В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика

  • Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика — интернет-магазин УчМаг
-10%
132 руб.
118,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 3139 5833650
Авторы-составители: Токарева С. И.
Издательство: Учитель, 2019
ISBN: 978-5-7057-3112-1
Страниц: 171
УДК: 376
Штрихкод: 9785705731121
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 113 г
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию (ФФНР, ОНР, ФНР), особое значение приобретает использование игровых методов и приёмов, разработанных или подобранных педагогом, соответствующих ФГОС дошкольного образования, который предусматривает разностороннее развитие детей
с комплексными нарушениями с учетом возрастных особенностей и специфических образовательных потребностей. В пособии представлены варианты сопряженной гимнастики, пальчиковые игры и тренинги, игровые упражнения и задания, игры-инсценировки и конспекты занятий, направленные на развитие лексико-грам-матических категорий, фонематического слуха, звукопроизношения детей 5-7 лет.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям, дефектологам ДОО; рекомендовано педагогам постдипломного образования, студентам дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений, родителям.

Подробное описание

Введение

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развить речь ребенка. 

Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Пальчиковая гимнастика позволяет:

• научить ребенка концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

• развить память, поскольку ребенок запоминает определенные положения рук и последовательность движений;

• развить воображение и фантазию (овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории);

• приобрести силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;

• сделать речь более четкой, ритмичной, яркой, усиливая контроль за выполняемыми движениями;

• создать благоприятный эмоциональный фон, развить умение подражать взрослому, научить вслушиваться и понимать смысл речи, повысить речевую активность ребенка;

• индуктивно привести к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место любая речевая патология (ФФНР, ОНР, ФНР).

В коррекционной работе с детьми-логопатами формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Занятия по развитию речи с детьми-логопатами принесут больший эффект, если будут базироваться на пальчиковом тренинге с учетом следующих принципов:

· систематичности и последовательности (материал подобран в определенном порядке, системе);

· доступности (характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушением речи);

· наглядности (большинство заданий предполагает опору на картинный материал и на упражнения с пальчиками);

· комплексности (пальчиковые игры включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ и родителей).

Весь материал должен подаваться в игровой форме. Так, например, из пальчиков складываются герои различных сценок и ска-зок; пальчики подражают действиям различных героев или пред-метов:

Баран стучит: бум-бум,      

Раздается громкий шум.   (кулачками стучат по столу.)

Утюжок так гладко гладит, 

Ни морщинки не оставит.     (ладони трут друг о друга.)

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляционного аппарата.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения, скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.

Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки: не различают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные; умеют правильно произносить, но не могут осуществить правильный выбор звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Такая деятельность влияет на развитие артикуляционной моторики (сопряженная гимнастика), формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. А если в этом формировании определенную роль сыграют пальчики, то процесс несомненно ускорится. Определенное положение пальцев создает наглядный образ того или иного предмета, ассоциирует тот или иной звук с этим предметом. Например, [у] – песенка волка (складывают из пальчиков «голову волка»); [га] – песенка гуся (изображают голову гуся: все пальцы вместе, большой палец опускается-поднимается); [му] – песенка коровы (указательный палец и мизинец вперед, остальные в кулаке); [кар] – песенка вороны (все пальцы в кулаке, указательный и большой – «клюв»).

Детям очень нравятся игры: «Мы – вороны», «Мы – гуси». Смысл таких игр заключается в том, что дети учатся добавлять к слову отсутствующий звук или часть слова. Например, при изучении лексической темы  «Домашние птицы» детям можно предложить поиграть в игру «Мы – гуси». Гуси умеют петь свою песенку «га-га-га», – а вот «гусь» педагога разучился и произносит все слова без начального «га»:

..лстук    ..рмошка

..лоша    ..раж

..лушки    ..рантия

..лоп    ..рнир

Дети должны дополнить недостающую «песенку» и произнести все слово правильно (закрепляется правильное звукопроизношение, осуществляется звукослоговой анализ слова, развивается мелкая моторика, повышается эмоциональный настрой ребенка).

Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей с дефектами речи. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

Необходимо подбирать такой материал, чтобы в одной пальчиковой гимнастике содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносимым текстом. В начале занятий у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но к середине учебного года дети овладевают даже самыми сложными упражнениями.

Пальчиковая гимнастика может не только быть частью занятия, но и его основой. По каждой лексической теме можно разнообразить работу по развитию речи, затронуть все аспекты:

• расширение лексического словаря;

• развитие лексико-грамматических категорий: «Назови ласково», «Подбери признак», «Один – много», «Назови части»; фонематического слуха и восприятия; высших психических функций: памяти, мышления, внимания, восприятия; графомоторных навыков (изготовление букв из различных материалов, складывание букв из пальцев); ориентировка в пространстве (право, лево, вверх, вниз);

• автоматизация звукопроизношения;

• формирование общих речевых навыков: темп речи, ритм, голосовая подача, голосовое дыхание.

Велика роль пальчикового театра в развитии речи детей.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу. Театральную деятельность можно рассматривать как средство всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитание у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Если в пальчиковой гимнастике позы меняются достаточно быстро, согласно стихотворному тексту, то в пальчиковом театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, изменить голос, интонацию, припомнить различные детали, повадки изображаемого персонажа. Теперь он «актер» и должен постараться сыграть свою «роль» так, чтобы «зрителям» было интересно.

Театрализованная игра может стать частью занятий или полным занятием. Проводить такие игры надо систематически. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. В текстах могут использоваться специально подобранные слова, необходимые для отработки того или иного звука, его автоматизации в речи. Для театра можно использовать как пальчиковые куклы, так и сами пальчики.

Работа с использованием пальчиковых кукол осуществляется поэтапно. Вначале дети надевают их на пальцы правой руки, потом – левой, и ведут диалоги в парах. Освоив этот прием, ребенок сможет говорить сразу за двух персонажей (за двух кукол на пальцах левой и правой рук). Вначале лучше подбирать стихотворные и прозаические диалоги, небольшие по содержанию. Такие тексты быстрее запоминаются.

Часто в сценках содержится материал, расширяющий знания детей по определенной теме, например куклы, изображающие лесных зверей, встречаются в лесу и рассказывают о том, как они зимуют: заяц («К зиме как снег я побелел – / Шубку новую надел»), лиса («Я зимы не боюсь, / В шубку теплую ряжусь»), медведь («Я с осени свой жир копил, / Я много ел и много пил, / А теперь я в буреломе / Сладко сплю, как будто в доме»), волк («Я зимой холодный / Всегда злой, голодный»).

Кукол можно заменить пальчиками, сложив их определенным образом, изображая тот или иной предмет, зверя, птицу и т. д. При этом вспоминаются повадки животных, их характер, место проживания.

Детям заранее раздаются стихотворные тексты. На занятиях рассказ ведут сами «звери». В конце занятия подводится итог, проводится рефлексия деятельности, где систематизируются
и обобщаются полученные знания.

Стихотворные тексты не только быстро запоминаются, но и нравятся детям, несут на себе эмоциональную окраску, расширяют знания детей, словарный запас, стимулируют к игровой деятельности, развивают воображение. Играйте с детьми в пальчиковые игры! Развивайте их речь и мышление!

Содержание

Введение    3

Методы коррекции речевых нарушений    11

Сопряжённая гимнастика    12

Игровые методы и приёмы правильного звукопроизношения    28

Игры с пальчиками    36

Звукоподражания    63

Игры на развитие лексико-грамматических категорий    70

Практический материал    97

Пальчики играют, речь нам развивают (пальчиковый игротренинг)    97

Звуки [з][з’]. Буква З (пальчиковый игротренинг)    105

Дифференциация звуков [з][з’], [с][с’]. Буквы З, С (занятие)    113

Звуки [в][в’]. Буква В (занятие)    117

Твёрдые – мягкие согласные (занятие по развитию звуковой культуры речи детей с ФФНР)    124

Звуки [л][л’]. Буква Л (занятие)    131

Игры, инсценировки    138

Приложения    153

Приложение 1. Выполнение букв из пальцев    153

Приложение 2. Выполнение фигур из пальцев    160

Литература    169

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru