Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Снято с продажи
Код 5132
Составители Финтисова О. А.
Издательство Учитель, 2014
Серия ФГОС. Поурочное планирование
ISBN 978-5-7057-3048-3
Страниц 237
УДК 372.016:811.161.1*09
Штрихкод 9785705730483
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 170 г
Пособие содержит разработки уроков русского языка в 9 классе, ориентированные на работу с учебником: Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 9 кл. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2011.
В планировании содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В соответствии с положениями ФГОС в ряде уроков отражаются предполагаемые результаты оформления универсальных учебных действий (УУД), даны варианты уроков с использованием современных технологий в преподавании предмета, в подготовке к ГИА по русскому языку за курс основной школы.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям русского языка общеобразовательных учреждений; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В пособии  поурочное планирование уроков русского языка в 9 классе представлено по УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Данный учебно-методический комплекс полностью соответствует современным подходам в преподавании русского языка. Поурочное планирование отражает основные принципы построения программы по русскому языку для 9 класса под редакцией М. М. Разумовской. В планировании содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. Расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля, что особенно способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Такой подход направлен на формирование личностных результатов  учащихся. Этому также способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Основной подход, который заложен в данное планирование, – текстоцентрический, то есть обучение на основе текста. Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ГИА. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве формировать предметные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи и навыков свободного владения родным языком.

На наш взгляд, особенно важным является анализ авторских текстов без изменений и сокращений, так как именно такая работа способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, даёт возможность учащимся почувствовать всю красоту родного языка, учит бережному и трепетному отношению к слову. Подбор текста должен осуществляться с учё-том возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изу-чением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость, и художественность.

При анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей. Такая работа учит: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Понятно, что в процессе работы на отдельном уроке невозможно проанализировать целое художественное произведение, но фрагмент, представляющий собой законченную мысль, можно. В масштабах большого текста всегда можно выделить несколько фрагментов, в которых чётко определяется микротема, отражающая содержание нескольких предложений, связанных одной мыслью.

Методика работы с текстом на уроке очень проста. На начальном этапе урока или на этапе закрепления материала учащиеся записывают текст под диктовку. Конечно, могут быть использованы варианты демонстрации текста через проектор или же распечатанные тексты, но всё же лучше, если текст записан именно под диктовку. Этот вариант восприятия текста позволяет достичь нескольких результатов: во-первых, учащиеся самостоятельно повторяют правила написания слов и расстановки знаков препинания; во-вторых, учитель может в необходимый момент дать комментарий к записываемому; в-третьих, правильная расстановка логических пауз и ударений способствует лучшему восприятию текста. После того как текст записан, необходимо, чтобы учащиеся прочитали его вслух. Затем комментируются орфограммы и пунктограммы. Далее начинается непосредственная работа с текстом в зависимости от целей конкретного урока. Вот здесь возможна демонстрация текста на экране, чтобы учащиеся ещё раз проверили правильность записанного, им предлагается ряд конкретных заданий. Они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что нужно закрепить или повторить.

В заключение хотелось бы добавить, что в данном поурочном планировании положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления – систематизация фактов языка – дифференциация этих языковых фактов – «чтение» схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация – самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

Надеемся, что данная работа будет полезна в практической деятельности учителей русского языка, работающих по УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Содержание

Введение    3

Урок 1. Русский язык – национальный язык русского народа    6

Урок 2. Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика    8

Урок 3. Повторение: стили речи    14

Урок 4. Типы речи    16

Урок 5. Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование    17

Урок 6. Повторение изученного: морфология и синтаксис    21

Урок 7. Повторение изученного: орфография и пунктуация    25

Урок 8. Повторение изученного: орфография и пунктуация    28

Урок 9. Повторение и углубление знаний о тексте: способы
и средства связи    31

Урок 10. Повторение изученного: орфография и пунктуация    33

Урок 11. Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 5–8 классах»    36

Урок 12. Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием    39

Урок 13. Понятие о сложном предложении    42

Урок 14. Типы сложных предложений и средства связи между частями    45

Урок 15. Речевые жанры. Путевые заметки    48

Уроки 16–17. Подготовка к сжатому изложению    49

Урок 18. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них    58

Урок 19. Знаки препинания в сложносочинённом предложении    60

Урок 20. Использование сложносочинённых предложений (ссп) в тексте    63

Урок 21. Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием    66

Урок 22. Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП)    69

Урок 23. Виды сложноподчиненных предложений    79

Урок 24. Виды сложноподчинённых предложений    85

Урок 25. Художественный стиль речи и язык художественной литературы    89

Урок 26. Эссе: понятие о жанре    90

Урок 27. Контрольная работа № 3. Сочинение в жанре эссе (рассуждение-размышление)    91

Урок 28. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным    92

Урок 29. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным    101

Урок 30. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным    105

Урок 31. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях c придаточными изъяснительными    111

Урок 32. Резервный урок    112

Урок 33. Сложноподчинённое предложение с придаточным места    117

Урок 34. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени    120

Урок 35. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным    122

Урок 36. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным    124

Урок 37. Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени    128

Урок 38. Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени    131

Урок 39. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели    133

Урок 40. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия    135

Уроки 41–42. Контрольная работа № 4. Сжатое изложение с элементами сочинения    136

Урок 43. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия    136

Урок 44. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия    138

Урок 45. Рецензия. Понятие о жанре    142

Урок 46. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным    143

Урок 47. Контрольная работа № 5. Рецензия    144

Урок 48. Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»    148

Уроки 49–50. Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольной работы    152

Урок 51. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными    154

Урок 52. Сопоставительная характеристика. Подготовка к ГИА    156

Урок 53. Использование СПП с двумя или несколькими придаточными в языковой практике    166

Урок 54. Использование СПП в тексте (творческая работа)    169

Урок 55. Деловая речь    171

Урок 56. Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП)    172

Урок 57. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении    174

Урок 58. Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении    175

Урок 59. Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении    177

Урок 60. Сложное бессоюзное предложение    179

Урок 61. Контрольная работа № 7 по теме «Бессоюзное сложное предложение»    186

Урок 62. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи    189

Урок 63. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период    190

Уроки 64–65. Итоговое повторение. Подготовка к ГИА    191

Урок 66. Итоговое повторение. Вариант I    201

Урок 66. Путешествие по станциям знаний (урок-зачет). Вариант II    206

Уроки 67–68. Итоговая контрольная работа    214

Литература    234

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос