Организация целостного образовательного пространства

Снято с продажи
Код 5304
Авторы-составители Назарова Т. Н.
Издательство Учитель, 2012
Серия ФГОС. Управление образовательным процессом
ISBN 978-5-7057-3144-2
Страниц 187
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705731442
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 135 г
В пособии представлен опыт организации целостного образовательного пространства, обеспечивающего максимальные возможности для самоопределения, самореализации и саморазвития всех участников образовательного процесса, объединенный идеей совзаимодействия объектов образования в создании на базе общеобразовательного учреждения центра познавательно-исследовательской, учебно-творческой, коммуникативной, проектной деятельности как инновационной площадки в рамках инициативы "Наша новая школа" и требований ФГОС.
Предложенная модель конструирования образовательной среды - школьный форум - полностью реализует концепцию модернизации образовательной деятельности современной школы, раскрывает приоритеты общешкольного проектирования работы по накоплению опыта интегративного обучения и воспитания.
Предназначено директору, заместителям директора по УВР и НМР, руководителям МО; рекомендовано учителям, классным руководителям образовательного учреждения.

Подробное описание

Введение

Событийная общность – необходимая ситуация развития человека.

В. И. Слободчиков

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения философии школы: утверждение в ней приоритета индивидуальности ребёнка и ценностей понимающей педагогики; обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых.

Одна из значимых культурообразующих идей современного образования – его событийность. Событийность – свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живет по другим нормам. Достижение этих норм в образовании становится все более актуальным. Событийная организация образования творчески заряжает человека и позволяет школе стать пространством творчества, одновременно становясь важнейшим фактором результативности образования. Условием, инициирующим учебные события, является развивающая образовательная среда. Существует много способов создания событийного пространства:

совместное значимое действие;

внутреннее обогащение, дарящее радость общения;

познание-открытие, дающее понимание сущностных основ явлений;

приобретение нового видения казалось бы знакомых явлений;

высшее проявление чувств и эмоций.

Событие предполагает значимое творческое действие людей, создающих здесь и теперь инновационную культурную ситуацию, обогащающую личностное знание и личностный опыт участников события. Академик Л. И. Новикова отождествляет событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. Это действо нельзя отрепетировать и сорганизовать. Педагогической наукой предложено несколько определений понятий «событие» и «образовательное событие»:

событие – способ жизнетворчества человека;

событие – то, что развивает, и то, что развивается;

событие – значимое творческое действие;

событие – открытие смысла происходящего для каждого участника;

событие уникально, его нельзя повторить;

событие – то, что вместе создается, но индивидуально понимается;

образовательное событие – изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи;

образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учеников, деятельностного включения их в различные формы образовательной коммуникации, развития у них интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Возможными измерителями образовательного события могут стать частотность и желаемость событий для его участников, уровень и время их последействия.

Определены основные признаки событийной общности:

целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;

принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;

открытый тип отношений, равенство, диалог;

индивидуальная и групповая рефлексия.

МОУ СОШ № 89 г. Волгограда работает в статусе экспериментальной площадки ГОУ ДПО ПК (с) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Тьюторское сопровождение обучающихся в муниципальном открытом образовательном пространстве». Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. Как сделать школьную систему открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый школьный мир, в котором царит атмосфера дружбы и уважения, понимания и доверия, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как создать мир, где каждому предоставлено право развиваться в своем собственном темпе и следуя своим интересам? Как создать школьное сообщество, которое поддерживается самими школьниками, за которое они отвечают и в котором свободны?

В ходе реализации эксперимента педагогам нашего образовательного учреждения предстоит работа над созданием нового уклада школы, в которой каждый ребенок  окружен пониманием, принятием и поддержкой – условиями, при которых он сможет состояться как личность. Саморазвиваться – значит становиться в высшей степени самим собой, понимать и осознавать свои мысли и чувства, уметь их выражать, объяснять, доносить до других. Функции сопровождения ученика постепенно занимают равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация – система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Потребность в педагогической поддержке как самостоятельном направлении образования возникает в школе тогда, когда обучение и воспитание становятся индивидуальными, творческими и авторскими; появляется необходимость обеспечить не только социализацию, но и индивидуализацию каждого ребенка. Тьюторство – новое содержание работы педагога, свидетельство постепенного утверждения норм педагогики поддержки в укладе школ.

Сегодня многие образовательные учреждения живут в интенсивном событийном режиме, определяемом следующими направлениями работы:

познавательная деятельность (интеллектуальные игры, Дни науки и т. п.);

коммуникативная деятельность (поездки, вечера и т. п.);

 ценностно ориентированная деятельность (социальные проекты, классные часы и т. п.);

художественно-эстетическая деятельность (фестивали, творческие конкурсы и т. п.);

спортивно-оздоровительная деятельность (Дни здоровья, соревнования и т. п.).

Как самостоятельные направления выделены работа с одаренными детьми и работа с проблемными детьми.

По-настоящему принцип событийности работает тогда, когда каждое дело обретает характер праздничности, приятия и действительного желания участвовать в нем. Для этого необходимо создать условия, при которых учитель делает открытия сам и учит делать это своих учеников, учит чувствовать красоту нового знания, делать открытия, заблуждаться, спорить, искать пути достижения цели.

В пособии использован материал из опыта работы педагогов МОУ СОШ № 89 г. Волгограда: Назаровой Т. Н., Скрипаль И. А., Воробьевой М. Н., Дремовой Е. Н., Сулацковой Е. П., Денисовой М. А., Никипорчик Э. И., Куценко Н. И., Гнатковской Л. В., Солдатовой С. П., Баландиной О. П., Вермиенко Н. Н., Троицкой Е. Ю., Арбузниковой М. В., Пустовой А. Д.

Содержание

Введение    3

Реализация общешкольного проекта по созданию событийного образовательного пространства    10

Школьные символы    10

Ценностные ориентиры    10

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников    12

Отношения    37

«Школьный форум»    38

Образовательный заказ семьи    48

Реализация повышенного интереса обучающихся в пространстве учебной деятельности    57

Событийное пространство учебной деятельности    63

Реализация повышенного интереса обучающихся в пространстве внеурочной деятельности    77

Событийное пространство внеурочной деятельности    78

Система дополнительного образования    121

Пространство предпрофильной подготовки    149

Ученическое самоуправление    153

Образовательные ресурсы социальных партнеров    155

Пространство рефлексии    159

Открытое партнерство с родителями    169

Педагогическая позиция учителя    172

Литература    184

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос