В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Мониторинг социализации воспитанников

  • Мониторинг социализации воспитанников — интернет-магазин УчМаг
-25%
144 руб.
108 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 3464 0.51349850
Авторы-составители: Андреева С. В. и др.
Издательство: Учитель, 2019
ISBN: 978-5-7057-3107-7, 978-5-7057-5342-0
Страниц: 111
УДК: 376
Штрихкод: 9785705731077, 9785705753420
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, скрепка
Вес: 75 г
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
В пособии представлена технология получения информации от всех участников образовательного процесса, позволяющая составить социально-педагогический мониторинг на основе положений ФГОС, который предполагает планомерную организацию сбора и анализа сведений о проблемах личности или группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью изучения возможностей и способов воздействия на поведение,
затрудняющее их адаптацию и интеграцию в социальной среде. Предложена система критериев и показателей, выступающих в роли инструментария для сбора информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предназначено руководителям, заместителям директора, учителям, воспитателям, социальным педагогам всех видов специальных (коррекционных) образовательных организаций, специалистам реабилитационных центров и социальных учреждений.

Подробное описание

Введение

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов. Коррекционно-развивающее сопровождение ребенка реализуется в его индивидуальном маршруте (планировании и проведении коррекционно-развивающих мероприятий). Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать обучение и воспитание.

Сложная структура дефекта, многообразие клинических про-явлений, индивидуальный характер развития ребенка-инвалида требуют многоступенчатого дифференциального обследования и наблюдения, то есть мониторинга (от лат. мonitor – напоминающий, надзирающий). Одним из видов мониторинга является педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Социально-педагогический мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах конкретного ребенка или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педаго-гического воздействия на их поведение, с целью облегчения их адаптации и интеграции в социальной среде. Преимуществом данной технологии является возможность получения досто-верной информации от всех участников процесса социально-педагогического взаимодействия. Ее актуальность обусловлена тем, что зачастую работа с детьми-инвалидами направлена на борьбу со следствиями дефекта развития, что не способствует выработке адекватных мер профилактической и коррекционной работы. Социально-педагогический мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющие адаптацию детей; выявить проблемы, определить возможности и средства их преодоления, среди которых важная роль принадлежит мерам социально-педагогического воздействия.

Организация мониторинга психофизических систем индивида – сложное дело. Этот процесс усложняется, когда речь идет о детях-инвалидах, имеющих интеллектуальное недоразвитие. Мыслительная и практическая деятельность, связанная с при-нятием и реализацией множества решений, предполагает разработку таких критериев, которые в своей совокупности могут отслеживать динамику развития личности, состояние реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал рассмат-ривается нами как комплексный индикатор, включающий в себя совокупность имеющихся психофизиологических, физических, психологических способностей и задатков, которые позволяют при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать дефекты развития.

Невозможно учесть и тем более выразить цифрами и точными данными всю совокупность фактов деструктивного поведения воспитанников, просчитать риски в условиях непредсказуемых вариантов и альтернатив развития ребенка-инвалида, имеющего свою специфику дефектного развития. Тем не менее, опираясь на научные исследования в области эффективности социальной работы, социализации детей с ОВЗ, мы выделили систему критериев и показателей, которые выступают в роли инструментария для получения базовой информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников
и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.

В основе принятия решения о формировании системы мониторинга лежит осознанная необходимость в совершенствовании образовательного процесса, процесса социализации, в повышении эффективности результатов.

Цели социально-педагогического мониторинга – изучение личности ребенка; определение уровня его воспитанности, социализации, готовности к интеграции в общество; получение объективной и достоверной информации о состоянии качества образования, социализации воспитанников учреждения социального типа в любой момент.

Решаемые при этом задачи:

– создание в интернате благоприятных условий для повышения качества обучения, воспитания, социализации воспитанников;

– коррекция личностного развития воспитанников;

– систематизация работы по обеспечению социально-педаго-гического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

– непрерывное наблюдение за состоянием обучения, воспитания и получение оперативной информации о нем;

– своевременное выявление изменений, факторов, вызыва-ющих эти изменения; предупреждение негативных тенденций;

– оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения обучения, воспитания.

выделены три основных направления мониторинга:

– личность воспитанника, являющаяся главным показателем эффективности процесса воспитания, обучения, социализации;

– профессиональная позиция педагога;

– организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения, воспитания, социализации, реабилитации.

Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он должен представлять собой организованную систему деятельности. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов анализа и диагностики и должна учитывать особенности конкретной педагогической ситуации.

Несмотря на то, что мониторинг считается относительно самостоятельной функцией управления, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан с другими функциями и стадиями управления. связь проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, то есть мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.

Разрабатывая систему критериев, мы постарались, чтобы они соответствовали следующим основным качественным характеристикам мониторинга:

– объективность – полученные результаты должны отражать реальное состояние дел, а личностный фактор должен быть минимизирован;

– полнота – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно репрезентировать его;

– достаточность – объем информации должен соответствовать потребностям руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;

– систематизированность (структурированность) – информация, полученная из различных источников относительно одного объекта, должна быть структурирована и систематизирована с учетом информационных запросов руководителей и качества источников информации;

– оптимальность обобщения – информация должна соответствовать уровню задач, которые решает орган управления;

– оперативность (своевременность) – информация должна носить в большей степени управленческую, а не историческую ценность, соответствовать темпам развития;

– доступность – возможность и реальность получения той или иной информации в любой момент. 

Предлагаемая система критериев предназначена для детей в возрасте от 4 до 18 лет. Такой широкий возрастной диапазон обусловлен тем, что при диагностике состояния ребенка с патологией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом. Таким образом, можно применять одинаковые критерии для определения уровня развития как у детей младшего возраста, так и у более старших. При этом необходимо учитывать, что конкретное наполнение (набор диагностических методик) зависит и от реального возраста ребенка, и от его интересов и мотивации.     

Диагностика ребенка-инвалида в стационарном учреждении проводится регулярно и носит динамический характер. в ходе диагностики выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста. Методы и приемы обследования соответствуют разграничению функций специалистов.

Содержание мониторинга, периодичность его проведения определяются администрацией учреждения социального типа в зависимости от цели и конкретных задач. При периодичности сбора данных следует разделять ежегодно собираемую информацию (для стабильных, медленно меняющихся данных, используемых при стратегическом планировании и контроле за исполнением решений) и ежемесячную отчетность (для динамичных показателей, используемых при оперативном управлении и контроле). Количество ежемесячно собираемых показателей должно быть минимизировано, а сами показатели тщательно отобраны.

Важным является не только анализ отдельных показателей измерения системы социально-образовательных услуг в данный момент времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений.

качество мониторинга обеспечивается такими условиями, как стабильность, долгосрочность, объективность, надежность. способами осуществления мониторинга являются наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликации, опросные методы и т. д.

Представленная в пособии система критериев и показателей отслеживает как общую эффективность работы педагогов (воспитателей, учителей) в группах, так и эффективность основных видов деятельности каждого воспитанника, его социализации. Говоря об эффективности, мы подразумеваем уровень освоения воспитанниками предложенных знаний, умений и навыков.

Наблюдение за процессом и результатом работы воспитанников в данном информационном пространстве осуществляется на основе показателей «до» и «после» обучения. Таким образом определяется соотношение целей, на которые направлена программа, и результатов ее внедрения.

«До» обучения воспитаннику предлагается выполнить ряд заданий по каждому разделу программы, педагогом выставляется оценка за «уровень информированности» («5», «3», «4» и т. п.). Затем по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. на этом графике отображается картина состояния знаний, умений, навыков воспитанника или группы в целом, их «сильные» и «слабые» позиции в данном информационном поле. Затем составляются рекомендации, которые и должны стать основой в планировании работы воспитателя, учителя, социального педагога.

На основе результатов следующего опроса («после»), а также наблюдений проставляются оценки по тем же критериям и строится график, показывающий результативность внедрения рекомендаций.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики. Она предполагает также глубокое понимание специалистами основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умение определять условия для развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать реабилитационный потенциал воспитанника. При этом необходимо соблюдать следующие психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию более сложного программного материала.

использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.

 коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции деятельности, речи ребенка.

определение оптимального содержания учебного материала, его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Нужно помнить и о следующих принципах организации психокоррекционного процесса:

принцип опоры на целостное развитие личности. Он означает, что нельзя рассматривать тот или иной симптом отдельно от целостной личности даже при условии, что понятны его проявления и причины. Необходим анализ во взаимосвязи со всеми другими проявлениями личности. В любом случае, даже при выраженной симптоматике, корректировать нужно не отдельное отклонение, а личность в целом. Поэтому процесс психокоррекции всегда синтетический, интегральный.

принцип активности всех сторон, участвующих в психокоррекции. Часто, когда речь идет о коррекции личностного развития, имеют в виду тот факт, что взрослый – воспитатель, родитель, психолог – организует систему воздействий и через это снимает симптоматику, ликвидирует причины, то есть активен именно взрослый. На самом деле это далеко не так. Путем одностороннего воздействия можно только подавить, «запугать» воспитанника, добиться якобы желаемой реакции. Действительно же что-то сформировать, тем более скорректировать, невозможно. Ребенок должен желать изменений, так как он сам является «страдающей» стороной; должен самостоятельно совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. Нужно учесть, что воспитанник не знает, что с ним проводится коррекционная работа. Только если желание помочь со стороны взрослого искренне, если он устанавливает с ребенком хорошие отношения, сам вовлекается в предлагаемую воспитаннику деятельность, это обязательно найдет отклик в душе ребенка: дети интуитивно чувствуют и добро, и фальшь. Если со стороны ребенка возникает ответная активность, психокоррекционную работу ждет успех.

принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с личностными достижениями. Под нормативностью развития понимается, с одной стороны, соответствие развития возрастным стандартам, с другой – соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений. Ориентация на возрастные нормативы дает педагогам возможность принимать соответствующие решения о необходимости осуществления коррекции. Однако это вовсе не озна-чает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы «подогнать» ребенка к некоторому эталону. Главное здесь не норматив, а личностные достижения. Если ребенку удалось сегодня сделать что-то лучше, чем вчера, и это им осознается, пусть даже и не достигнуты возрастные нормативы, можно говорить о личностном росте, развитии. Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности психокоррекционного процесса.

принцип ориентации на зону ближайшего развития. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Понятия «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» были выдвинуты в отечественной психологии Л. С. Выготским. Зона актуального развития – это имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чем он справляется самостоятельно без помощи взрослых. Зона ближайшего развития – то, что составляет «завтрашний день» развития ребенка, то, с чем сегодня он справляется с помощью других, а завтра справится уже самостоятельно. важно определить именно зону ближайшего развития воспитанника, нуждающегося в помощи. Другими словами, следует не «топтаться» на достигнутом и его упрочнении, но и не забегать далеко вперед, предъявляя невыполнимые требования и предлагая виды деятельности, задания, с которым ребенок заведомо не справится. Умелая опора на зону ближайшего развития – эффективный способ создания предпосылок для позитивных личностных достижений и изменений.

принцип моделирования личностно значимых отношений  в личностно значимой деятельности. Суть его состоит в том, что в психокоррекционном процессе должны моделироваться отношения, где действительно возможны личностные достижения. Такие отношения являются наиболее значимыми для ребенка. важно учитывать и ведущий, и личностно значимый вид деятельности воспитанника. ведущим видом деятельности ребенка является игра; в процессе ролевой игры формируются основные личностные новообразования. В то же время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые больше любят рисовать, лепить, конструировать, чем играть со сверстниками. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности.

С учетом основных положений учения Л. С. Выготского об актуальном уровне развития и о потенциальных возможностях ребенка, а также методических разработок аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» по организации социально-реабилитационной работы проводится для совершенствования методической и коррекционно-воспитательной работы в школе-интернате мониторинг нескольких видов:

– мониторинг актуальных знаний, умений и навыков, уровня воспитанности, то есть индивидуальной программы развития;

– мониторинг адаптации поступивших воспитанников;

– мониторинг социальной компетентности;

– мониторинг социализации и межличностного общения детей;

– мониторинг подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и др.

Методики перечисленных видов мониторинга выступают, с одной стороны, в качестве диагностики и определения реабилитационного потенциала на данном этапе воспитательного, образовательного процесса, с другой – являются основой для планирования коррекционного сопровождения учебно-воспитатель-ного процесса. Все это позволяет оказать своевременную помощь в личностном, социальном становлении воспитанника, создать «портрет» каждого в отдельности и группы в целом.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторингов. цель мониторинга – получение целостного представления о личности воспитанника интерната, работаю-щего в режиме личностно ориентированного образования. Такой комплексный подход к изучению личности ребенка, учебной ситуации, сложившихся взглядов педколлектива направлен прежде всего на осмысление реальных возможностей реабилитационного потенциала воспитанника. методики мониторингов были адаптированы, апробированы, использованы с учетом контингента воспитанников – умственная отсталость умеренной, тяжелой, глубокой степени.

В ходе проведения мониторингов по каждому воспитаннику решались следующие задачи: первичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов; разработка индивидуальной коррекционной программы развития (образования, социализации); промежуточная диагностика, внесение корректировок, итоговая диагностика; анализ развития с целью выявления его динамики и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и социального сопровождения ребенка; обобщение итогов.

Кроме того, важны анализ результативности деятельности педагогов, обучение педагогов. Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах деятельности педагога. Для учителя диагностической информацией являются результаты срезов и их динамика в продвижении от «нулевого» результата к «промежуточному», от «промежуточного» к «итоговому». В качестве дополнительной информации о саморазвитии может быть общественно значимая деятельность во внеучебной сфере. Работа по полученным данным направлена на саморазвитие, совершенствование методического уровня. Применяемые мониторинги охватывают жизнь ребенка от поступления в школу-интернат до выпуска.

Содержание

Введение    3

Мониторинг социализации воспитанников    14

Мониторинг адаптации поступивших в учреждение детей    16

Мониторинг реабилитации воспитанников    20

Мониторинг подготовки воспитанников к переводу в психоневрологический интернат    23

Мониторинг социализации воспитанников (медико-социальная реабилитация)    25

Мониторинг адаптации детей    25

Мониторинг индивидуальной программы развития    30

Мониторинг социальной компетентности    38

Мониторинг подготовки выпускника    40

Мониторинг социализации воспитанников (психолого-педагогическая помощь)    42

Мониторинг адаптации детей    42

Мониторинг социальной компетентности воспитанников    50

Мониторинг основ социализации и межличностного общения    55

Мониторинг индивидуальной программы развития воспитанников    59

Мониторинг социализации воспитанников (социально-трудовая реабилитация)    73

Мониторинг социальной компетентности    73

Мониторинг индивидуальной программы развития    75

Мониторинг подготовки выпускников к самостоятельной жизни    82

Банк социально-педагогических особенностей воспитанников    87

Приложения    96

Приложение 1. Положение об отделении милосердия Детского дома-интерната для детей (примерное)    96

Приложение 2. Положение об отделении медико-социальной реабилитации (примерное)    98

Приложение 3. Положение об отделении психолого-педагогической помощи (примерное)    101

Приложение 4. Положение об отделении социально-трудовой реабилитации (примерное)    104

Литература    107

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru