Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой

Снято с продажи
Код 597а
Составители Цветкова Г. В.
Издательство Учитель, 2015
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-3120-6, 978-5-7057-4303-2
Страниц 222
УДК 372.016:811.161.1*10
Штрихкод 9785705731206, 9785705743032
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 147 г
Пособие содержит планы уроков русского языка в 10 классе, ориентиро-ванные на работу с учебником А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2014).
В разработках предложены варианты проведения этапов актуализации субъектного опыта обучающихся, организации совместной деятельности по освоению материала урока, коррекции и рефлексии, разноуровневые задания и упражнения, тесты в формате ЕГЭ, контрольные работы, направленные на приобретение обучающимися прочной системы общепредметных знаний, умений и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода к процессу обучения и соответствующих требованиям образовательного стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной программы по русскому языку.
Предназначено учителям-словесникам общеобразовательных школ, может быть полезно студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся предметными знаниями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место темы в учебном курсе;

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

и наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал.

Для этого необходимо:

  • Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  • Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в новой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

  • Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся.

Главное при группировке материала: умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего подумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать домашнее задание: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок оформляется в конспект.

Правила на каждый день, которые помогут учителю

  • Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник обучающихся.
  • Ребенок должен знать цели занятия, для этого обязательно они формулируются вместе с учениками и находятся в сфере их интересов.
  • Исключить из своего лексикона слова: «ошибочный ответ», «неправильно» и т. д. Вместо этого постоянно обращаться к ученикам с предложением обсудить, используя следующие структуры: «А как вы думаете…», «Я думаю, что …, но, может, я ошибаюсь …».
  • Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
  • На каждом уроке сочетание форм организации работы: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
  • Самое главное эмоциональный настрой: я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Разработки уроков насыщены разнообразными видами работ по освоению темы занятия. Такая избыточность заданий позволяет учителю варьировать материал с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровнем подготовки класса и технической оснащенностью кабинета русского языка (предлагаемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная доска, планшет).

Содержание

Введение    3

Урок 1. Роль языка в обществе    7

Урок 2. «Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)    9

Урок 3. История развития русского языка    13

Урок 4. Периоды в истории  развития русского языка    15

Урок 5. Место и назначение русского языка в современном мире    19

Урок 6. Стилистические функции устаревших форм слова    21

Урок 7. Культура речи    22

Урок 8. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии по вопросам  и заданиям учебного пособия    23

Урок 9. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке    27

Урок 10. Принципы русской орфографии    32

Урок 11. Фонетический разбор    36

Урок 12. Повторение знаний  о лексике русского языка    44

Урок 13. Сферы употребления русской лексики    46

Урок 14. Исконно русская и заимствованная лексика    47

Урок 15. Русская фразеология    60

Урок 16. Лексические и фразеологические словари    67

Урок 17. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями    80

Урок 18. Повторение. Морфемика  и словообразование    81

Урок 19. Способы словообразования. Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами. Словообразование знаменательных  частей речи    83

Уроки 20–21. Выразительные словообразовательные средства (вариант 1)    87

Уроки 20–21. Выразительные словообразовательные средства (вариант 2)    105

Урок 22. Обобщающее повторение частей речи: их грамматических значений, грамматических форм и синтаксических функций. Тест по теме: «Части речи»    113

Урок 23. Трудные вопросы правописания -н -и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий    127

Урок 24. Правописание -н-, -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи    132

Урок 25. Правописание не и ни с разными частями речи (вариант 1)    136

Урок 25. Правописание частиц не и ни  с различными частями речи и в составе предложения (вариант 2)    139

Урок 26. Правописание наречий    147

Урок 27. Слитное, раздельное и дефисное написания    163

Урок 28. Что такое текст?    168

Урок 29. Способы и средства связи между частями текста    173

Урок 30. Типы речи    179

Урок 31. Речеведческий анализ текста    186

Урок 32. Научный стиль речи    188

Урок 33. Конспект. Тематический конспект. Реферат    193

Урок 34. Контрольное изложение    195

Приложения    197

Литература    219

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru