Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Первая младшая группа

Есть на складе
45 руб.
-50%
22,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Не участвует в акциях
Код 4466
Авторы-составители Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей
ISBN 978-5-7057-3076-6
Страниц 59
УДК 373
Штрихкод 9785705730766
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 95 г
В пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в первой младшей группе. Данная модель разработана на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики. Предлагаемый мониторинг имеет универсальный характер и может быть применен к любой образовательной программе, так как в его основу положены интегративные качества, отражающие ведущие сферы психического развития дошкольника.
Пособие предназначено руководителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы  образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, на наш взгляд, психологизация системы образования дошкольника, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В данном смысле показательным является тот факт, что в качестве центральных принципов ФГТ определяют:

– сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда  содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

– соответствие содержания программы  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

– обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей  в данный возрастной период;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников, спецификой образовательных областей, предметом их изучения и характеристикой соответствующих видов детской деятельности;

– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошколь-ного образования;

– построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Итак, целеполагающие идеи развития дошкольного образования  аккумулируются вокруг принципа интеграции.

Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия  образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).

Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. А. Лыкова). Это
не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.

Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки мониторинга, направленного на  выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение  организационных форм и содержания мониторинга.

В данном пособии представлена инновационная модель  мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с позиции принципа интеграции.

При разработке модели мониторинга мы ориентировались на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.

Важность принципа интеграции в контексте анализа мониторинговых показателей в дошколь-ный период определяется тем, что, как показали многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, дошкольный возраст обеспечивает общее развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков, освоения сложных видов деятельности, вхождение в общественные процессы, развитие специальных способностей. Следовательно, и критерии качества образования дошкольника должны иметь интегративный характер. Как подчеркивает Е. Л. Низиенко, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании,  специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью интеллектуальных и личностных качеств.

Разработанная мониторинговая система интегративна и с точки зрения обеспечения взаимодействия специалистов ДОУ в процессе ее реализации. Ее организационным ядром является то, что в контексте идеи сопровождения принято называть «сборка статуса ребенка».

Данная мониторинговая система применима к любой образовательной программе, составленной с учетом ФГТ. Образовательные задачи, определенные в каждой образовательной программе, будут конкретизировать достижения воспитанников в процессе ее освоения, главным образом в тех сферах, которые касаются знаний, умений и навыков.

Предлагаемая мониторинговая система имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные  создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

Содержание

Введение    3

Организация и содержание мониторинга    5

Проведение мониторинга    10

Планируемые результаты (показатели) формирования интегративного качества «Фи-зически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»    10

Динамика формирования интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»    12

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интег-ративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиени-ческими навыками»    14

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Любознательный, активный»    15

Динамика формирования интегративного качества  «Любознательный, активный»    17

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования ин-тегративного качества  «любознательный, активный»    19

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Эмоционально от-зывчивый»    20

Динамика формирования  интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»    22

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования ин-тегративного качества  «Эмоционально отзывчивый»    24

планируемые результаты формирования интегративного качества «овладевший сред-ствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    25

Динамика формирования  интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    28

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования ин-тегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»    30

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)»    31

Динамика формирования интегративного качества «Способный управлять своим пове-дением (произвольность)»    33

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования ин-тегративного качества «способный управлять своим поведением (произвольность)»    35

планируемые результаты формирования интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»    36

Динамика формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»    38

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интег-ративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»    40

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший пред-посылками самоорганизации деятельности»    41

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший предпосылками само-организации деятельности»    42

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интег-ративного качества «овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»    44

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Имеющий первичные представления (общая осведомленность)»    45

Динамика формирования интегративного качества «Имеющий первичные представления (общая осведомленность)»    46

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интег-ративного качества «Имеющий первичные представления (общая осведомленность)»    48

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»    49

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»    52

уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интег-ративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»    54

Итоговая таблица динамики формирования интегративных показателей (в баллах и уровнях)    55

Литература    56

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.