заложены принципы развивающегося обучения – формирования и развития не только сенсорных музыкальных способностей (тембрового слуха, чувства ритма, музыкального мышления), но и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания).

Приоритет отдан музыкальному анализу по двум причинам:

 по словесному описанию трудно судить о проведенной вокальной работе и ее итоге, ее надо видеть и слышать;

 суть вокальной работы в моноуроке всегда вытекает из анализа прослушанного произведения, как бы продолжает его на новом уровне.

В ходе предложенных уроков используется музыкальный материал, не включенный в типовую программу, целью которого является открытие мира для ребенка и познание себя в нем.

В этом проявляется умение педагога расширить возможности стандартной программы, решить комплексно воспитательные, образовательные и развивающие задачи в рамках своего предмета. Предназначено руководителям методических объединений, учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам школ искусств и дополнительного образования, культпросветработникам, студентам педагогических учебных заведений.

Содержание

Введение    3

Развлекая, научи!    5

М. Ю. Лукашевич

Тема: Буква «ты» (сценка-пьеса)    5

Тема: Песня – танец – марш (игра-путешествие на основе сказочного сюжета)    8

Тема: Мы едем на бал! (игра-путешествие)    12

Тема: Тембры музыкальных инструментов (игра)    18

Тема: Москва! Как много в этом звуке… (концерт)    23

Тема: Мышонок и карандаш (сценка-пьеса по произведениям В. В. Сутеева)    33

Тема: Цыплёнок и утёнок (сценка-пьеса)    35

Тема: Кораблик (сценка-пьеса)    37

Тема: Колобок (сценка-пьеса по русской народной сказке)    40

Тихая моя Родина    44

Л. Г. Чуракова

Тема: Музыка в народном стиле (экскурс в мир плясовых мелодий)    44

М. Ю. Лукашевич

Тема: Картины природы в русской музыке (урок-погружение)    48

Тема: «Благословляю я свободу и голубые небеса!» (урок-встреча)    52

И. А. Сыкчина

Тема: «Русь моя, люблю твои березы!» (урок-путешествие)    56

Тема: Защита Родины в русской музыке (урок-погружение)    64

Эти разные, разные, разные лица… (Музыкальный образ)    70

М. Ю. Лукашевич

Тема: Образ человека в мировой музыкальной культуре (урок-погружение)    72

Тема: Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой (урок-погружение)    76

Тема: Эх ты, жизнь солдатская! (урок-исследование)    83

Тема: Русские герои в русской музыке (урок-погружение)    89

Тема: Богатырская тема в русской музыке (урок-исследование)    94

Тема: Музыкальное прочтение живописного образа (урок-иссле-
дование)    98

Тема: Струна (пьеса по рассказу К. Г. Паустовского)    106

Тема: Инструментальные жанры. Сюита (урок-встреча с новым музыкальным жанром)    112

Тема: Стань музыкою, слово! (урок-исследование)    117

Тема: Стиль как интонируемое миросозерцание (урок-расследование)    123

Л. Н. Тархова

Тема: Музыкальный образ (урок-погружение)    131

Л. Г. Чуракова

Тема: Раскрытие образа средствами искусства (урок-путешествие)    141

Есть сила благодатная… Значение духовной музыки в развитии личности учащихся    145

Г. Б. Соколова

Тема: Молитва (урок-исследование)    147

Н. Н. Рябенко

Тема: «Для многих я был как бы дивом» (клуб музыкальных встреч)    152

Тема: Музыкальная драматургия (урок-расследование)    156

Тема: «Как молод был Христос распятый…» (урок-погружение)    159

Рождение оперного образа. Материалы и комментарии к урокам по разделу «Музыкальная драматургия»    162

М. Ю. Лукашевич

Тема: Опера «Кармен» Ж. Бизе    162

Тема: Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского    171

Работа над рок-оперой    178

Тема: Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера    180

Тема: Рок-опера «Юнона и Авось» (муз. А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского)    182

Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева    185

Литература    192

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос