Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Есть на складе
247 руб.
-10%
222,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5350
Авторы Коляда Д. А., Коровина Т. Н., Савинова С. В.
Издательство Учитель, 2014
Серия ФГОС. Культура здорового образа жизни
ISBN 978-5-7057-3098-8
Страниц 324
УДК 371
Штрихкод 9785705730988
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 14 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 230 г
В пособии представлены апробированные комплексные программы по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников, обеспечивающие эффективное протекание образовательного процесса через включение каждого ученика в различные виды деятельности: познавательные, трудовые, художественно-творческие, физкультурно-спортивные, регулятивные, коммуникативные, способствующие физиологическому, психологическому, духовно-нравственному развитию, социализации и индивидуализации личности в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми ФГОС к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Предложены варианты педагогического сопровождения программ различными специалистами, проекты анализа, планирования, мониторинга результатов их реализации, конспекты уроков здоровья, общения, сказкотерапии, комплексные внеурочные
занятия, исследования.
Предназначено заместителям директора по УВР, организаторам, а также всему педагогическому корпусу начального звена учреждений общего и дополнительного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.

Для ребенка от 6 до 16–17 лет одним из ключевых факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья, является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья детей.

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику.

В 2010 году была создана Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая подчеркивает, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. …при установлении требований к условиям реализации образовательных программ больше внимания необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ (выделено нами. – Авт.), организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».

В направлении обеспечения здоровья школьников необходимо разработать:

– новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

– рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии в рамках новых стандартов, способствующие при внедрении в педагогический процесс сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу.

Маленький человек, приходящий в школу, в большинстве своем теряет здоровье за годы обучения. А нужно-то не так много, чтобы этого не было, неравнодушие со стороны взрослых, окружающих его: родителей, педагогов, администрации.

Если за 34 года начальной школы мы не сумели помочь ребенку, то нарушения соматического здоровья у учащихся начальных классов в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье (нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности в средней школе, а в старшем звене именно эта группа детей дает отклонения в социальном здоровье).

Реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.

Первая задача, которую необходимо решить, – это согласование педагогического процесса с психофизиологической и гигиенической основой деятельности. Обеспечение ее может резко понизить степень утомления и вероятность переутомления учащихся.

Вторая задача изменение стереотипного взгляда педагога на ребенка как на субъект педагогического процесса. Биологическое и социальное в ребенке должно развиваться в гармонии.

Только в этом случае не будет ухудшаться физическое и психическое здоровье ребенка и может успешно осуществляться педагогический процесс. Будет ли школьная среда комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.

Вниманию коллег предложена для внедрения в широкую практику образовательных учреждений система оздоровления учащихся, в которой представлена технология воспитания сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, активного включения всех субъектов образовательного процесса в оздоровительную практику.

Самое главное, чтобы при реализации программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников сложился коллектив единомышленников, команда, в которой каждый человек был бы неравнодушным.

При внедрении здоровьесберегающих технологий нужно учитывать один из немаловажных принципов в работе по оздоровлению детей это принцип возможности массового охвата школьников при минимальных материальных затратах и активном участии родителей в этом процессе.

На основе проведенных исследований различного характера были сделаны выводы о результативности «Комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников».

Психологическая служба включает в себя помощь детям, которые имеют проблемы в общении, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. Программа создает оптимальные условия для социальной адаптации младших школьников.

Одной из ключевых идей курса является идея мира в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Программа воспитывает у детей уважительное отношение к себе и к окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда дети счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, у детей формируется адекватная самооценка.

Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни младших школьников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.

Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, не только познавательные, но и трудовые, художественно-творческие, физкультурно-оздоровительные.

Программа дает возможность не только организовать процесс обучения ребенка и сохранения его психологического здоровья, но и при условии соблюдения всех принципов программы, ее комплексности позволяет сохранить и укрепить здоровье детей младшего школьного возраста, используя доступные для всех слоев населения и школ методы, что подтверждается анкетированием родителей и медицинским мониторингом.

Реализуемые комплексные мероприятия программы создают условия для сохранения и укрепления физиологического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей, условия для полноценной социализации, индивидуализации личности ребенка в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми ФГОС к сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Хочется надеяться, что предложенный опыт работы поможет учителям, администраторам в их нелегком труде.

Содержание

Введение    3

Т. Н. Коровина, Д. А. Коляда

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования о проблеме сохранения и укрепления здоровья младших школьников    8

Программы, обеспечивающие выполнение требований ФГОС в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников    13

Комплексная программа сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни младших школьников    13

Игротерапия общения (система занятий с детьми предшкольной подготовки и группы кратковременного пребывания)    43

Программа «Уроки психологии общения в начальной школе»    106

Документационное обеспечение «Комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»    185

Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения    198

План мероприятий по организации преемственности дошкольного, начального и основного образования    201

Диагностика результатов реализации программы    211

Мониторинг психологического здоровья    211

Изучение психофизиологических основ эффективной организации учебного процесса в начальной школе    219

Оценка функционального состояния учащихся начальных классов    222

Исследование напряженности адаптации    224

Сравнительная оценка организации учебного процесса в классах здоровьесберегающего и естественнонаучного направлений    229

С. В. Савинова

«Наше здоровье в наших руках» (программа совместной деятельности педагогов и родителей, направленная на воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников)    238

Литература    315

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос